Однажды я торопилась в поликлинику на процедуру электрокардиографии (ЭКГ). Прибежала с небольшим опозданием. Я тревожилась, потому-что боялась не успеть к запланированному времени на следующие процедуры по записи.
Я легла на кушетку, медсестра подключила датчики регистрации физиологических ритмов кровеносной системы и попросила меня лежать спокойно. Я лежала и обдумывала план дальнейших действий, представляла себе, что к такому-то времени я освобожусь, а далее мне нужно бежать и по пути купить кофе, а далее поторопиться доехать до следующего пункта назначения, а еще успеть забежать на почту.
Я ярко представляла себе маршрут и хронологию дальнейших действий, как вдруг (!), медсестра строго сказала мне: «Остановитесь! Куда Вы там бежите? Я же попросила Вас лежать спокойно!». Я опомнилась - как лежала, так и лежу, никуда не убежала. Неужели медсестра способна читать мысли?
Конечно нет! Медсестра наблюдала электрокардиограмму, отражающую учащение моего сердцебиения, что было спровоцировано не истинными физическими движениями, а воображаемыми образами и событиями.
Меня не удивила эта ситуация, ведь давно известно то, что содержание мыслительного процесса обуславливает эмоциональное и физиологическое состояние.
Мысленно мы можем вспоминать об уже не существующем прошлом, удаленно обдумывать настоящее, а также воображать, пока неизвестное будущее, но испытывать вполне реальные переживания будто непосредственно находимся в событиях, о которых думаем.
Такую удивительную способность к мысленному воспроизведению несуществующих образов или в данный момент недоступных к непосредственному восприятию вероятных событий, обеспечивает психологический процесс - воображение.
Удивительная способность человека к воображению позволяет познавать то, что невозможно познать непосредственно. Например, географическую местность стран, в которых никогда не бывали, но слушаем лекцию на школьном уроке. Или даже сказочный мир писателя фантаста.
Воображение позволяет планировать свою будущую деятельность и ориентироваться на конкретный результат, например на создание нового предмета или реализацию мечты.
Процесс воображения имеет связь с эмоциями. Известный отечественный психолог Лев Семенович Выготский писал, что «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе» (Выготский Л.С., «Психология искусства»). А нейрофизиологи доказали то, что мысленное представление какого-либо события, активирует определенные участки головного мозга, отвечающие за соответствующее физиологическое состояние, и более того в процессе воображения формируются новые нейронные связи.
Таким образом, люди буквально проживают эмоционально и телесно то, что воображают себе. Получается, люди могут управлять своим эмоциональным и физиологическим состоянием посредством волевого воображения. Эту возможность используют спортсмены, настраиваясь на победу, буквально воображают себе ситуацию успешного игрового акта. Актеры проигрывают роль в своем воображении, тем самым вживаются в образ своего героя, прочувствовают его на себе.
Воображение позволяет не только ментально отрепетировать будущее поведение, но и войти в определенное эмоциональное состояние, к примеру, в состояние уверенности в себе перед публичным выступлением, собеседованием на работу, или в состояние покоя перед сном. Я часто использую технику воображения «Безопасное место» перед сном. А перед публичным выступлением я воображаю себе то, что пришедшие на мою лекцию люди являются для меня давно знакомыми, и это позволяет мне чувствовать себя более уверенно и раскованно.
В своей психологической практике, я, на ряду с коллегами обращаюсь к способности клиента воображать, для работы с непреодолимыми страхами и тревожными расстройствами. Предлагаю вообразить устрашающую ситуацию и помогаю адаптироваться к ней, так происходит психологическая тренировка толерантности к дисфункциональным страхам. Такие тренировки следует проходить в сопровождении специалиста!
Особое значение в жизнедеятельности человека находит феномен творческого воображения. Человек не просто воспринимает, запоминает и воздействует на окружающее, а способен создавать нечто принципиально новое, не существующее в природе, начиная от орудий труда, создания сложных бытовых и промышленных сооружений и механизмов и до продуктов искусства: живописи, поэзии, скульптуры, музыки т.д. Прежде, чем создать что-либо новое, необходимо представлять себе образ несуществующего объекта или явления и мысленно манипулировать им. Весь искусственный мир человека некогда зародился в воображении людей, а затем был реализован. Когда-то самолеты были лишь фантастической выдумкой, а сегодня это вполне обычная реальность.
Особой формой воображения является мечта. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущее и отражает важные для человека потребности и интересы. Мечта относится к активному произвольному (волевому) воображению. Мечты часто выступают сильным фактором творческого поиска, в случае, когда человек строит планы в отношении будущего и определяет пути достижения задуманного.
Но бывает так, что мечта служит замещением реальности, в случае, когда человек по тем или иным причинам отказывается от реализации задуманного или не имеет возможности воплотить мечту в реальность. Такое явление называют – грезами. Людям свойственно грезить. Грезы имеют как позитивные функции, в ситуациях сильного психологического напряжения, работают как психологическая защита, блокирующая тягостное невыносимое переживание, так и негативные, в случае, когда человек уходит от реальности и застревает в грезах не живет реальностью.
А фантазии - изменяют облик действительности, отраженной в сознании. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и потому обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью; творческая активность, порождающая фантазия, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимся в процессе деятельности.
В процессе воображения концентрируется восприятие, внимание, память и мышление на необходимые объекты и способы реализации мечты. Человек чувственно переживает желаемое, что помогает морально и физически настроиться на его реализацию, представить альтернативные способы и наметить план достижения, казалось бы, невозможного.
Автор: Куркина Яна Михайловна
Психолог, РЭПТ-практик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru