Друзья, всем привет!
Многие из вас наверняка уже успели посмотреть мои последние небольшие видеозарисовки с ламповым пассажирским тепловозом серии ТЭП60, который непонятно мне, но каким-то чудом залетел и на нашу заповедную Бологое-Полоцкую дорогу:
Неожиданная новость
Должно было случиться что-то просто невероятное! Но в пятницу 11 октября мне неожиданно сообщили, что согласно полученной телеграмме в период с 12 по 15 октября включительно пригородный поезд сообщением Бологое-Осташков будет курсировать с тепловозом ТЭП60.
Эта новость, если сказать, что привела меня в полный восторг — значит ничего не сказать. Повергла в лёгкий шок как любителя железных дорог, если хотите. О таком событии можно было только мечтать, и в одном из недавних моих интервью для старейшего железножорожного издательства «Гудок» я рассказывал в заключении именно об этом, не прибавить, не убавить как говорится.
Итак, отложив все бытовые дела, я решил безотлагательно начать фотоохоту за этим тепловозом в первый же день курсирования на участке Чёрный Дор-Осташков. Сегодня это часть огромного перегона протяженностью в 56 км, ровно половина плеча из Осташкова до Бологого (112 км), который образовался после закрытия станций на этой дороге на рубеже веков.
Феникс, восставший из пепла
В одном из постов ранее я знакомил своих читателей с новостью о том, что единственный сохранившийся экземпляр самого популярного в СССР пассажирского тепловоза серии ТЭП60 под номером 0904 восстановлен до рабочего состояния по инициативе начальника Дирекции тяги компании ОАО «РЖД» Дмитрия Пегова.
Это один из первых в России на сегодняшний день специально отреставрированный ретро-локомотив из новых видов тяги (не паровоз). Тепловоз эксплуатировался до 2008 года в депо Саратов-2, а затем был передан в запас на сохранение по инициативе ВОЛЖД, распоряжением тогдашнего старшего вице-президента компании ОАО «РЖД» Валентина Александровича Гапановича на базу запаса в Ермолино (Северная ЖД) специально как ретро-экспонат. Восстановлен в депо Тихорецкая (Северо-Кавказская ЖД) в 2024 году. Он уже успел поработать и неоднократно засветиться в объективах фотографов в Карелии на одном из туристических маршрутов Сортавала-Янисьярви с поездом «Зоопарк экспресс», а теперь оказался здесь на исторической заповедной Бологое-Полоцкой дороге, где когда-то в средине 70-х прошлого века тепловозы именно этой серии пришли на смену пассажирским паровозам серии Су.
Первый рейс ретро-поезда «Селигер» из Бологого на Осташков 13 октября совершил потомственный машинист локомотивного депо С.-Петербург-Варшавский ТЧ-14 Александр Тимошенков. Он один из числа тех, кто первым обкатывал эту машину в Карелии сразу после реставрации в Тихорецке.
Я успел с ним познакомиться ещё в повседневной работе в Великих Луках, когда приходилось неоднократно передавать пассажирскую машину из-под нашего пригородного поезда №6691 Осташков-Великие Луки дальше на проход на Питер под поезд №607. Жму руку и передаю привет со страниц своего канала!
Ушедшая эпоха
Тепловозы серии ТЭП60 активно поступали в эксплуатацию на Октябрьскую железную дорогу, в том числе и в локомотивные депо Бологое и Великие Луки для работы с пригородными и скорыми пассажирскими поездами массой до 1100 тонн, обслуживающие участок Бологое-Великие Луки (относится к северо-западному участку исторической дороги Бологое-Полоцк).
На заповедной Бологое-Полоцкой дороге эти локомотивы курсировали с такими пассажирскими поездами как: Бологое-Великие Луки, Ленинград-Полоцк, Киев-Мурманск, Осташков-Москва, Осташков-Торжок и Осташков-Бологое вплоть до конца 90-х прошлого века, пока им на смену не пришли более современные локомотивы серии ТЭП70. С рассказов об этих пассажирских поездах я и начал вести свой канал 5 лет назад.
Поэтому тепловоз ТЭП60 знаковая машина, особенно для людей, заставших ещё в эпоху существование СССР и весь постперестроечный период лихих 90-х, период её активной эксплуатации. Магистральный пассажирский тепловоз серии ТЭП60-0904 — это яркий представитель поколения 60-х годов, когда на железнодорожном транспорте внедрялись принципиально новые виды тяги: дизельная и электрическая.
