Монастыри на Руси росли как грибы, к середине XVIII века их было около 880 из них только в XVIIвеке было основано 657 монастырей, что было в полтора раза больше, чем в XVI веке при этом общая численность населения не превышала 10 миллионов человек. Из общего количества монастырей 189, то есть около трети, имели в конце XVII века крепостных крестьян.
При этом народ видел, что монахи в монастырях вели праздную безбедную жизнь, но говорить об этом было крамольно, особенно после выхода в 1649 году Соборного уложения.
Вот так и появилась в народе «Калязинская челобитная», написанная около 1677 года в виде пародии на челобитную.
Она описывала жизнь монахов Троицкого Макарьева монастыря близ Калязина, которые проводили время в безделье и пьянстве.
Челобитная повествует, как несладко жилось монахам Калязинского монастыря, не давал им житья настоятель архимандрит Гавриил и решили они на него пожаловаться самому Симеону, архиепископу Тверскому и Кашинскому.
Они, такие усердные богомольцы пришли к выводу, что архимандрит совсем потерял страх Божий и творит, что хочет. Каждое утро он заставляет пономарей по утрам в колокола звонить и на службу будить. А им тяжело вставать, потому что по ночам они келейное правило совершают, полведра пивной браги опорожняют от краёв и до дна, потому и не высыпаются.
А тут ещё такое сотворил архимандрит, что взял и разогнал старцев, которые пиво варили и теперь им, богомольцам надо новых бражников искать и на службу теперь поневоле приходится ходить трезвыми, а там читать и петь, а заутреню и обедню вообще натощак, и они от этой изморы долго не продержатся и скоро помрут.
К тому же архимандрит очень расточителен, столько свеч и ладана покупает, да ещё и по церкви ходит кадит, а у них богомольцев от этого ладана в горле садит и глаза слезятся.
Раньше они за ворота ходили, на ферму к коровницам, благословение им подавали, теперь и это архимандрит запретил.
А в постные дни заставляет их архимандрит есть репу пареную с реткой вяленой, да кашу постную со щами мартовскими и квасом. А как же на этом прожить? Им, богомольцам усердным нужно в постные дни есть белорыбицу, уху стерляжью, по два пирога, да блины с маслом и пивом всё запивать.
Вот и получается, что не научен архимандрит монашеской жизни и учиться не хочет. Предлагали они ему, что, если хочет с ними в Калязине жить, пусть пиво почаще варит, да святую братию поит, да не заставляет в церковь ходить и поклоны бить.
Но если он не согласится, то они его побьют обухами и уйдут в другой монастырь, где не воду, а вино и пиво пьют.
Вот и обращаются они с просьбой к архиепископу Симеону вразумить архимандрита Гавриила и наставить его на путь истинный.
Данное произведение обличало быт и нравы монашества, распутное и пьяное житьё в монастырях и несоответствие поведения монахов требованиям Монастырского устава.
В Калязинской челобитной просматривается ненависть народа к монастырям и церковному духовенству в целом, к тому же повесть не только обличает, но и даёт возможность посмеяться над «добросовестными» богомольцами.