На первый взгляд этот показанный на недавно завершившемся в Санкт-Петербурге международном газовом форуме ПМГФ-2024 автобус повышенной проходимости, разработанный специалистами Камского автозавода, и внешне, и по конструктиву выглядит точно таким же, как и прошлогодний образец, демонстрировавшийся на ПМГФ-2023. То есть, это по прежнему тот же самый КАМАЗ-62501 с колёсной формулой 4х4, увеличенным клиренсом, односкатными колёсами и шинами с подкачкой и развитыми грунтозацепами, представляющий собой гибрид грузовика-внедорожника и классического автобуса.
Правда, хотя передний и задний ведущие мосты у его шасси такие же, как у серийных внедорожных КАМАЗов, но вот подвеска у них оригинальная: спереди применены рессоры с листами увеличенной длинны, а сзади, вместо рессор, стоят четыре пневмоэлемента. Подобное конструкторское решение позволило повысить плавность хода КАМАЗ-62501 при движении по кочкам и ухабам до приемлемого для автобуса уровня, а также, без ущерба для комфорта пассажиров и сохранности оборудования, увеличить среднюю скорость, когда под колёсами оказывается просёлочная дорога.
И всё же в этом году на выставку в Санкт-Петербург привезли несколько другую машину. Напомню, что прошлогодняя предназначалась для проведения ремонта и обслуживания контрольно-измерительных приборов и аппаратуры на объектах, отдалённых от стационарных ремонтных баз, и называлась передвижная автомастерская КИПиА. Данная аббревиатура расшифровывается как контрольно-измерительные приборы и автоматика. Теперь же специализация КАМАЗ-62501 оказалась другой, хотя данная спецмашина тоже предназначена для использования предприятиями нефтегазодобывающего комплекса страны.
Этой осенью КАМАЗ-62501 предстал в качестве передвижной сварочной мастерской, оснащение которой включает дизель-генератор, аппарат для ручной дуговой сварки, печь для прокалки электродов и пенал с электроподогревом. В задней части кузова сделаны внешние отсеки для транспортировки газовых баллонов, содержащих кислород и пропан, а также для размещения шлангов, редукторов, резаков и прочего необходимого в работе сварщиков оборудования. К отсеку с дизель-генератором обеспечен внешний доступ, поэтому этот самый генератор легко может быть вынесен из автобуса наружу.
Внутри для работы сварщиков выделен отдельный отсек, расположенный в конце салона КАМАЗ-62501. Надо сказать, он довольно просторный, с верстаками, шкафами для инструмента и прочего оборудования, а также, что важно, со шкафчиками для сменой одежды: отдельно – для чистой и отдельно – для грязной. Несколько удивляет, что с противоположной стороны того же отсека расположена кухонная зона, где есть плита, мойка, баки для воды и шкафчики для посуды. Получается, что в задней части вахтовки размещается единый ремонтно-бытовой отсек, хотя, на мой взгляд, было бы правильнее сделать два отдельных отсека.
Экипаж передвижной сварочной мастерской составляет четыре человека: водитель и трое ремонтников. Для размещения этих троих предусмотрен отдельный отсек, напоминающий купе в вагоне поезда. В нём сделаны одна верхняя спальная полка и две нижних, между которыми расположен откидной столик. Причём одна из нижних полок трансформируется в три сидячих места с ремнями безопасности, на которых экипаж располагается во время движения машины. Личный багаж можно разместить в объёмном верхнем ящике и в выдвижном ящике под нижней спальной полкой. Для подключения бытовых приборов в жилом отсеке есть розетки на 220В.
Водитель и во время работы, и во время отдыха располагается в кабине. Поэтому кабина у КАМАЗ-62501 больше похожа на ещё один жилой отсек. За водительским сиденьем достаточно места, чтобы разместилась довольно широкая откидная спальная полка. А по правую руку от сиденья водителя, чуть сзади, сделано специальное место для размещения внушительных по размерам сумки или чемодана. Интересно, что, хотя ничто не препятствует доступу водителя к его рабочему месту через правую переднюю дверь, которая также служит и для прохода в остальные зоны салона вахтовки, тем не менее, у кабины есть и левая дверь тоже.
Нельзя не обратить внимание, что передняя панель и рулевая колонка в кабине, а также водительское сиденье КАМАЗ-62501 идентичны тем, что применяются на флагманском магистральнике КАМАЗ-54901. И правый подрулевой переключатель здесь тоже остался на своём месте, а им, напомню, осуществляется управление автоматической коробкой передач. Двигатель в моторном отсеке КАМАЗ-62501 – рядная 6-цилиндровая газовая «шестёрка». У данного конкретного образца – китайского производства, на максимуме развивающая 279 л.с. Но уже готов отечественный аналог этого двигателя. Тоже, естественно, газовый.
Речь идёт о продемонстрированном на данной выставке, выпускаемом расположенным в Набережных Челнах бывшим СП «КАММИНЗ-КАМА» рядном 6-цилиндровом двигателе КАМАЗ 667.550-290. Исходя из его обозначения понятно, что рабочий объём цилиндров составляет 6,7 л, а максимальная мощность – 290 л.с., которая достигается при 2300 оборотах. А на максимальный крутящий момент в 1100 Нм двигатель выходит при достижении оборотов 1300 мин-1. За основу для данного газового двигателя взят близкий по характеристикам и конструкции серийный дизель, который переоборудовали под использование системы принудительного зажигания.
Как было сказано вначале, данная специализированная модификация автобуса-внедорожника – уже вторая по счёту. Но не единственная! По заказу «Газпрома» в перспективе появится ещё несколько спецверсий. Причём довольно скоро: их поставка заказчику в количестве 80 машин запланирована на 2025 год. А вахтовые автобусы-внедорожники КАМАЗ-6250, на базе которых разработаны спецверсии, уже поставляются. Первые восемь «Газпром» получил ещё в прошлом году, а в этом их общее количество достигнет двух сотен. Всего же, с учётом 80 машин в специальных модификациях, контрактом предусмотрена поставка до конца 2025 года полутысячи вахтовых автобусов семейства КАМАЗ-6250, причём в версиях как на сжиженном, так и на сжатом газе.
Константин Закурдаев, фото автора