Тарантино назвал «Рейд Ульзаны» одним из лучших вестернов 1970-х годов. Пожалуй, это можно счесть за неплохую рекомендацию. Повесомее моей. Но и мне кино тоже понравилось.
«Генерал Шеридан сказал: если бы у меня были ад и Аризона, то я жил бы в аду, а Аризону сдавал внаем». – «Погоди, но он это сказал о Техасе». – «Но имел в виду Аризону!»
Можно сказать, это то, что нужно знать о представлении героев фильма об Аризоне. Действие происходит в конце XIX века в этом штате. На полудиких территориях соседствуют фермеры, индейская резервация и гарнизон федеральной кавалерии.
В один несчастливый момент из резервации вырывается группа индейцев во главе с Ульзаной. Немного, с десяток. Но это бескомпромиссные и умелые воины, жестокие убийцы. Настоящая катастрофа для фермеров.
В форте немедленно возникает вопрос: кто из офицеров возглавит погоню? Изрядно послужившие на западе офицеры в бой не рвутся. Решают послать почти мальчишку, молодого лейтенанта Дебуина.
Парень недавно прибыл с востока. Сын пастора. С соответствующими представлениями о всепрощении и исконной доброте человека. Вот, думает командир форта, пусть и проверит свои убеждения на практике.
В отряде следует выделить только троих героев. О лейтенанте Дебуине уже сказано. Второй – старый следопыт Макинтош. Этот пожил на западе достаточно. Повидал всякого. Для него понятие «встретил индейца в набеге – убей» очевидно как «дышать надо воздухом». Между Макинтошем и лейтенантом и завяжется основной конфликт.
Третий персонаж в отряде кавалеристов индеец Ке-Ни-Тай. Он сородич сбежавших бандитов Ульзаны. Ему и объяснять нечего их мотивацию. Напротив, Ке-Ни-Тай растолкует лейтенанту, что мораль и представления о жизни белого человека отнюдь не следует примерять на индейцев. Это другой мир, это другие люди.
По нашим временам (да и для 1970-х годов тоже) фильм, мягко говоря, не толерантный. Сегодня его много упрекают в очернении образа индейцев. Даже статья о фильме в Википедии начинается с неправды:
«После жестокого обращения со стороны властей индийского агентства, Ульзана вырывается из индейской резервации Сан-Карлос с небольшим военным отрядом чирикауа».
На самом деле мотив побега Ульзаны отнюдь не «жестокое обращение». По крайней мере, в фильме. Мотив – патологическое стремление молодых индейцев к вольной (и жестокой по меркам бледнолицых) охоте.
О жестокости индейцев дается понять по эпизоду бегства жены одного фермера, сопровождаемой опытным солдатом. Когда их стали настигать индейцы, солдат без колебаний достал револьвер, пристрелил женщину и застрелился сам. Как же взвыли с досады воины Ульзаны. Как похолодел зритель.
Фильм получился динамичный, бойкий. Колебания, эволюция убеждений молодого лейтенанта, его разговоры с Макинтошем не подвешивают действие, не тормозят его. Они дают зрителю возможность перевести дыхание. Ну и добавляют ума и серьезности боевику.
Всё прочее действие – игра в кошки-мышки между Ульзаной и его преследователями. Много военных хитростей и ловушек. Борьба не только на карабинах, но и умом. Кто опередит противника в тактике, в хитростях, тот победит. Кто совершит ошибку, будет хоронить своих товарищей.
Тут, кстати, еще несколько уроков для лейтенанта. Из-за его ошибок гибнут первые солдаты отряда. И вроде бы парень готов впасть от этого в прострацию. Но командир отряда в походе не может позволить себе такой роскоши. Горевать будем потом, учит его Макинтош. А сейчас ты командир, и солдаты должны верить в тебя, а не смотреть на сопли.
Ну и конечно федералы победят. Вопрос лишь в том, какой ценой. И каким человеком после похода станет лейтенант.
Крепкий и суровой вестерн. В нем все одинаково «хороши». И индейцы, и солдаты, да и фермеры. Нет в этой истории простых ответов.
8 из 10
----------------
Все обзоры вестернов на канале: