После триумфа «Женщины, которая поёт» (1979) режиссёра Александра Орлова, тогдашнему супругу Аллы Пугачёвой - Александру Стефановичу захотелось повторить. Так возникла фабула кинокартины «Душа» (1981), где также должна была сниматься популярнейшая Алла Борисовна. Сценарий писался под неё! Однако не сложилось, да и сложиться не могло.
Источники пишут разное. Одни утверждают, что звезда по-хамски вела себя на съёмочной площадке, яростно критикуя всё и вся – от слов, которые ей надо было произносить до партнёров и костюмов. Другие констатируют, что Пугачёва и Стефанович уже почти расстались, ну, или совсем расстались (у Аллы был уже другой кавалер), а свои внутрисемейные конфликты перенесли на съёмочную площадку.
Возможно, правы и те, и другие – Пугачёва никогда не стеснялась выносить сор из избы, и могла устроить разборку со Стефановичем, а заодно – досталось костюмерам, ассистентам, операторам. В любом случае певицу надо было менять и выбор пал на извечную соперницу Аллы Пугачёвой – Софию Ротару. То была месть так месть!
Да, в те годы (и позже) шло своеобразное соревнование этих двух див, но по итогам всё равно побеждала Пугачёва – она была человек-шок и человек-скандал. Ротару не позволяла себе и малой толики из того, что вытворяла Аллочка. То есть Пугачёва вела себя так, чтобы привлекать внимание, а Ротару просто пела, да и по количеству хитов первая всё же лидировала.
Итак, фильм «Душа» о судьбе известной исполнительницы Виктории Свободиной, которой врачи запрещают петь, хотя бы временно – у неё проблемы с горлом, а мир требует от неё выступлений – на телевидении, радио, международных фестивалях. Её администратор (блистательный Ролан Быков) умоляет спеть «хотя бы разочек», ибо это выступление согласовано с министерством культуры.
Параллельно с этим Свободина знакомится с некоей молодёжной рок-группой, играющей для студенчества – эту команду играет «Машина времени» в полном составе, но солистом значится персонаж Михаила Боярского. Честно говоря, когда он поёт композиции «Машины…» возникает лютый диссонанс. Кроме того, у героя своя философия – он не готов «прогибаться под изменчивый мир», и потому известен лишь в узких, сугубо юношеских кругах.
Здесь прямого аналога с «Машиной…» нет – это собирательный образ тогдашних рок-групп, игравших в студенческих ДК, например или на так называемых квартирниках. «Машину…» всё же знали широко и даже критиковали её в центральной прессе. Ушлый администратор считает, что Виктории надо поменять стиль и начать петь с этими отвязными пацанами.
К слову, Ротару и далее исполняла песни машинистов - «Костёр» и «За тех, кто в море» (эпичный финал фильма, блестящие костюмы, софиты...), причём у неё, в отличие от Боярского, это получалось интересно. Не уверена, что Пугачёва была бы тут лучше. Да, почему сценарий назывался «Душа»? Центральный эпизод – беседа со стариком (Леонид Оболенский) на прибалтийском курорте. Шикарен эпизод на фоне моря и чаек!
Он ей сказал, что после нас остаётся душа и это – главное. В общем, надо петь не горлом, а душой. Фильм неплохой, и сюжетно даже интереснее «Женщины, которая поёт», которая представляет собой ряд сцен между клипами. Здесь больше драматургии, актёрской игры, а Ролан Быков просто чудесен – кинокартину можно глянуть, хотя бы ради него. Однако событием «Душа» не стала – да, касса была, но быстро забыли, и сейчас не особенно вспоминают...
Zina KorZina (c)