Адиафора в лютеранстве относится к вопросам, которые не являются обязательными для спасения и могут быть оставлены на усмотрение верующих. Вот несколько примеров адиафоры:
1. Изменение форм богослужения или ритуалов.
2. Вопрос о том, могут ли христиане есть пищу, предложенную идолам (1 Кор. 8:4-13).
3. Одежда и внешний вид пасторов во время богослужений.
4. Различные обычаи, принятые в конкретных общинах.
5. Вопросы о посещении театров, танцев и праздников.
Формула согласия, которая обсуждает адиафору, подчеркивает важность различения между основными истинами веры и второстепенными вопросами:
"1. Желая решить также и это противоречие, мы единодушно
веруем, учим и исповедуем, что церемонии церковных
обрядов, которые не были ни запрещены, ни заповеданы в
Слове Божьем, но учреждены только лишь ради приличия и
доброго порядка, не являются сами по себе ни Божественным
богослужением, ни даже частью его. Мат.(15:9): “Но тщетно
чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим”.
2. Мы веруем, учим и исповедуем, что община Божья в любом
месте и в любое время имеет власть, согласуясь с собственными
обстоятельствами, изменять подобные церемонии, приводя
их к такому виду, в котором они будут наиболее полезны и
назидательны для общины Божьей.
3. Тем не менее, при этом следует избегать всяческого
легкомыслия и злоупотребления, и должна проявляться особая забота о снисходительности по отношению к немощным в вере
(1Кор.8:9; Рим.14:13).
4. Мы веруем, учим и исповедуем, что во времена
преследований, когда от нас требуется прямое [и твердое]
вероисповедание, мы не должны уступать врагам в отношении
adiaphora (таких непринципиальных вопросов), как пишет
Апостол в Гал.(5:1): “Итак стойте в свободе, которую
даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства”.
А также во 2Кор.(6:14): “Не преклоняйтесь под чужое ярмо
с неверными. Ибо... что общего у света со тьмою?”. А так-
же в Гал.(2:5): “Мы не на час не уступили и не покорились,
дабы истина благовествования сохранилась у вас”. Ибо в
таких случаях мы имеем дело не с вопросом о adiaphora,
но с вопросами, затрагивающими истинность Евангелия,
христианскую свободу [сохранение христианской свободы],
санкционирование открытого идолопоклонничества, а также
связанными с вопросом о предотвращении оскорбления
чувств немощных в вере [об этом следует заботиться, чтобы
не поощрять идолопоклонничества и не соблазнять тех, кто
слаб в вере]. В этих вопросах мы ни в чем не можем уступить
и должны открыто
исповедовать и переносить все испытания,
посылаемые нам Богом в связи с этим, и все, что Он позволяет
врагам Слова Своего совершить против нас.
5. Мы веруем, учим и исповедуем также, что ни одна церковь
не должна порицать другую церковь [только лишь] из-за
того, что ее не заповеданные Богом церемонии более или
менее поверхностны [выглядят внешними], если между
ними существует согласие в учении и во всех его артикулах,
а также в правильном пользовании Таинствами; согласно
хорошо известному высказыванию: Dissonantia ieiunii non
dissolvit consonantiam fidei — “несогласие в посте не разрушает
со
гласия в вере”. "
Формула Согласия (конспект.изложение) Х.