Найти тему

Вспоминаем поезда, проходящие через станцию Бузулук в разные годы

Вчера меня попросили написать про станцию Бузулук. Отказать этому моему читателю я никак не мог, поэтому выполняю просьбу, тем более, что станция оказалась с интересным сообщением и своей историей.

Первое здание вокзала здесь появилось вообще чуть ли не ровно 150 лет назад - в 1874 году. Возвели его на строящейся тогда линии Самара - Оренбург. Оно было деревянным и верой и правдой отслужило 101 год. Фото этого старого здания во множестве присутствуют в сети:

Старый вокзал. Бузулук. Фото с сайта https://m.ok.ru/dk.85f065da?st.cmd=altGroupMain&st.groupId=52016898769104&st.frwd=on&st.mrkId=05001000010000000000000000000000000000000000000a030000000184fd158005&_prevCmd=altGroupMain&tkn=8670&_tstmp=1670964434401. Взято с Яндекс.Картинки
Старый вокзал. Бузулук. Фото с сайта https://m.ok.ru/dk.85f065da?st.cmd=altGroupMain&st.groupId=52016898769104&st.frwd=on&st.mrkId=05001000010000000000000000000000000000000000000a030000000184fd158005&_prevCmd=altGroupMain&tkn=8670&_tstmp=1670964434401. Взято с Яндекс.Картинки

Разобрали его в 1975 году, после чего затеяли масштабный проект в духе социалистического конструктивизма, но со своей изюминкой. Этой изюминкой был огромный витраж, который стл плодом совместного творчества свердловских проектировщиков и художников, а также алма-атинских мозаичников. Вот присмотритесь прямо через остекление центрального входа в вокзал:

Бузулук. Вокзал. Фото с сайта https://varandej.livejournal.com/739836.html. Взято с Яндекс.Картинки
Бузулук. Вокзал. Фото с сайта https://varandej.livejournal.com/739836.html. Взято с Яндекс.Картинки

Видимо, на противоположной стенке и было размещено это произведение искусства:

Витраж на вокзале в Бузулуке. Фото с сайта https://varandej.livejournal.com/739836.html. Взято с Яндекс.Картинки
Витраж на вокзале в Бузулуке. Фото с сайта https://varandej.livejournal.com/739836.html. Взято с Яндекс.Картинки

Одна фигура - это рабочий, вторая - крестьянка, третья - железнодорожница, а четвертый - космонавт. Вроде как из этих мест был космонавт Юрий Романенко - дважды Герой Советского Союза, который еще до 1998 года обладал рекордом по времени, проведенном в космосе - 430 суток. Затем рекордсменом стал Сергей Королев - 803 дня. А сейчас это:

  • Олег Кононенко - 1110 суток за 5 полетов;
  • Геннадий Падалка - 878 суток за те же 5 полетов;
  • Юрий Маленченко - 827 суток за 6 полетов;
  • Сергей Крикалев - 803 суток за 6 полетов;
  • Александр Калери - 769 суток;
  • Сергей Авдеев - 747 суток.

Вот эта шестерка, каждый из которых суммарно провел на орбите более 2-х лет. Но даже сегодня Романенко входит в первую тридцатку по данному показателю. В 2015 году витраж разобрали, а вместо него разместили вроде как некое панно с изображением прежней роскоши. Ну а сам вокзал стоит. Достаточно мощное сооружение для города с населением около 90 тыс. чел.

Там вроде как на здании вокзала есть еще один интересный объект - копия чехословацкого ордена, которым был награжден город. Ведь именно отсюда начался путь чехословацкой армии в 1942 году. А уже 30 января 1943 года отсюда на фронт отправился первый отдельный чехословацкий батальон. Ну а за 110 лет до этого 17 сентября 1833 года в городе останавливался А.С. Пушкин во время своего путешествия по оренбуржской земле в поисках материалов о восстании Пугачева. Знаковые события происходили здесь и в годы Гражданской войны. Связаны они были с именами Чапаева, с одной стороны, Колчака и Дутова - с другой. А еще город был описан в повести Алексея Толстого "Детство Никиты" - это, как известно, автобиографическое произведение, построенное на воспоминаниях из детства писателя. Есть там вот такие строки:

Вечером Никита рассматривал картинки в "Ниве" и читал объяснения к картинкам... Следующая картинка изображала вид города Бузулука, верстовой столб и сломанное колесо у дороги, а вдалеке церковка, дощатые домики и косой дождь из тучи.

