Запуски Starship можно без преувеличения назвать самым интересным зрелищем на нашей планете. Только представьте: с невероятным грохотом с пляжа в Бока-Чика, штат Техас, взлетает 121-метровая сверхтяжелая ракета.
33 двигателя Raptor первой ступени дают тягу 75 315 кН, что делает Starship самой мощной ракетой в истории, и даже на видео видно, какая сила скрыта в этом носителе.
Как и в прошлый раз, пятая миссия стартовала без каких-либо проблем в двигателях первой ступени. Уже на 3-й минуте бустер израсходовал большую часть топлива, и на 2:41 была проведена горячая расстыковка двигателей первой ступени.
А дальше начался самый интересный момент, можно сказать, изюминка миссии — то, чего ранее не делал никто. Дело в том, что SpaceX запланировали поймать гигантскую первую ступень с помощью не менее гигантской механической лапы, которая должна зафиксировать бустер, поймав его "за уши" наверху ступени.
Такая схема необходима, так как в случае попытки сесть на опоры бустер попросту сложится под собственным весом.
В качестве резервного варианта SpaceX выбрала посадку в океан, как это было продемонстрировано в прошлом запуске.
Интересный факт: согласно изначальному плану ступень должна была также нырнуть в океан по основоному замыслу, однако, в силу успеха прошлой миссии, посадку в "лапы меходзилы" сдвинули влево.
Само по себе сдвижение сроков влево выглядит скандалом для российской отрасли, которая традиционно сдвигает сроки вправо год от года, а вечными остаются лишь обещания.
Мы в Telegram
При этом, если ещё 5 лет назад мы выглядели как начинающие отставать, то сейчас на фоне подобных запусков Starship отрасль начинает выглядеть аки двоечник-третьеклассник, случайно попавший на городскую олимпиаду по алгебре для выпускников.
Впрочем, не будем о безнадёжных и вернёмся к SpaceX.
В сравнении с прошлым запуском в конструкцию пятого комплекса было внесено более 300 крупных усовершенствований. Как видим, это помогло хотя бы керамическим плиткам, которые на этот раз продемонстрировали куда большую сохранность, нежели в прошлый раз.
Приводнение корабля пятой миссии мало отличалось от прошлого раза, за исключением того, что машина сумела сохранить свои плавники, и раскалённая плазма не прожгла их насквозь.
Что можно сказать? Если 5 лет назад рассказы Маска о том, что человечество сумеет ступить на поверхность Марса уже в ближайшие десятилетия, выглядели фантастикой, то с учётом темпов развития Starship человечество получает тот самый инструмент, который заложит основу для дальнейшей колонизации Солнечной системы.
Не стоит даже говорить, что системы, подобные Starship, позволят значительно снизить стоимость вывода полезной нагрузки, а также дадут возможность возводить на орбите Земли космические структуры принципиально других размеров и веса в сравнении с предыдущими.
Известно, что над подобными полностью многоразовыми кораблями работает и китайская компания Land Space. Будущее уже с нами, но есть ли у нас билетик на этот поезд?
Что касается SpaceX, то новый запуск шестого Starship мы увидим уже в начале следующего года. В этот раз речь идёт о спасении не только самого бустера, но и посадке самого корабля — второй ступени.