Найти тему

ТОЛЬКО ПРО СЕРЕЖКУ ПОЗАБЫЛА ТЫ...

Со сценарием никто сильно не заморачивался. Выбран самый наезженный путь музыкальных байопиков. Талант, прорезавшийся в детстве. Трудный путь к музыкальному признанию. Нищая, но веселая молодость. Путь из провинции в столицу. Криминальный продюсер. Сети успеха и соблазнов. Роль заложников в суровом мире эстрадного бизнеса. Переосмысление жизненного пути в результате страшной болезни. Музыка победит недуг. Короче, руки вверх, стрелять буду! Бэмц-бэмц-бэмц, ну где же вы , девчонки?!

Наверное, именно такой суперпошлый вариант байопика и был единственно подходящим для группы «Руки вверх!». Какие песни – такое и кино. Вранье! Простенькая музыка для фанаток, троечниц- пэтэушниц, все-таки имеет свой особый голос. Сергей Жуков и Алексей Потехин – редкий случай непродюсерского продукта нашей эстрады. В весьма своеобразный и крайне закрытый клуб продюсеров новой российской эстрады они вошли со своей музыкой. Да, колхозной. Да, примитивной. Но со своей! И этот путь был все же достоин иного, не такого примитивного киноотражения.

Авторы смутно догадываются об этом. Но все попытки уйти на свой путь заканчиваются либо техническим тупиком, либо бесславным возвращением на магистраль. Только уже с заметным отставанием от расписания. Вот попытка создать жесткий криминальный боевик о жутких 90-х. Самолет , в котором летят Жуков и Потехин, встречает спецназ с автоматами и бронированным автомобилем. Так артистов, которые решились на расставание с бандюком – продюсером, защищают от расправы. Погони, угрозы , полубандитсткие «стрелки» при этом не вызывают ни капельки страха и переживаний за судьбы молодых музыкантов. И похоже это на оперетту гораздо больше, чем боевик. А 90-е были, конечно , страшны в своей непредсказуемой безбашенной жестокости. Но, заметьте, не были смешными. Трупы –то были реальными. И лежали они не в клюквенном соке.

Попытка плеснуть колдовства в бокал фильма имеет еще меньший эффект. Намеки на привороты, попытки « отворотов» – неизбежно натыкаются на тот непреложный факт, что перед нами реальные музыканты, один из которых продолжает карьеру. И разыгрывать мистическую карту совсем не с руки – так и на карьеру Жукова можно бросить тень мракобесия. Потому и эта линия не завершается ровным счетом ничем. Ни подтверждением, ни развенчанием. Добилась ли успеха девица, порезавшая кумира бритвой в расчете на приворот, отравилась ли персиками фанатка, приславшая отравленные продукты своему небожителю, чтобы встретиться с ним за гробом, куда подевалась философствующая домашняя колдунья кухонного разлива – все это осталось за кадром. И эта дама пик оказалась бита.

Еще хуже дело обстоит с социальной драмой. Головокружительный взлет от съемной убитой двушки с «Дошираком» до пятизвездочных отелей , если и проявляет какие-то конфликты в дуэте, то из серии «милые бранятся – только тешатся». Жуков в группе – носитель априори всего разумного, доброго, вечного. Потехин иногда балбес с заездами , но ненадолго. И , будучи под присмотром примерного Жукова, всегда возвращается на путь истинный.

Под эту конструкцию подобраны актеры. И в этом моменте происходит конфликтная встреча киноартистов с их героями, которых запечатлели многочисленные любительские съемки 90-х. Если пара Илья Русь - Алексей Потехин абсолютно синонимична, то дуэт Влад Быстров - Сергей Жуков вызывает дикий дискомфорт. Дело не в неточном совпадении внешних данных. Влад Быстров дал юному Жукову большие глаза и открытый лоб, которых у прототипа нет. Хуже того : они из разных времен. Жуков 90-х – это парень из народа, из толпы , мимо него пройдешь – не оглянешься. Быстров – молодой человек рафинированной , утонченно – интеллигентной внешности. «Колхозник» – это точно не про него. Там высшее образование большими буквами на открытом лбу написано. Поэтому, когда Жуков- Быстров метелит на вещевом рынке своего недруга, вместо этой драки в стиле 90-х режиссер вынужден показывать схватку компьютерных героев. В том, что парень с таким умным лицом и понимающим взглядом способен уложить гопника 90-х, не верится из серии «совсем». И самому режиссеру тоже.

И совсем ярким цветом этот конфликт расцветает в тех сценах, где Жуков и Потехин сменяют аристов кино. Самый гениальный актер споткнется о режиссерское задание сыграть самого себя. Мы слишком много сами про себя знаем. Какую часть нашего «Я» надо отыгрывать ? И самые скромные люди все же, создавая образ самих себя, будут самокомплиментарны – на людях каждому хочется выглядеть лучше. К тому же, для Жукова и Потехина привычнее актерское существование на сцене, а не перед камерой. Эпизоды в больнице с точки зрения актерских работ – это малохудожественная самодеятельность Новомалыклинского народного театра. А режиссеру – позор, что он это видел, но согласился. Почему создатели не прибегли к маскам? Ведь в «Смешной девчонке» Барбара Стрейзанд, хоть и воплощала свою биографию, все же играла героиню с другим именем и фамилией. Как и Карел Готт в «Звезде падает вверх». Ирина Салтыкова в «Брате» не в счет – там кино не про Салтыкову. Равно как «Желтая подводная лодка» или «Стена» – не байопики. А здесь про наших современников, героев эстрады недавнего прошлого, да и настоящего, снимается игровая картина с сохранением всех имен , названий. Не удивительно, что весь фильм из категории «баойпик» плавно спикировал в разряд «житие святых». Это крайне неловко. Но это – бизнес, ничего личного. Может, откровенные бандиты из продюсеров ушли, но клуб не перестал быть крайне закрытым. Ведь – это концерты, это – ротации, это – рекламные компании. Это – большие деньги. Это – бизнес, частью которого стал фильм. Про Сережку-то в конечном счете позабыли. Оставили только торговый знак.