Полагаю, что после такой красивой цитаты самое время переходить к главному: описанию того, а какие же поезда следовали мимо этой станции в разные годы. Поскольку, как мы помним из начала этой публикации, железная дорога сюда пришла еще в середине второй половины XIX века, поезда, которые проходили мимо станции Бузулук, можно поискать уже в справочнике 1907 года. Там, правда, опять таки непонятно, куда они были и откуда, но рискну предположить, что это были поезда в Оренбург и Ташкент. № 6 точно заканчивал свой путь на странице с Оренбургом (это еще 246 км в пути), а № 4 точно шел до Ташкента (там почти 2100 км от Бузулука), но вот был ли этот город конечной станцией - сказать сложно. Время же было таким:

  • 01:37 - прибывал поезд на Ташкент;
  • 12:29 - прибывал поезд на Оренбург;
  • 15:25 - прибывал поезд из Оренбурга
  • 23:00 - прибывал поезд из Ташкента.

Ну а шли они, скорее всего, из Москвы.

Кстати, вот взгляните на снимок из космоса этих места:

 Google.Earth
Google.Earth

Видите огромный зеленый массив к северу-северо-западу от города. Это знаменитый Бузулукский бор. Это очень красивый и очень старый реликтовый сосновый лес, которому по оценкам специалистов около 10 тыс. лет. Смотрю я на эти его фотографии, и такое странное ощущение складывается, что трава между огромными деревьями (одной сосне там уже более 350 лет) как будто бы подстрижена.

Бузулукский бор. Фото с сайта https://yuzh-ural.ru/bez-rubriki/kak-neftyaniki-sohranyayut-buzulukskij-bor/. Взято с Яндекс.Картинки
Бузулукский бор. Фото с сайта https://yuzh-ural.ru/bez-rubriki/kak-neftyaniki-sohranyayut-buzulukskij-bor/. Взято с Яндекс.Картинки

В 1936 году количество поездов, проходящих через Бузулук, прилично возросло:

  • поезд № 5/6 сообщением Москва - Ташкент - это же сколько лет у него не менялся номер!;
  • поезд № 7/8, в составе которого были вагоны Москва - Ашхабад, Фрунзе и Сталинабад;
  • поезд № 9/10 сообщением Москва-Алма-Ата;
  • поезд № 55/56 - Москва-Оренбург;
  • поезд № 73/74 сообщением Ташкент-Уфа.

И все поезда имели здесь стоянки от 11 до 22 минут (дольше всего стоял, конечно, оренбуржский поезд, который следовал уже как бы по "домашнему региону".

А давайте сравним скорости в 1907 и 1936 гг. И там, и там - это еще эра паровозов. Для сравнения возьмем участок Кинель-Бузулук и ташкентский поезд:

  • 1907 год - 09:00 - 13:37, то есть 4 часа 37 минут;
  • 1936 год - 14:22 - 17:44, то есть 3 часа 22 минуты.

В 1946 году фактически ситуация осталось по числу направлений той же, но вот по числу поездов произошло существенное сокращение. То есть остался отдельный поезд № 55/56 сообщением Москва-Ташкент, который следовал через день по нечетным. А дополнительно к нему был поезд № 7/8, который по разным дням недели следовал в разные города:

  • по понедельникам и пятницам поезд следовал на Алма-Ату;
  • по вторникам и субботам - на Ташкент;
  • по средам - на Фрунзе;
  • по четвергам - на Ашхабад;
  • по пятницам - на Сталинабад.

То есть фактически эти поезда проходили ежедневно.

  • 00:13 - прибывали поезда в разные города;
  • 03:10 - поезд из Ташкента;
  • 06:24 - поезд на Ташкент;
  • 12:33 - поезда из разных городов.

Смотрим скорость на участке Кинель - Бузулук у более быстрого № 8 - 02:15 - 06:24 - итого 4 часа 09 минут.

В 1961 году через Бузулук проходило уже 10 пар поездов.

  • № 1/2 - из Москвы в столицы всех среднеазиатских республик. Причем они следовали от Кубышева до Бузулука без промежуточных остановок даже на станции Кинель. Да и в Бузулуке стоянка была всего 6 минут. Время в пути от Куйбышева было 3 часа 7 минут. А в сторону Москвы и того быстрее - 2 часа 49 минут;
  • № 13/14 - Москва - Ташкент;
  • № 23/24 - Москва - Сталинабад;
  • № 35/36 - Москва - Ашхабад;
  • № 33/34 - Москва - Андижан;
  • № 37/38 - Москва - Фрунзе;
  • № 55/56 - Москва - Ташкент;
  • № 81/82 - Куйбышев - Сталинабад - Джалалабад;
  • № 85/86 - Москва - Ташкент - Алма-Ата;
  • № 91/92 - Москва-Оренбург.

То есть лишь один был не московским.

В 1969 году время в пути от Кинели до Бузулука составляло у поезда № 6 ровно 2 часа. Стоянки же в Бузулуке были 9-12 минут. Что касается новых направлений, то отдельный поезд пошел по маршруту Куйбышев - Оренбург, еще один - Казань - Уфа - Ташкент и, наконец, Москва - Орск.