У многих из вас, читающих эти строки, наверняка есть какие-то свои личные воспоминания, связанные с этой изящной и уже можно сказать старомодной в плане дизайна машиной. Обязательно поделитесь ими в комментариях, на каких поездах и в какие годы удалось проехаться с ТЭП60, прочту с удовольствием и обсудим вместе.
Знакомство с тепловозом в деталях
Первым по-настоящему пассажирским тепловозом на советских железных дорогах стал ТЭП60, разработанный Коломенским заводом, поскольку предыдущие тепловозы ТЭ7 и ТЭП10, предназначавшиеся для пассажирской службы, являлись по сути незначительно переработанными грузовыми локомотивами.
На нём был установлен новый дизель-генератор мощностью в 3000 л.с., а ходовая часть была спроектирована специально для вождения пассажирских поездов. В итоге удалось достичь конструкционной скорости в 160 км/ч.
Для своего времени ТЭП60 — самый скоростной тепловоз в мире
На испытаниях на нём была достигнута скорость 193 км/ч. Поставив скоростной рекорд, пальму первенства ТЭП60 лишь в 1991 году уступил более мощному и современному тепловозу ТЭП80 на скоростных испытаниях. А 5 октября 1993 года ТЭП80 достиг скорости в 271 км/ч, установив абсолютный рекорд для тепловозов, который остаётся таким и по сей день. На основании этих испытаний ВНИИЖТ сделал вывод о целесообразности использования для обслуживания пассажирских и особенно высокоскоростных поездов тепловозов серии ТЭП60, а не серии ТЭП10.
Отчасти высоким скоростным и динамическим характеристикам способствовал и аэродинамический обтекаемый кузов тепловоза ТЭП60.
Экипажная часть тепловоза состоит из двух трёхосных тележек со стандартным диаметром колёс всего 1050 мм, как и на грузовых и маневровых машинах, таких как: М62, 2ТЭ116, ТЭМ2.
Позднее, на тепловозах серии ТЭП70 диаметр колёс будет увеличен до 1220 мм.
Мощная на тот момент времени ДГУ в 3000 л.с. для односекционного тепловоза в сочетании с колёсными парами стандартного диаметра увеличивали вероятность склонности срыва колёсных пар к боксованию, при вождении пассажирских поездов составностью от 8 вагонов и длиннее, что в свою очередь требовало от машиниста тепловоза особого чувства профессионализма и навыков управления при разгоне поезда.
Габариты кабины машиниста в тепловозе ТЭП60 очень скромные по современным меркам и сравнимы с тепловозом серии М62. Овальное окошко по центру условно разделяет рабочие места машиниста и его помощника, увеличивает жёсткость конструкции.
В двухсекционном исполнении тепловоза 2ТЭП60 на его месте между секциями спроектирован переходный тамбур.
Круглые буферные фонари, массивные поручни под лобовыми окнами, трубчатый метельник и аккуратная звезда по центру, несомненно, добавляют в деталях необычный для нашего времени облик и антуражный шарм этому по-настоящему ламповому ретро-локомотиву родом из 60-х.
Историческая справедливость
После реставрации тепловоз серии ТЭП60-0904 был приписан к локомотивному депо Выборг и направлен для работы в Карелию с туристическим поездом «Зоопарк экспресс». С исторической точки зрения это абсолютно неправильно, поскольку депо Выборг в прошлом никогда не эксплуатировало эту серию локомотивов.
И поэтому в этой акции, когда тепловоз ТЭП60-0904 отправился в путь с пригородным поездом на Осташков из депо Бологое, найдётся вполне логическое обоснование, восстановление и торжество справедливости, если хотите.
Однако, не только с исторической точки зрения, но и как полноценный туристический продукт ретропоезд «Селигер», получив такую уникальную машину, обретает свою логическую завершенность.
Концепция, когда по выходным дням недели в составе ретро-поезда «Селигер» курсирует паровоз, а по будням с ним работает такой интересный и уникальный ретро-локомотив как ТЭП60 получается логически завершённой и хорошо продуманной. Это именно то, что нужно для развития «Селигера» с целью привлечению новых пассажиров поезда из числа туристов не только по выходным дням, но и на буднях, и при этом не будет создаваться какого-либо дискомфорта для его постоянных пользователей из местных жителей. Идеальный компромисс!
Будем надеяться, что ТЭП60 станет не просто гостем на заповедной Бологое-Полоцкой дороге, но и пропишется здесь на регулярной основе, которая так и напрашивается сама собой.
А пока впереди остаются ещё как минимум 2 дня, когда можно будет застать в работе эту уникальную машину на заповедной Бологое-Полоцкой дороге. Всем пока и до новых встреч на заповедной!