Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Олд-таймер, отмотавший время на 25 лет назад — советский пассажирский тепловоз ТЭП60 снова в рейсе

Оглавление

Друзья, всем привет!

Многие из вас наверняка уже успели посмотреть мои последние небольшие видеозарисовки с ламповым пассажирским тепловозом серии ТЭП60, который непонятно мне, но каким-то чудом залетел и на нашу заповедную Бологое-Полоцкую дорогу:

Неожиданная новость

Должно было случиться что-то просто невероятное! Но в пятницу 11 октября мне неожиданно сообщили, что согласно полученной телеграмме в период с 12 по 15 октября включительно пригородный поезд сообщением Бологое-Осташков будет курсировать с тепловозом ТЭП60.

Четверть века назад эта машина последний раз прошла по этой исторической дороге и казалось, что осталась навсегда лишь в памяти людей старшего поколения да на кадрах фильма режиссёра Алексея Вульфова «Бологое-Полоцкая», вышедшего в прокат в далёком 1997 году
Четверть века назад эта машина последний раз прошла по этой исторической дороге и казалось, что осталась навсегда лишь в памяти людей старшего поколения да на кадрах фильма режиссёра Алексея Вульфова «Бологое-Полоцкая», вышедшего в прокат в далёком 1997 году

Эта новость, если сказать, что привела меня в полный восторг — значит ничего не сказать. Повергла в лёгкий шок как любителя железных дорог, если хотите. О таком событии можно было только мечтать, и в одном из недавних моих интервью для старейшего железножорожного издательства «Гудок» я рассказывал в заключении именно об этом, не прибавить, не убавить как говорится.

Как в былые времена, словно и не прошло никаких десятков лет. Тепловоз ТЭП60-0904 на 2 пути станции Осташков готовится к отправлению на Бологое
Как в былые времена, словно и не прошло никаких десятков лет. Тепловоз ТЭП60-0904 на 2 пути станции Осташков готовится к отправлению на Бологое

Итак, отложив все бытовые дела, я решил безотлагательно начать фотоохоту за этим тепловозом в первый же день курсирования на участке Чёрный Дор-Осташков. Сегодня это часть огромного перегона протяженностью в 56 км, ровно половина плеча из Осташкова до Бологого (112 км), который образовался после закрытия станций на этой дороге на рубеже веков.

ТЭП60 на платформе ОП Чёрный Дор (бывшая станция, закрыта в ноябре 2001 года в связи с сокращением движения поездов на Бологое-Полоцкой)
ТЭП60 на платформе ОП Чёрный Дор (бывшая станция, закрыта в ноябре 2001 года в связи с сокращением движения поездов на Бологое-Полоцкой)

Феникс, восставший из пепла

В одном из постов ранее я знакомил своих читателей с новостью о том, что единственный сохранившийся экземпляр самого популярного в СССР пассажирского тепловоза серии ТЭП60 под номером 0904 восстановлен до рабочего состояния по инициативе начальника Дирекции тяги компании ОАО «РЖД» Дмитрия Пегова.

Цифра 60 в обозначении серии означала 60-е годы (Раков В.А. "Локомотивы 1956-1975гг." Тепловозы серий ТЭП60 и 2ТЭП60)
Цифра 60 в обозначении серии означала 60-е годы (Раков В.А. "Локомотивы 1956-1975гг." Тепловозы серий ТЭП60 и 2ТЭП60)

Это один из первых в России на сегодняшний день специально отреставрированный ретро-локомотив из новых видов тяги (не паровоз). Тепловоз эксплуатировался до 2008 года в депо Саратов-2, а затем был передан в запас на сохранение по инициативе ВОЛЖД, распоряжением тогдашнего старшего вице-президента компании ОАО «РЖД» Валентина Александровича Гапановича на базу запаса в Ермолино (Северная ЖД) специально как ретро-экспонат. Восстановлен в депо Тихорецкая (Северо-Кавказская ЖД) в 2024 году. Он уже успел поработать и неоднократно засветиться в объективах фотографов в Карелии на одном из туристических маршрутов Сортавала-Янисьярви с поездом «Зоопарк экспресс», а теперь оказался здесь на исторической заповедной Бологое-Полоцкой дороге, где когда-то в средине 70-х прошлого века тепловозы именно этой серии пришли на смену пассажирским паровозам серии Су.

