Вчера меня попросили написать про станцию Бузулук. Отказать этому моему читателю я никак не мог, поэтому выполняю просьбу, тем более, что станция оказалась с интересным сообщением и своей историей.
Первое здание вокзала здесь появилось вообще чуть ли не ровно 150 лет назад - в 1874 году. Возвели его на строящейся тогда линии Самара - Оренбург. Оно было деревянным и верой и правдой отслужило 101 год. Фото этого старого здания во множестве присутствуют в сети:
Разобрали его в 1975 году, после чего затеяли масштабный проект в духе социалистического конструктивизма, но со своей изюминкой. Этой изюминкой был огромный витраж, который стл плодом совместного творчества свердловских проектировщиков и художников, а также алма-атинских мозаичников. Вот присмотритесь прямо через остекление центрального входа в вокзал:
Видимо, на противоположной стенке и было размещено это произведение искусства:
Одна фигура - это рабочий, вторая - крестьянка, третья - железнодорожница, а четвертый - космонавт. Вроде как из этих мест был космонавт Юрий Романенко - дважды Герой Советского Союза, который еще до 1998 года обладал рекордом по времени, проведенном в космосе - 430 суток. Затем рекордсменом стал Сергей Королев - 803 дня. А сейчас это:
- Олег Кононенко - 1110 суток за 5 полетов;
- Геннадий Падалка - 878 суток за те же 5 полетов;
- Юрий Маленченко - 827 суток за 6 полетов;
- Сергей Крикалев - 803 суток за 6 полетов;
- Александр Калери - 769 суток;
- Сергей Авдеев - 747 суток.
Вот эта шестерка, каждый из которых суммарно провел на орбите более 2-х лет. Но даже сегодня Романенко входит в первую тридцатку по данному показателю. В 2015 году витраж разобрали, а вместо него разместили вроде как некое панно с изображением прежней роскоши. Ну а сам вокзал стоит. Достаточно мощное сооружение для города с населением около 90 тыс. чел.
Там вроде как на здании вокзала есть еще один интересный объект - копия чехословацкого ордена, которым был награжден город. Ведь именно отсюда начался путь чехословацкой армии в 1942 году. А уже 30 января 1943 года отсюда на фронт отправился первый отдельный чехословацкий батальон. Ну а за 110 лет до этого 17 сентября 1833 года в городе останавливался А.С. Пушкин во время своего путешествия по оренбуржской земле в поисках материалов о восстании Пугачева. Знаковые события происходили здесь и в годы Гражданской войны. Связаны они были с именами Чапаева, с одной стороны, Колчака и Дутова - с другой. А еще город был описан в повести Алексея Толстого "Детство Никиты" - это, как известно, автобиографическое произведение, построенное на воспоминаниях из детства писателя. Есть там вот такие строки:
Вечером Никита рассматривал картинки в "Ниве" и читал объяснения к картинкам... Следующая картинка изображала вид города Бузулука, верстовой столб и сломанное колесо у дороги, а вдалеке церковка, дощатые домики и косой дождь из тучи.
Полагаю, что после такой красивой цитаты самое время переходить к главному: описанию того, а какие же поезда следовали мимо этой станции в разные годы. Поскольку, как мы помним из начала этой публикации, железная дорога сюда пришла еще в середине второй половины XIX века, поезда, которые проходили мимо станции Бузулук, можно поискать уже в справочнике 1907 года. Там, правда, опять таки непонятно, куда они были и откуда, но рискну предположить, что это были поезда в Оренбург и Ташкент. № 6 точно заканчивал свой путь на странице с Оренбургом (это еще 246 км в пути), а № 4 точно шел до Ташкента (там почти 2100 км от Бузулука), но вот был ли этот город конечной станцией - сказать сложно. Время же было таким:
- 01:37 - прибывал поезд на Ташкент;
- 12:29 - прибывал поезд на Оренбург;
- 15:25 - прибывал поезд из Оренбурга
- 23:00 - прибывал поезд из Ташкента.
Ну а шли они, скорее всего, из Москвы.
Кстати, вот взгляните на снимок из космоса этих места:
Видите огромный зеленый массив к северу-северо-западу от города. Это знаменитый Бузулукский бор. Это очень красивый и очень старый реликтовый сосновый лес, которому по оценкам специалистов около 10 тыс. лет. Смотрю я на эти его фотографии, и такое странное ощущение складывается, что трава между огромными деревьями (одной сосне там уже более 350 лет) как будто бы подстрижена.
В 1936 году количество поездов, проходящих через Бузулук, прилично возросло:
- поезд № 5/6 сообщением Москва - Ташкент - это же сколько лет у него не менялся номер!;
- поезд № 7/8, в составе которого были вагоны Москва - Ашхабад, Фрунзе и Сталинабад;
- поезд № 9/10 сообщением Москва-Алма-Ата;
- поезд № 55/56 - Москва-Оренбург;
- поезд № 73/74 сообщением Ташкент-Уфа.
И все поезда имели здесь стоянки от 11 до 22 минут (дольше всего стоял, конечно, оренбуржский поезд, который следовал уже как бы по "домашнему региону".
А давайте сравним скорости в 1907 и 1936 гг. И там, и там - это еще эра паровозов. Для сравнения возьмем участок Кинель-Бузулук и ташкентский поезд:
- 1907 год - 09:00 - 13:37, то есть 4 часа 37 минут;
- 1936 год - 14:22 - 17:44, то есть 3 часа 22 минуты.
В 1946 году фактически ситуация осталось по числу направлений той же, но вот по числу поездов произошло существенное сокращение. То есть остался отдельный поезд № 55/56 сообщением Москва-Ташкент, который следовал через день по нечетным. А дополнительно к нему был поезд № 7/8, который по разным дням недели следовал в разные города:
- по понедельникам и пятницам поезд следовал на Алма-Ату;
- по вторникам и субботам - на Ташкент;
- по средам - на Фрунзе;
- по четвергам - на Ашхабад;
- по пятницам - на Сталинабад.
То есть фактически эти поезда проходили ежедневно.
- 00:13 - прибывали поезда в разные города;
- 03:10 - поезд из Ташкента;
- 06:24 - поезд на Ташкент;
- 12:33 - поезда из разных городов.
Смотрим скорость на участке Кинель - Бузулук у более быстрого № 8 - 02:15 - 06:24 - итого 4 часа 09 минут.
В 1961 году через Бузулук проходило уже 10 пар поездов.
- № 1/2 - из Москвы в столицы всех среднеазиатских республик. Причем они следовали от Кубышева до Бузулука без промежуточных остановок даже на станции Кинель. Да и в Бузулуке стоянка была всего 6 минут. Время в пути от Куйбышева было 3 часа 7 минут. А в сторону Москвы и того быстрее - 2 часа 49 минут;
- № 13/14 - Москва - Ташкент;
- № 23/24 - Москва - Сталинабад;
- № 35/36 - Москва - Ашхабад;
- № 33/34 - Москва - Андижан;
- № 37/38 - Москва - Фрунзе;
- № 55/56 - Москва - Ташкент;
- № 81/82 - Куйбышев - Сталинабад - Джалалабад;
- № 85/86 - Москва - Ташкент - Алма-Ата;
- № 91/92 - Москва-Оренбург.
То есть лишь один был не московским.
В 1969 году время в пути от Кинели до Бузулука составляло у поезда № 6 ровно 2 часа. Стоянки же в Бузулуке были 9-12 минут. Что касается новых направлений, то отдельный поезд пошел по маршруту Куйбышев - Оренбург, еще один - Казань - Уфа - Ташкент и, наконец, Москва - Орск.
В 1980 году это было уже 14 пар поездов по различным направлениям. Из Москвы добавился поезд на Самарканд. Плюс появилась целая масса 600-х межрегиональных, типа Куйбышев - Оренбург. Но самое интересное, что этот участок разбивался на две части двумя пассажирскими поездами:
- №639/640 - Оренбург - Бузулук со временем в пути почти 6 часов;
- №643/644 - Бузулук - Куйбышев со временем в пути почти 5 часов;
Ну а Куйбышев - Оренбург тратил на весь маршрут через Бузулук 12 часов 45 минут.
