А музыка в кинокартине «Трюкач» действительно волшебная, за что и была удостоена «Золотого глобуса». Фильм вообще произвел фурор в Европе (при выдаче «глобуса» учитывает мнение «иностранной прессы»), что в итоге вынудило «американских кино-академиков» без особого энтузиазма, скорее, для проформы номинировать его на «Оскар».
Хотя нас более интересует то обстоятельство, что «Трюкач» с минимальными купюрами в 1982 году был показан в СССР. И рядовой зритель оказался во власти очарования этого не совсем понятного проекта. Советское руководство видело в нём критику западного образа жизни, где правили хищные нравы. А зритель был заворожен необычными кульбитами, которые главный герой совершал под непривычную, стилизованную «под ретро» музыку.
«Трюкач» вообще считается лентой не то что бы культовой в привычном понимании, но мифической. Это не считая того, что её переделывали несколько раз – подобной «сомнительной участи» удостаивались только творения Орсона Уэллса. В любом случае «Трюкач» очень сильно отпечатался на современном кино в целом.
Есть версия, что Спилберг задумал снять «Индиану Джонса» как раз под впечатлением от просмотренного «Трюкача», а много позже Дэвид Финчер фактически повторил сцену с кино-посиделками в своем чёрно-белом фильме «Манк».
Если кто-то вам скажет, что у «Трюкача» есть четкая жанровая направленность – не верьте ему. В этой удивительной кинокартине перемешаны мелодрама, триллер, приключения, комедия, социальная трагедия. Ричард Раш создавал будто бы подобие самой жизни, не намереваясь впихивать её в какие-то «стилистические границы».
Да-да!!! То самый Раш, который через полтора десятилетия снимает недооцененный триллер «Цвет ночи», в коем многие не заметят смысловой наполненности. Собственно, как и в «Трюкаче», так как приходилось читать мнения, де, какая-то «недоделанная вещь» (сами вы «недоделанные»).
Раш являет вам кинематограф как «новую религию», о чём социологи заговорят лишь в эпоху Миллениума. Впрочем, в данном случае речь пойдет не о воздействии на зрителя, когда предлагаются некоторые обязательные для повторения модели поведения, но о кинематографе как «утешении». И не только для оказавшегося на съемочной площадке «беглеца».
В фильме очень умело вмонтирована в действие потенциально криминальная тайна. Даже не одна, а целых три. Во-первых, вам будет не совсем понятно, зачем каскадер хотел задавить «беглеца» на дорогом реквизитном автомобиле. Во-вторых, долгое время в тени будет оставаться судьба самого «беглеца». А, может быть, Кемерон действительно свихнувшийся на Вьетнамской войне маньяк?
Или же всё-таки псих – это режиссер Элай Кросс, который втайне задумал снять снаф (то есть фильм с реальным убийством), а оттого вынашивает план, как бы угробить нового трюкача? Кино как «религия» не лишена паранидальности, что подчеркивается рядом сцен, когда «беглец», ставший «трюкачом», ощущает, будто бы соседи по съемочной площадке преследуют его, «став» действительными немцами.
Следуя за белым кроликом в волшебную нору надо быть готовым ко всему. Хотя это не относится к тому, что Раш небрежно и элегантно обозначил проблему сразу двух «любовных треугольников», в которых «смежной гранью» являются Нина и Кемерон, а двумя отстраненными вершинами – гримерша и режиссер.