Пассажирский паровоз серии Су в ярко-зелёном окрасе с такими же зелёными вагончиками следует в районе бывшего разъезда 100 км. Это тот редкий случай, когда историческая достоверность и визуальная ливрея поезда хорошо сочетаются, иными словами — туристический продукт, имеющий все шансы на успех
Пассажирский паровоз серии Су в ярко-зелёном окрасе с такими же зелёными вагончиками следует в районе бывшего разъезда 100 км. Это тот редкий случай, когда историческая достоверность и визуальная ливрея поезда хорошо сочетаются, иными словами — туристический продукт, имеющий все шансы на успех

Первый рейс ретро-поезда «Селигер» из Бологого на Осташков 13 октября совершил потомственный машинист локомотивного депо С.-Петербург-Варшавский ТЧ-14 Александр Тимошенков. Он один из числа тех, кто первым обкатывал эту машину в Карелии сразу после реставрации в Тихорецке.

Потомственный машинист Александр Тимошенков со своим отцом Сергеем Михайловичем на фоне легендарного тепловоза серии ТЭП60-0904, станция Осташков
Потомственный машинист Александр Тимошенков со своим отцом Сергеем Михайловичем на фоне легендарного тепловоза серии ТЭП60-0904, станция Осташков

Я успел с ним познакомиться ещё в повседневной работе в Великих Луках, когда приходилось неоднократно передавать пассажирскую машину из-под нашего пригородного поезда №6691 Осташков-Великие Луки дальше на проход на Питер под поезд №607. Жму руку и передаю привет со страниц своего канала!

Ушедшая эпоха

Тепловозы серии ТЭП60 активно поступали в эксплуатацию на Октябрьскую железную дорогу, в том числе и в локомотивные депо Бологое и Великие Луки для работы с пригородными и скорыми пассажирскими поездами массой до 1100 тонн, обслуживающие участок Бологое-Великие Луки (относится к северо-западному участку исторической дороги Бологое-Полоцк).

Тепловозы ТЭП60-0478 и ТЭП60-1226 на станции Великие Луки (Балтийская сторона), 1998 год. Автор снимка: Валерий (railgallery.ru)
Тепловозы ТЭП60-0478 и ТЭП60-1226 на станции Великие Луки (Балтийская сторона), 1998 год. Автор снимка: Валерий (railgallery.ru)

На заповедной Бологое-Полоцкой дороге эти локомотивы курсировали с такими пассажирскими поездами как: Бологое-Великие Луки, Ленинград-Полоцк, Киев-Мурманск, Осташков-Москва, Осташков-Торжок и Осташков-Бологое вплоть до конца 90-х прошлого века, пока им на смену не пришли более современные локомотивы серии ТЭП70. С рассказов об этих пассажирских поездах я и начал вести свой канал 5 лет назад.

Пассажирский поезд №691 сообщением Бологое-Великие Луки с тепловозом ТЭП60-0264 на станции Осташков, 1996 год. Фото из архива ВОЛЖД
Пассажирский поезд №691 сообщением Бологое-Великие Луки с тепловозом ТЭП60-0264 на станции Осташков, 1996 год. Фото из архива ВОЛЖД

Поэтому тепловоз ТЭП60 знаковая машина, особенно для людей, заставших ещё в эпоху существование СССР и весь постперестроечный период лихих 90-х, период её активной эксплуатации. Магистральный пассажирский тепловоз серии ТЭП60-0904 — это яркий представитель поколения 60-х годов, когда на железнодорожном транспорте внедрялись принципиально новые виды тяги: дизельная и электрическая.

-9

У многих из вас, читающих эти строки, наверняка есть какие-то свои личные воспоминания, связанные с этой изящной и уже можно сказать старомодной в плане дизайна машиной. Обязательно поделитесь ими в комментариях, на каких поездах и в какие годы удалось проехаться с ТЭП60, прочту с удовольствием и обсудим вместе.

