Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Феномен квадроберов с позиции возрастной психологии и психологии игры

Мои «5 копеек» в тему квадроберов, как явления социального резонанса, а не в рамках определения из Википедии:

"Квадроберы ...— люди, преимущественно подростки, занимающиеся имитацией действий и повадок животных. В разных печатных изданиях такая имитация воспринимается как субкультура и / или особый неофициальный вид спорта"

Часто, в сети, на форумах превалирует мнение о феномене квадроберов, как ИГРЕ (не наигрались, субкультура, нереализованные потребности родителей).

Предлагаю рассмотреть этот феномен с позиции возрастной психологии и психологии игры. Сегодня только дошкольный возраст!!!

Согласно теории Л. С. Выготского, игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста (3-7 лет) . Ведущей – значит, преимущественно только в этой форме, то есть играя ребенок осваивает новые социальные роли, развиваются психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, восприятие, речевые функции.

Как писал Л. С. Выготский: «Игра человеческого ребенка так же направлена на будущую деятельность, но главным образом на деятельность социального характера. Ребенок видит деятельность окружающих его взрослых людей, подражает ей и переносит ее в игру, в игре овладевает основными социальными отношениями и проходит школу своего будущего социального развития».

Игра для детей не только подготовка к будущей деятельности, но прежде всего - средство освоения социальных отношений. Наблюдая за взрослыми и подражая их действиям, дети переносят эти действия в игру. Через игру они учатся основным социальным ролям и нормам поведения, что является важным этапом их социального развития.

Советский психолог и философ С. Л. Рубинштейн говорил:

«Игра - это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности».

Начавшись в дошкольном детстве, игра сопровождает человека практически всю его жизнь. Игра позволяет человеку моделировать мир и обеспечивает возможность личностного роста. Игра создает фундамент для становления и развития творчества. Игра помогает управлять собой, своим поведением и деятельностью. Игра выступает основой для целенаправленного самоизменения и саморазвития.

Играя в кошечку или собачку, ребенок словно «одевается» в роль, выполняет правила, выстраивает сюжет. Во-первых, исходя из своего личного и социального опыта, во-вторых, подстраиваясь, изменяясь (если даже в моменте, (пока не готов или исходя из личных психологических особенностей), действует строго по инструкции, например научили, как играть в доктора Айболита и ребенок принимает «больных» слушая фонедескопом и просматривая горло, и тут появляется «пациент» с ранением, и ребенок может лечить его по прежней схеме «слушая и просматривая горло»), но механизм расширения личного и социального опыта запущен.

Поиграв, ребенок – «снимет» эту роль и идет дальше, проживая свою психическую реальность, доступным для него способом.

Когда же ребенок, как бы играет «в жизнь кошечку или собачку», но спит, ест, писает, какает, общается как кошечка или собачка, и требует, чтобы и окружающие с ним общались, как с кошечкой или собачкой, то это уже не игра – это диагноз, а это в МКБ – 10.

В 2024 году действие плана мероприятий по внедрению Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, одиннадцатого пересмотра (МКБ-11) на территории Российской Федерации на 2021–2024 годы было приостановлено, что не может не радовать.

Автор: Бавшенко Вера Олеговна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru