Компромисс является ответом психики на неразрешимую задачу. Когда возникает конфликт между «намерением» и «достижением», требуется альтернативное решение. Таким решением является «сброс» задачи и образование нового поведения. Это позволяет либо минимизировать возможные потери, либо получить компенсацию.
КОМПРОМИСС УСТРАНЯЕТ КОНФЛИКТ
Компромиссное образование – это ответ психики на задачу с высоким уровнем требования, которая, однако, оказывается превыше возможностей человека.
Невозможность решить задачу с высоким уровнем требования – это конфликт между «намерением» (хочу) и «достижением» (получаю).
Причина конфликта находится в столкновении двух требований, которые исключают друг друга.
Человек оказывается в пассивном положении: он не может перевести влечение (или потребность, мотивацию) в полезную работу. Напряжение растет.
И всё это переживается как бессилие, беспомощность, острая неудовлетворенность. Такое напряжение требует действия: здесь-то психический аппарат и обращается к доступному компромиссу.
Источником любого компромиссного решения является влечение, недоступное для удовлетворения.
ВЛЕЧЕНИЯ НАПРАВЛЕНЫ НА СОБЫТИЯ
Влечение (потребность, мотивация) – это задача, требующая решения.
В общем смысле влечения могут быть направлены на два типа событий: желательные и нежелательные.
Желательные события: «я хочу, чтобы настало n». Нежелательные события: «я хочу, чтобы n не настало».
В первом случае люди стремятся к событию. Во втором случае люди стремятся избежать (или не допустить) событие.
ВЛЕЧЕНИЕ МОЖЕТ ПЕРЕГРУЖАТЬ ПСИХИКУ
В обоих случаях требование влечения может превышать возможности человека по его осуществлению.
То есть человек хочет наступления n-события, но не может это получить.
Или человек хочет избежать наступления n-события, но также не может этого избежать.
Тогда в психическом аппарате (или психике) происходит перегрузка.
С точки зрения экономического аспекта психического аппарата, любое влечение – это еще и нагрузка (возбуждение) психической группы (нейронная сеть).
Энергетический обмен в нервных клетках происходит преимущественно химическим путем. Это значит, что нервный процесс нельзя остановить в одно мгновение.
КОМПРОМИСС НАПРАВЛЕН НА ДВЕ ЦЕЛИ
Нерешаемая задача требует прекратить зацикленный процесс. Компромиссное образование позволяет «сбросить» нерешаемый конфликт.
Однако нерешенный конфликт означает, что влечение, не сумевшее достичь удовлетворения, так и остается неудовлетворенным.
Обычно невозможность удовлетворить потребность связана с угрозой еще больших потерь, либо с тотальной недоступностью объекта желания.
Поэтому в общем виде у компромиссного решения всего две глобальные цели:
(а) минимизировать возможные потери;
(б) получить компенсацию за потери.
МИНИМИЗАЦИЯ СНИЖАЕТ ВОЗМОЖНЫЙ УЩЕРБ
Пример минимизации. Человек желает близости с другим. Но другой отвечает отвержением на попытки сблизиться. Возникает противоречие между «хочу близости» и «меня отвергнут».
Решение? Человек может «не отсвечивать». Это позволяет ему сохранять привязанность хотя бы такой, какая она есть, и не допустить ее разрушения.
КОМПЕНСАЦИЯ ВОЗМЕЩАЕТ НЕДОСТАЧУ
Пример компенсации. Человек хочет близости с другим. Но другой утрачен. Возникает противоречие между «хочу близости» и «объект утрачен».
Решение? Человек может «вознаграждать себя» за потерю: поглощать пищу, алкоголь, никотин, вести беспорядочную половую жизнь, накапливать вещи и т.п. То есть появляется деятельность, которая «компенсирует» недостачу.
И минимизация, и компенсация могут работать в связке.
Автор:
Денис Петришин, магистр филологии, психоаналитик, автор блога PsyCase.
Все ресурсы PsyCase:
Boosty: boosty.to/psycase
Dzen: dzen.ru/psycase
Telegram: t.me/psycaseanalytic
YouTube: youtube.com/@psycase