Примерно та же картинка сохранилась и в 1989 году. А вот в 1995 году стало интересно, поскольку появились поезда радикально с других направлений. Через город пошли поезда на югу - в Адлер из Сибири, в частности из Новокузнецка. А поезда из Ташкента стали ходить не только в Москву, но и в Казань, и Уфу.
А еще большие трансформации расписания произошли к 2004 году. Давайте посмотрим подробненько этот год:
00:27 (время будет указано по отправлению) - в разные дни уходили два поезда из Адлера - Адлер-Орск и Адлер-Новокузнецк. Время в пути до Оренбурга было 4 часа 03 минуты;
01:34 - появилось еще одно очень интересное направлением - Ульяновск-Оренбург;
02:02 - на станцию прибывал обратный - Оренбург-Ульяновск;
05:38 - проходили разные поезда на Адлер из Сибири, в том числе из Иркутска, а еще Северобайкальска, Барнаула, Омска и самый дальний - из Благовещенска;
06:32 - здесь делал остановку поезд Орск-Москва;
11:34 - этот участок преодолевал поезд Саратов-Магнитогорск;
12:12 - здесь оказывались в разные дни еще несколько поездов из Адлера, в том числе Адлер-Иркутск. А в одном графике с ним Северобайкальск, Благовещенск, Барнаул и Омск;
12:36 - останавливался поезд Оренбург-Москва;
14:15 - наступало время поездов из Средней Азии - ташкент-Москва и Фрунзе-Москва;
14:56 - станцию могли посмотреть пассажиры поезда Кисловодск-Челябинск;
15:15 - через станцию следовал Магнитогорск-Саратов;
16:06 - здесь оказывались пассажиры, которые ехали поправить здоровье в Кисловодск из Челябинска;
16:27 - приходил первый за сутки поезд из Москвы, которая еще каких-то пять лет назад обеспечивала 3/4 всех поездов. И это был Москва-Оренбург;
18:08 - Москва-Орск;
18:28 - еще пара поездов на Черноморское побережье Кавказа - Орск-Адлер и Новокузнецк-Адлер (странно, что его с иркутским не пустили, но там уже негде просто, видимо;
19:38 - сюда прибывал поезд Орск-Самара;
23:12 - основные поезда в Среднюю Азию. Осталось их два на этом участке: Москва-Ташкент и Москва-Бишкек.
Ситуация с развалом Союза изменилась радикально, конечно.
Ну а в 2024 году еще серия новых поездов. Их расписание легко найти в сети, поэтому я просто перечислю направления поездов по порядку их отправления в течение суток:
- Санкт-Петербург - Оренбург;
- Ташкент - Самара;
- Кисловодск - Орск;
- Орск - Кисловодск;
- Анапа - Орск;
- Адлер - Нижневартовск;
- Орск- Анапа;
- Имеретинский курорт - Челябинск;
- Орск - Москва;
- Москва - Ташкент;
- Анапа - Оренбург;
- Орск - Имеретинский курорт;
- Анапа - Орск;
- Орск - Самара;
- Челябинск - Имеретинский курорт;
- Москва - Орск;
- Оренбург - Самара;
- Самара - Орск;
- Оренбург - Анапа;
- Орск - Москва;
- Самара - Оренбург;
- Москва - Орск;
- Ташкент - Москва;
- Самара - Ташкент;
- Самара - Бишкек;
- Оренбург - Санкт-Петербург;
- Имеретинский курорт - Орск;
- Нижневартовск - Адлер;
Да, не осталось поездов в Сибирь. Исключение составляет разве что Адлер-Нижневартовск. Но там вообще крюк на Орск конкретный (да еще потом и "клык" на Екатеринбург):
Над остальными решили так не издеваться, и сразу после Самары они уходят через Уфу на Челябинск. А вот если бы поезда в Сибирь пошли через Астану и далее с выходом на Барнаул и Новосибирск - это было бы интересно. Сейчас же классика жанра - Челябинск - Петропавловск - Омск. Ну да об этом как-нибудь в другой раз.
Интересный Бузулук получился! Спасибо, что читаете!