Найти тему

Ханна Рейч: Покорительница неба и рекордов

Оглавление

Ханна Рейч немецкая летчица-испытатель, она не просто летала – она открывала новые горизонты. Больше 40 авиационных рекордов! И это в то время, когда женщине за штурвалом удивлялись, как чуду. Ханна доказала: небо одинаково открыто для всех, кто готов подняться ввысь.

Ранние годы и начало карьеры 

Бывают дети, которые с пеленок знают, чего хотят. Такой была и Ханна Рейч, родившаяся в 1912 году в городке Хиршберг. Маленькая Ханна часами глазела в небо, мечтая однажды оказаться там, среди облаков.

В 14 лет судьба подкинула ей шанс – Ханна увидела планер. И всё, пропала девочка! С этого момента она словно одержимая стремилась в небо. Представляете, в то время, когда многие считали, что женщине место у плиты, эта юная особа решила, что ее место – в кабине самолета.

В 1931 году Ханна поступила в Технический университет Берлина. Днем – лекции по метеорологии и авиационной инженерии, вечером – тренировки на планере. Сокурсники шутили, что она, наверное, и спит с крыльями.

А в 1932 году случилось то, чего Ханна ждала всю свою юную жизнь – первый самостоятельный полет. Потом она говорила друзьям: "Знаете, в тот момент я поняла – небо не имеет границ. И я тоже.”

Достижения в довоенный период 

Знаете, как бывает, когда человек находит свое призвание? Вот так и Ханна нашла свое небо. И началось!

1932 год – и мировой рекорд по длительности полета на планере среди женщин у нее в кармане. Ну как в кармане – в летной книжке, конечно.

Через год Ханна уже крутила штурвал моторного самолета. Представляете картину? Приземляется самолет, открывается кабина, а оттуда – стройная девушка в летном комбинезоне. Немая сцена, как у Гоголя в "Ревизоре"!

К 35-му году наша Ханна уже вовсю испытывала новые планеры. Рисковая работенка, скажу я вам. Однажды ей пришлось прыгать с парашютом из неисправного планера. "Земля неслась навстречу так, будто я задолжала ей кучу денег", – смеялась потом Ханна.

А в 37-м она села за штурвал вертолета. Первая женщина в мире! Инженеры только рты разевали – освоила машину быстрее, чем они инструкцию написали.

К концу 30-х имя Ханны Рейч звучало по всей Европе, как припев модной песенки. Медали, кубки, рекорды – ее трофеи уже не помещались на каминной полке. 

Ханна доказала: если есть крылья и мечта, то неважно, какого ты пола. Важно только, как высоко ты можешь взлететь.

Роль во время Второй мировой войны 

Ну а потом грянула война. И тут Ханна Рейч оказалась между молотом и наковальней. С одной стороны – любимое небо, с другой – нацистский режим, который этим небом командовал.

Ханна решила летать. И летала она на всем, что только могло оторваться от земли. Истребители, бомбардировщики, ракетные самолеты. Причем частенько это были экспериментальные модели, на которых другие летчики летать отказывались.

Был у нее полет на Me 163 Komet – ракетном перехватчике. Эта штука разгонялась так, что пилоты седели за один вылет. А Ханна? "Ощущения как на американских горках, только круче!" – говорила она после посадки, как ни в чем не бывало.

В последние дни войны Ханна умудрилась посадить маленький самолет Fieseler Storch прямо в осажденном Берлине, между руин и баррикад. Это все равно что припарковаться на игольном ушке! А она сделала это под огнем, да еще и пассажира прихватила.

Но знаете, война – штука сложная. И роль Ханны в ней многие до сих пор обсуждают. Одни говорят – героиня, другие – пособница режима. А она сама? Всегда твердила, что летала не за Гитлера, а за Германию. И знаете, глядя на ее жизнь, начинаешь понимать – для Ханны главным было небо. Неважно, какой флаг внизу – важно, что ты там, наверху, делаешь то, что любишь.

Послевоенная жизнь и карьера 

После войны Ханне пришлось несладко. Ее арестовали американцы, подержали под замком, потом отпустили. Но клеймо "нацистской летчицы" прилипло крепко.

Однако Ханна не была бы Ханной, если бы сдалась. "Небо не знает границ", – повторяла она и продолжала летать. В 50-х она перебралась в Индию, где учила местных пилотов. Представляете, как удивлялись индийские летчики, когда эта немка показывала им высший пилотаж?

В 1961 году Ханна установила новый планерный рекорд. В 49 лет, между прочим! Когда другие уже подумывают о пенсии, она бросала вызов молодым.

До конца жизни Ханна не расставалась с небом. Ее последний полет состоялся за год до смерти. В 67 лет! 

Личная жизнь и характер 

А какой была Ханна Рейч в жизни? Огонь, а не женщина! Упрямая, как осел, целеустремленная, как ракета, и острая на язык, как бритва.

В любви ей, правда, не везло. Замуж выходила лишь раз, да и то ненадолго. Говорила, что её настоящий муж – небо. И ведь не соврала!

Ханна была той еще чудачкой. Могла часами рассказывать о тонкостях аэродинамики, а потом вдруг заявить, что лучшее средство от похмелья – мёртвая петля на рассвете.

Друзья вспоминали, что Ханна была верна, как компас, и прямолинейна, как взлетная полоса. А ещё она обожала черный юмор. "Если я разобьюсь, – шутила она, – похороните меня вверх ногами. Пусть весь мир думает, что я просто ушла на посадку!"

Наследие и влияние на авиацию 

Ханна Рейч оставила после себя не просто след в истории авиации – она проложила целую воздушную трассу для будущих поколений летчиц.

Её рекорды? Да их столько, что впору отдельную книгу писать. Но дело даже не в цифрах. Ханна доказала: в небе важны не бицепсы, а мозги и характер.

Она внесла огромный вклад в развитие планеризма. Благодаря ей, конструкторы поняли, как сделать планеры более устойчивыми и маневренными. А её опыт в испытаниях реактивных самолётов? Это ж просто кладезь для инженеров!

Сегодня имя Ханны Рейч знает каждый авиатор. В Германии есть авиаклуб её имени, а в музеях авиации – её фотографии.

И знаете что? Каждый раз, когда вы видите женщину-пилота в кабине самолёта, вспоминайте Ханну. Ведь это она когда-то сказала: "Летать должен тот, кто хочет летать. Неважно, какого он пола, важно – какой высоты его мечта".

А еще Ханна вдохновила целое поколение женщин не бояться своих амбиций. Она показала, что можно быть женственной и при этом управлять сложнейшей техникой. Можно любить небо и не терять связи с землей.

Конечно, у Ханны были и критики. Особенно из-за ее роли в войне. Но даже они признавали ее мастерство. И может, в этом и есть главный урок ее жизни – делай то, что любишь, делай это хорошо, и в конце концов твой талант признают все. Даже те, кто с тобой не согласен.