Умелый боец навязывает противнику свою волю, но не позволяет навязать ему волю противника.
Сунь-Цзы
Сухой закон (1920-1933)
Правительство США попыталось навязать свою волю общественности, запретив производство, продажу и транспортировку алкоголя с помощью XVIII-й поправки. Однако закон встретил широкое сопротивление, что привело к росту нелегального производства алкоголя, подпольных заведений и организованной преступности. Вместо того чтобы ограничить потребление алкоголя, сухой закон способствовал развитию чёрного рынка и усложнил правоприменительную практику. Общественное недовольство росло, и правительство отменило запрет XXI-й поправкой в 1933 г. Неспособность навязать свою волю высветила проблемы, связанные с навязыванием непопулярной политики сопротивляющемуся населению. Аналогичная ситуация сложилась и с решением Горбачёва в СССР😎.
Napster (1999-2001)
Napster попытался навязать свою волю музыкальной индустрии, включив одноранговый файлообмен, позволяющий пользователям бесплатно скачивать музыку. Эта революционная модель разрушила традиционное распространение музыки, вызвав недовольство звукозаписывающих компаний и артистов. Вскоре последовали судебные тяжбы, в ходе которых против Napster были поданы иски о нарушении авторских прав. Не сумев преодолеть юридические трудности, компания закрылась в 2001 г. Хотя Napster не удалось навязать свою волю, её наследие вызвало трансформацию в музыкальной индустрии, что, в конечном итоге, привело к появлению легальных потоковых сервисов, таких как Spotify и Apple Music. Последние просто сделали выводы из ошибок Napster😎.
Скандал с Bud Light (2023)
Скандал о Bud Light с участием Дилана Малвейни отражает принцип Сунь-Цзы о навязывании своей воли в конфликтующих ситуациях. Anheuser-Busch пыталась навязать свою волю рынку, придерживаясь прогрессивных ценностей (то самое тлетворное влияние Запада😉), используя Малвейни в качестве представителя, чтобы повысить свою привлекательность. Однако компания просчиталась в оценке своей аудитории, позволив воле основных потребителей взять верх над стратегией. Вместо того, чтобы контролировать ход событий, они столкнулись с негативной реакцией и бойкотами, что свидетельствует о неспособности бренда предвидеть сопротивление. Мудрость Сунь-Цзы учит, что для навязывания своей воли необходимо понимать своего противника или, в данном случае, свою аудиторию, не провоцируя ненужного конфликта😎.