Найти тему
PsyCase

Компромисс минимизирует или компенсирует потери

Оглавление

Компромисс является ответом психики на неразрешимую задачу. Когда возникает конфликт между «намерением» и «достижением», требуется альтернативное решение. Таким решением является «сброс» задачи и образование нового поведения. Это позволяет либо минимизировать возможные потери, либо получить компенсацию.

КОМПРОМИСС УСТРАНЯЕТ КОНФЛИКТ

Компромиссное образование – это ответ психики на задачу с высоким уровнем требования, которая, однако, оказывается превыше возможностей человека.

Невозможность решить задачу с высоким уровнем требования – это конфликт между «намерением» (хочу) и «достижением» (получаю).

Причина конфликта находится в столкновении двух требований, которые исключают друг друга.

Человек оказывается в пассивном положении: он не может перевести влечение (или потребность, мотивацию) в полезную работу. Напряжение растет.

И всё это переживается как бессилие, беспомощность, острая неудовлетворенность. Такое напряжение требует действия: здесь-то психический аппарат и обращается к доступному компромиссу.

Источником любого компромиссного решения является влечение, недоступное для удовлетворения.

ВЛЕЧЕНИЯ НАПРАВЛЕНЫ НА СОБЫТИЯ

Влечение (потребность, мотивация) – это задача, требующая решения.

В общем смысле влечения могут быть направлены на два типа событий: желательные и нежелательные.

Желательные события: «я хочу, чтобы настало n». Нежелательные события: «я хочу, чтобы n не настало».

В первом случае люди стремятся к событию. Во втором случае люди стремятся избежать (или не допустить) событие.

ВЛЕЧЕНИЕ МОЖЕТ ПЕРЕГРУЖАТЬ ПСИХИКУ

В обоих случаях требование влечения может превышать возможности человека по его осуществлению.

То есть человек хочет наступления n-события, но не может это получить.

Или человек хочет избежать наступления n-события, но также не может этого избежать.

Тогда в психическом аппарате (или психике) происходит перегрузка.

С точки зрения экономического аспекта психического аппарата, любое влечение – это еще и нагрузка (возбуждение) психической группы (нейронная сеть).

Энергетический обмен в нервных клетках происходит преимущественно химическим путем. Это значит, что нервный процесс нельзя остановить в одно мгновение.

КОМПРОМИСС НАПРАВЛЕН НА ДВЕ ЦЕЛИ

Нерешаемая задача требует прекратить зацикленный процесс. Компромиссное образование позволяет «сбросить» нерешаемый конфликт.

Однако нерешенный конфликт означает, что влечение, не сумевшее достичь удовлетворения, так и остается неудовлетворенным.

Обычно невозможность удовлетворить потребность связана с угрозой еще больших потерь, либо с тотальной недоступностью объекта желания.

Поэтому в общем виде у компромиссного решения всего две глобальные цели:

(а) минимизировать возможные потери;
(б) получить компенсацию за потери.

МИНИМИЗАЦИЯ СНИЖАЕТ ВОЗМОЖНЫЙ УЩЕРБ

Пример минимизации. Человек желает близости с другим. Но другой отвечает отвержением на попытки сблизиться. Возникает противоречие между «хочу близости» и «меня отвергнут».

Решение? Человек может «не отсвечивать». Это позволяет ему сохранять привязанность хотя бы такой, какая она есть, и не допустить ее разрушения.

КОМПЕНСАЦИЯ ВОЗМЕЩАЕТ НЕДОСТАЧУ

Пример компенсации. Человек хочет близости с другим. Но другой утрачен. Возникает противоречие между «хочу близости» и «объект утрачен».

Решение? Человек может «вознаграждать себя» за потерю: поглощать пищу, алкоголь, никотин, вести беспорядочную половую жизнь, накапливать вещи и т.п. То есть появляется деятельность, которая «компенсирует» недостачу.

И минимизация, и компенсация могут работать в связке.

Автор:

Денис Петришин, магистр филологии, психоаналитик, автор блога PsyCase.

Все ресурсы PsyCase:

VK: vk.com/psycaseanalytic

Boosty: boosty.to/psycase

Dzen: dzen.ru/psycase

Telegram: t.me/psycaseanalytic

YouTube: youtube.com/@psycase