Знакомство с тепловозом в деталях

Первым по-настоящему пассажирским тепловозом на советских железных дорогах стал ТЭП60, разработанный Коломенским заводом, поскольку предыдущие тепловозы ТЭ7 и ТЭП10, предназначавшиеся для пассажирской службы, являлись по сути незначительно переработанными грузовыми локомотивами.

С 1960 по 1985 год в Коломне было построено около полутора тысяч таких тепловозов, включая машины в двухсекционном исполнении (серия 2ТЭП60)
С 1960 по 1985 год в Коломне было построено около полутора тысяч таких тепловозов, включая машины в двухсекционном исполнении (серия 2ТЭП60)

На нём был установлен новый дизель-генератор мощностью в 3000 л.с., а ходовая часть была спроектирована специально для вождения пассажирских поездов. В итоге удалось достичь конструкционной скорости в 160 км/ч.

-11

Для своего времени ТЭП60 — самый скоростной тепловоз в мире

На испытаниях на нём была достигнута скорость 193 км/ч. Поставив скоростной рекорд, пальму первенства ТЭП60 лишь в 1991 году уступил более мощному и современному тепловозу ТЭП80 на скоростных испытаниях. А 5 октября 1993 года ТЭП80 достиг скорости в 271 км/ч, установив абсолютный рекорд для тепловозов, который остаётся таким и по сей день. На основании этих испытаний ВНИИЖТ сделал вывод о целесообразности использования для обслуживания пассажирских и особенно высокоскоростных поездов тепловозов серии ТЭП60, а не серии ТЭП10.

Тепловоз имеет сварной кузов несущей конструкции с двумя кабинами управления и опирается на две трёхосные тележки. На тепловозе установлен шестнадцатицилиндровый двухтактный дизель 11Д45, славившейся своим повышенным аппетитом к дизельному топливу и маслу
Тепловоз имеет сварной кузов несущей конструкции с двумя кабинами управления и опирается на две трёхосные тележки. На тепловозе установлен шестнадцатицилиндровый двухтактный дизель 11Д45, славившейся своим повышенным аппетитом к дизельному топливу и маслу

Отчасти высоким скоростным и динамическим характеристикам способствовал и аэродинамический обтекаемый кузов тепловоза ТЭП60.

Лобовые окна на тепловозе ТЭП60 выполнены с характерным закруглением в угоду аэродинамики, которая уже начинает положительно сказываться на скоростях свыше 80 км/ч. Подобное решение с закруглёнными окнами и смещёнными стойками крыши способствует не только улучшению аэродинамики тепловоза, но и улучшает обзор из кабины для локомотивной бригады
Лобовые окна на тепловозе ТЭП60 выполнены с характерным закруглением в угоду аэродинамики, которая уже начинает положительно сказываться на скоростях свыше 80 км/ч. Подобное решение с закруглёнными окнами и смещёнными стойками крыши способствует не только улучшению аэродинамики тепловоза, но и улучшает обзор из кабины для локомотивной бригады

Экипажная часть тепловоза состоит из двух трёхосных тележек со стандартным диаметром колёс всего 1050 мм, как и на грузовых и маневровых машинах, таких как: М62, 2ТЭ116, ТЭМ2.

Экипажная часть с двухуровневым рессорным подвешиванием тепловоза ТЭП60 была позаимствована у электровоза серии Ф. Отличается высокой мягкостью и плавностью хода
Экипажная часть с двухуровневым рессорным подвешиванием тепловоза ТЭП60 была позаимствована у электровоза серии Ф. Отличается высокой мягкостью и плавностью хода

Позднее, на тепловозах серии ТЭП70 диаметр колёс будет увеличен до 1220 мм.

На отреставрированном тепловозе работает всё, в том числе и подсветка номерных знаков, что является сегодня редкостью, например для эксплуатируемых тепловозов ТЭП70
На отреставрированном тепловозе работает всё, в том числе и подсветка номерных знаков, что является сегодня редкостью, например для эксплуатируемых тепловозов ТЭП70

Мощная на тот момент времени ДГУ в 3000 л.с. для односекционного тепловоза в сочетании с колёсными парами стандартного диаметра увеличивали вероятность склонности срыва колёсных пар к боксованию, при вождении пассажирских поездов составностью от 8 вагонов и длиннее, что в свою очередь требовало от машиниста тепловоза особого чувства профессионализма и навыков управления при разгоне поезда.