В 1980 году это было уже 14 пар поездов по различным направлениям. Из Москвы добавился поезд на Самарканд. Плюс появилась целая масса 600-х межрегиональных, типа Куйбышев - Оренбург. Но самое интересное, что этот участок разбивался на две части двумя пассажирскими поездами:

  • №639/640 - Оренбург - Бузулук со временем в пути почти 6 часов;
  • №643/644 - Бузулук - Куйбышев со временем в пути почти 5 часов;

Ну а Куйбышев - Оренбург тратил на весь маршрут через Бузулук 12 часов 45 минут.

Примерно та же картинка сохранилась и в 1989 году. А вот в 1995 году стало интересно, поскольку появились поезда радикально с других направлений. Через город пошли поезда на югу - в Адлер из Сибири, в частности из Новокузнецка. А поезда из Ташкента стали ходить не только в Москву, но и в Казань, и Уфу.

А еще большие трансформации расписания произошли к 2004 году. Давайте посмотрим подробненько этот год:

00:27 (время будет указано по отправлению) - в разные дни уходили два поезда из Адлера - Адлер-Орск и Адлер-Новокузнецк. Время в пути до Оренбурга было 4 часа 03 минуты;

01:34 - появилось еще одно очень интересное направлением - Ульяновск-Оренбург;

02:02 - на станцию прибывал обратный - Оренбург-Ульяновск;

05:38 - проходили разные поезда на Адлер из Сибири, в том числе из Иркутска, а еще Северобайкальска, Барнаула, Омска и самый дальний - из Благовещенска;

06:32 - здесь делал остановку поезд Орск-Москва;

11:34 - этот участок преодолевал поезд Саратов-Магнитогорск;

12:12 - здесь оказывались в разные дни еще несколько поездов из Адлера, в том числе Адлер-Иркутск. А в одном графике с ним Северобайкальск, Благовещенск, Барнаул и Омск;

12:36 - останавливался поезд Оренбург-Москва;

14:15 - наступало время поездов из Средней Азии - ташкент-Москва и Фрунзе-Москва;

14:56 - станцию могли посмотреть пассажиры поезда Кисловодск-Челябинск;

15:15 - через станцию следовал Магнитогорск-Саратов;

16:06 - здесь оказывались пассажиры, которые ехали поправить здоровье в Кисловодск из Челябинска;

16:27 - приходил первый за сутки поезд из Москвы, которая еще каких-то пять лет назад обеспечивала 3/4 всех поездов. И это был Москва-Оренбург;

18:08 - Москва-Орск;

18:28 - еще пара поездов на Черноморское побережье Кавказа - Орск-Адлер и Новокузнецк-Адлер (странно, что его с иркутским не пустили, но там уже негде просто, видимо;

19:38 - сюда прибывал поезд Орск-Самара;

23:12 - основные поезда в Среднюю Азию. Осталось их два на этом участке: Москва-Ташкент и Москва-Бишкек.

Ситуация с развалом Союза изменилась радикально, конечно.

Ну а в 2024 году еще серия новых поездов. Их расписание легко найти в сети, поэтому я просто перечислю направления поездов по порядку их отправления в течение суток:

  • Санкт-Петербург - Оренбург;
  • Ташкент - Самара;
  • Кисловодск - Орск;
  • Орск - Кисловодск;
  • Анапа - Орск;
  • Адлер - Нижневартовск;
  • Орск- Анапа;
  • Имеретинский курорт - Челябинск;
  • Орск - Москва;
  • Москва - Ташкент;
  • Анапа - Оренбург;
  • Орск - Имеретинский курорт;
  • Анапа - Орск;
  • Орск - Самара;
  • Челябинск - Имеретинский курорт;
  • Москва - Орск;
  • Оренбург - Самара;
  • Самара - Орск;
  • Оренбург - Анапа;
  • Орск - Москва;
  • Самара - Оренбург;
  • Москва - Орск;
  • Ташкент - Москва;
  • Самара - Ташкент;
  • Самара - Бишкек;
  • Оренбург - Санкт-Петербург;
  • Имеретинский курорт - Орск;
  • Нижневартовск - Адлер;

Да, не осталось поездов в Сибирь. Исключение составляет разве что Адлер-Нижневартовск. Но там вообще крюк на Орск конкретный (да еще потом и "клык" на Екатеринбург):

Яндекс.Карты
Яндекс.Карты

Над остальными решили так не издеваться, и сразу после Самары они уходят через Уфу на Челябинск. А вот если бы поезда в Сибирь пошли через Астану и далее с выходом на Барнаул и Новосибирск - это было бы интересно. Сейчас же классика жанра - Челябинск - Петропавловск - Омск. Ну да об этом как-нибудь в другой раз.

Интересный Бузулук получился! Спасибо, что читаете!