Найти тему
MotorProject

Новая специальность супервахтовки КАМАЗ-6250

На первый взгляд этот показанный на недавно завершившемся в Санкт-Петербурге международном газовом форуме ПМГФ-2024 автобус повышенной проходимости, разработанный специалистами Камского автозавода, и внешне, и по конструктиву выглядит точно таким же, как и прошлогодний образец, демонстрировавшийся на ПМГФ-2023. То есть, это по прежнему тот же самый КАМАЗ-62501 с колёсной формулой 4х4, увеличенным клиренсом, односкатными колёсами и шинами с подкачкой и развитыми грунтозацепами, представляющий собой гибрид грузовика-внедорожника и классического автобуса.

КАМАЗ-6250 - гибрид грузовика-внедорожника и комфортабельного автобуса
КАМАЗ-6250 - гибрид грузовика-внедорожника и комфортабельного автобуса

Правда, хотя передний и задний ведущие мосты у его шасси такие же, как у серийных внедорожных КАМАЗов, но вот подвеска у них оригинальная: спереди применены рессоры с листами увеличенной длинны, а сзади, вместо рессор, стоят четыре пневмоэлемента. Подобное конструкторское решение позволило повысить плавность хода КАМАЗ-62501 при движении по кочкам и ухабам до приемлемого для автобуса уровня, а также, без ущерба для комфорта пассажиров и сохранности оборудования, увеличить среднюю скорость, когда под колёсами оказывается просёлочная дорога.

На базе камазовской супервахтовки по заказу Газпрома разработают несколько спецверсий
На базе камазовской супервахтовки по заказу Газпрома разработают несколько спецверсий

И всё же в этом году на выставку в Санкт-Петербург привезли несколько другую машину. Напомню, что прошлогодняя предназначалась для проведения ремонта и обслуживания контрольно-измерительных приборов и аппаратуры на объектах, отдалённых от стационарных ремонтных баз, и называлась передвижная автомастерская КИПиА. Данная аббревиатура расшифровывается как контрольно-измерительные приборы и автоматика. Теперь же специализация КАМАЗ-62501 оказалась другой, хотя данная спецмашина тоже предназначена для использования предприятиями нефтегазодобывающего комплекса страны.

В двух вертикальных кожухах расположены баллона для сварочного оборудования. Запасное колесо опускается с помощью гидравлического привода
В двух вертикальных кожухах расположены баллона для сварочного оборудования. Запасное колесо опускается с помощью гидравлического привода

Этой осенью КАМАЗ-62501 предстал в качестве передвижной сварочной мастерской, оснащение которой включает дизель-генератор, аппарат для ручной дуговой сварки, печь для прокалки электродов и пенал с электроподогревом. В задней части кузова сделаны внешние отсеки для транспортировки газовых баллонов, содержащих кислород и пропан, а также для размещения шлангов, редукторов, резаков и прочего необходимого в работе сварщиков оборудования. К отсеку с дизель-генератором обеспечен внешний доступ, поэтому этот самый генератор легко может быть вынесен из автобуса наружу.

К дизель-генератору обеспечен удобный внешний доступ
К дизель-генератору обеспечен удобный внешний доступ

Внутри для работы сварщиков выделен отдельный отсек, расположенный в конце салона КАМАЗ-62501. Надо сказать, он довольно просторный, с верстаками, шкафами для инструмента и прочего оборудования, а также, что важно, со шкафчиками для сменой одежды: отдельно – для чистой и отдельно – для грязной. Несколько удивляет, что с противоположной стороны того же отсека расположена кухонная зона, где есть плита, мойка, баки для воды и шкафчики для посуды. Получается, что в задней части вахтовки размещается единый ремонтно-бытовой отсек, хотя, на мой взгляд, было бы правильнее сделать два отдельных отсека.

В задней части кузова КАМАЗ-62501 расположены рабочая и кухонная зоны
В задней части кузова КАМАЗ-62501 расположены рабочая и кухонная зоны

Экипаж передвижной сварочной мастерской составляет четыре человека: водитель и трое ремонтников. Для размещения этих троих предусмотрен отдельный отсек, напоминающий купе в вагоне поезда. В нём сделаны одна верхняя спальная полка и две нижних, между которыми расположен откидной столик. Причём одна из нижних полок трансформируется в три сидячих места с ремнями безопасности, на которых экипаж располагается во время движения машины. Личный багаж можно разместить в объёмном верхнем ящике и в выдвижном ящике под нижней спальной полкой. Для подключения бытовых приборов в жилом отсеке есть розетки на 220В.

Для ремонтной бригады предусмотрен отдельный отсек, напоминающий железнодорожное купе
Для ремонтной бригады предусмотрен отдельный отсек, напоминающий железнодорожное купе

Водитель и во время работы, и во время отдыха располагается в кабине. Поэтому кабина у КАМАЗ-62501 больше похожа на ещё один жилой отсек. За водительским сиденьем достаточно места, чтобы разместилась довольно широкая откидная спальная полка. А по правую руку от сиденья водителя, чуть сзади, сделано специальное место для размещения внушительных по размерам сумки или чемодана. Интересно, что, хотя ничто не препятствует доступу водителя к его рабочему месту через правую переднюю дверь, которая также служит и для прохода в остальные зоны салона вахтовки, тем не менее, у кабины есть и левая дверь тоже.

Правее сиденья водителя сделано место для его багажа,, а сзади - откидная полка для его отдыха
Правее сиденья водителя сделано место для его багажа,, а сзади - откидная полка для его отдыха

Нельзя не обратить внимание, что передняя панель и рулевая колонка в кабине, а также водительское сиденье КАМАЗ-62501 идентичны тем, что применяются на флагманском магистральнике КАМАЗ-54901. И правый подрулевой переключатель здесь тоже остался на своём месте, а им, напомню, осуществляется управление автоматической коробкой передач. Двигатель в моторном отсеке КАМАЗ-62501 – рядная 6-цилиндровая газовая «шестёрка». У данного конкретного образца – китайского производства, на максимуме развивающая 279 л.с. Но уже готов отечественный аналог этого двигателя. Тоже, естественно, газовый.

Сиденье, рулевая колонка и приборная панель заимствованы у магистрального тягача КАМАЗ К5
Сиденье, рулевая колонка и приборная панель заимствованы у магистрального тягача КАМАЗ К5

Речь идёт о продемонстрированном на данной выставке, выпускаемом расположенным в Набережных Челнах бывшим СП «КАММИНЗ-КАМА» рядном 6-цилиндровом двигателе КАМАЗ 667.550-290. Исходя из его обозначения понятно, что рабочий объём цилиндров составляет 6,7 л, а максимальная мощность – 290 л.с., которая достигается при 2300 оборотах. А на максимальный крутящий момент в 1100 Нм двигатель выходит при достижении оборотов 1300 мин-1. За основу для данного газового двигателя взят близкий по характеристикам и конструкции серийный дизель, который переоборудовали под использование системы принудительного зажигания.

Отечественный газовый двигатель семейства КАМАЗ 667 для комплектации в том числе автобусов-внедорожников
Отечественный газовый двигатель семейства КАМАЗ 667 для комплектации в том числе автобусов-внедорожников

Как было сказано вначале, данная специализированная модификация автобуса-внедорожника – уже вторая по счёту. Но не единственная! По заказу «Газпрома» в перспективе появится ещё несколько спецверсий. Причём довольно скоро: их поставка заказчику в количестве 80 машин запланирована на 2025 год. А вахтовые автобусы-внедорожники КАМАЗ-6250, на базе которых разработаны спецверсии, уже поставляются. Первые восемь «Газпром» получил ещё в прошлом году, а в этом их общее количество достигнет двух сотен. Всего же, с учётом 80 машин в специальных модификациях, контрактом предусмотрена поставка до конца 2025 года полутысячи вахтовых автобусов семейства КАМАЗ-6250, причём в версиях как на сжиженном, так и на сжатом газе.

Константин Закурдаев, фото автора

-10