Рабочее место машиниста на тепловозе ТЭП60-0904. Россыпь из всевозможных для тепловоза контрольных ламп, манометров, тумблеров и автоматов защиты. Справа привычные краны управления тормозами (усл. номер 254 и 395 с блокировочным устройством 367). Слева рукоятка реверсора и характерная для машин из более ранних выпусков "кочерга" контроллера машиниста для управления тягой. На поздних тепловозах серии ТЭП60 взамен "кочерги" устанавливался штурвал контроллера машиниста
Рабочее место машиниста на тепловозе ТЭП60-0904. Россыпь из всевозможных для тепловоза контрольных ламп, манометров, тумблеров и автоматов защиты. Справа привычные краны управления тормозами (усл. номер 254 и 395 с блокировочным устройством 367). Слева рукоятка реверсора и характерная для машин из более ранних выпусков "кочерга" контроллера машиниста для управления тягой. На поздних тепловозах серии ТЭП60 взамен "кочерги" устанавливался штурвал контроллера машиниста

Габариты кабины машиниста в тепловозе ТЭП60 очень скромные по современным меркам и сравнимы с тепловозом серии М62. Овальное окошко по центру условно разделяет рабочие места машиниста и его помощника, увеличивает жёсткость конструкции.

-17

В двухсекционном исполнении тепловоза 2ТЭП60 на его месте между секциями спроектирован переходный тамбур.

-18

Круглые буферные фонари, массивные поручни под лобовыми окнами, трубчатый метельник и аккуратная звезда по центру, несомненно, добавляют в деталях необычный для нашего времени облик и антуражный шарм этому по-настоящему ламповому ретро-локомотиву родом из 60-х.

-19

Историческая справедливость

После реставрации тепловоз серии ТЭП60-0904 был приписан к локомотивному депо Выборг и направлен для работы в Карелию с туристическим поездом «Зоопарк экспресс». С исторической точки зрения это абсолютно неправильно, поскольку депо Выборг в прошлом никогда не эксплуатировало эту серию локомотивов.

ТЭП60-0904 совершает манёвры на станции Осташков
ТЭП60-0904 совершает манёвры на станции Осташков

И поэтому в этой акции, когда тепловоз ТЭП60-0904 отправился в путь с пригородным поездом на Осташков из депо Бологое, найдётся вполне логическое обоснование, восстановление и торжество справедливости, если хотите.

В нечётной горловине станции Осташков, вид в сторону Бологого
В нечётной горловине станции Осташков, вид в сторону Бологого

Однако, не только с исторической точки зрения, но и как полноценный туристический продукт ретропоезд «Селигер», получив такую уникальную машину, обретает свою логическую завершенность.

«Селигер» над Селигером. ТЭП60 проходит по мосту с пригородным поездом через протоку селижаровского плёса озера Селигер
«Селигер» над Селигером. ТЭП60 проходит по мосту с пригородным поездом через протоку селижаровского плёса озера Селигер

Концепция, когда по выходным дням недели в составе ретро-поезда «Селигер» курсирует паровоз, а по будням с ним работает такой интересный и уникальный ретро-локомотив как ТЭП60 получается логически завершённой и хорошо продуманной. Это именно то, что нужно для развития «Селигера» с целью привлечению новых пассажиров поезда из числа туристов не только по выходным дням, но и на буднях, и при этом не будет создаваться какого-либо дискомфорта для его постоянных пользователей из местных жителей. Идеальный компромисс!

ОП 106 км вблизи дачного посёлка Дубок
ОП 106 км вблизи дачного посёлка Дубок

Будем надеяться, что ТЭП60 станет не просто гостем на заповедной Бологое-Полоцкой дороге, но и пропишется здесь на регулярной основе, которая так и напрашивается сама собой.

Исключительно живописные по-левитановски места проходит поезд в районе реки Сорога, 104 км
Исключительно живописные по-левитановски места проходит поезд в районе реки Сорога, 104 км

А пока впереди остаются ещё как минимум 2 дня, когда можно будет застать в работе эту уникальную машину на заповедной Бологое-Полоцкой дороге. Всем пока и до новых встреч на заповедной!

Автор канала
Автор канала

-26