Ни для кого не секрет, что в настоящее время наш АвтоВАЗ всеми силами пытается выгрызать себе больше пространства на нашем рынке. Нашему автомобильному гиганту все никак не дает покоя тот факт, что на рынке сегодня правят китайские марки. И запустив свои «руки-загребуки», АвтоВАЗ решил начать зарабатывать куда больше, при этом снизив доход остальных марок.
Почему-то АвтоВАЗ решил, что его значимость на нашем рынке настолько велика, что производитель может делать все что только пожелает. Иначе как можно объяснить тот факт, что с 2023 года утилизационный сбор подняли уже дважды, а теперь месье Соколов просит принять еще и новые меры по борьбе с дешевыми китайскими автомобилями.
Но давайте честно, а есть ли у нас в стране сегодня вообще дешевые автомобили? И с каких пор 2 миллиона рублей за новый автомобиль стало дешево? А ведь именно с этой отметки и начинаются цены на большинство китайских автомобилей. Есть варианты и дешевле, но их не так много.
Сам же АвтоВАЗ также не против повышения цен, ведь, повышая цены без каких-либо на это причин, завод просто начинает больше зарабатывать. А спрос на наши автомобили точно не будет снижаться даже при условии роста цен. Если сегодня посмотреть на продажи АвтоВАЗа, то каждый месяц дилеры продают более 40 тысяч новых автомобилей. И этого АвтоВАЗу мало, по этой причине завод всеми методами пытается свести счеты с конкурентами.
Многие люди говорят о том, что китайские автомобили не могут стоить 2 миллиона рублей. Мол, цены неоправданно завышены, да и как вообще можно отдать за какой-то Haval Jolion 2 миллиона рублей? Хорошо, а Lada Granta в базовой комплектации почти за 1 миллион рублей, это, по-вашему, нормально? Или Niva Travel в базе также почти за 1 миллион рублей, может быть, справедливая цена? А Lada Vesta седан, которая опять подорожала после возвращения ЕСП и появления некоторых опций. Седан теперь стоит от 1,525 до 1,96 млн рублей.
Вот честно, скажу за себя, имея на руках 2 миллиона рублей и выбирая между базовым «Джулионом» и топовой «Вестой», лично я сделала бы выбор не в пользу нашего седана. Haval Jolion в базовой комплектации будет даже несколько лучше оснащен, чем топовая «Веста». Но при этом вы покупаете не седан, а кроссовер, причем не просто кроссовер, а самый продаваемый китайский автомобиль на нашем рынке.
Согласитесь, что лучше ездить на кроссовере, пусть и китайском, чем на нашем седане по завышенной цене? Если согласны или нет, то пишите в комментариях свой ответ.
Но, как показывает практика, многие люди думают точно так же, как и я. Не так давно мне удалось поговорить с менеджером дилерского центра Lada, который рассказал, что у дилеров по всей стране сегодня есть довольно большая проблема с продажей автомобиля Lada Vesta. Причем проблемы есть с продажами как недорогих версий, так и дорогих. Но если дешевые версии и средние еще покупают, то дорогие комплектации могут месяцами стоять на складах в ожидании покупателя.
Но почему люди так плохо покупают нашу «Весту»? Ведь это очень хороший автомобиль? И на этот вопрос ответил сам менеджер салона.
На самом деле тут не нужно быть гением, чтобы понять всю ситуацию. АвтоВАЗ банально заигрался с повышениями цен, причем многие повышения были вообще беспричинные. И вот из-за таких резких и частых переписываний цен автомобили Lada влезли в ценовую категорию с китайскими автомобилями. Но глава АвтоВАЗа уверен в обратном — это китайцы залезли на поле АвтоВАЗа, раздавая очень большие скидки на автомобили.
И зачем покупать наш автомобиль за такие большие деньги, когда есть более оснащенные китайские седаны или даже кроссоверы? Вот люди ругают Москвич-3, а его сегодня можно купить на вариаторе в средней комплектации за условные 1,6–1,7 млн рублей. Да, за эти деньги вы и «Весту» купите, но комплектация будет около базовой. Да и все-таки когда стоит выбор между седаном и кроссовером, как будто бы выбор очевиден.
За 1,6 млн рублей можно купить только самую простую версию «Весты» с вариатором. И за эти деньги вы получите абсолютно пустую комплектацию, в которой нет подогрева сидений, нет мультимедийной системы, нет колонок. Зато есть кондиционер и центральный замок.
Согласитесь, что отдавать такие деньги за такой автомобиль — довольно спорное решение. Да, под капотом тут идет уже не 106-сильный мотор, а самый старший 1,8 на 122 силы. Да и вариатор тут китайский, как на многих кроссоверах, поэтому говорить о том, что «Веста» будет лучше, чем тот же Москвич-3 или седан Kaiyi E5, довольно спорно.
Также менеджер сказал: «У нас склады забиты». И правда, на складах у дилеров сегодня скопилось довольно много подобных автомобилей. И если дешевых или средних комплектаций не так много, то более дорогих — огромное количество. Очень немногие хотят сегодня покупать «Весту» седан за почти 2 миллиона рублей, универсал за 2,1 млн рублей, кросс-седан за 2,1 млн рублей или кросс-универсал за 2,2 млн рублей.
Плюс ко всему, как говорит менеджер, у китайских марок даже сегодня есть различные программы и условия, как можно купить автомобиль дешевле. Тут и различные скидки, которые могут достигать на определенные модели до 1 миллиона рублей. А также сниженные ставки по кредитам, чего нет у АвтоВАЗа. А так как многие люди сегодня покупают автомобили в кредит, то платить по 20 процентов годовых захотят очень немногие.
У китайских марок эти ставки могут быть и 10 процентов, а кто-то до сих пор умудряется продавать автомобили в рассрочку, но там уже совершенно другие условия.
Но наш производитель все-таки смог добиться своего — утилизационный сбор рекордно вырос. На автомобили с объемом мотора от 1 до 2 литров теперь он составляет 556 тысяч рублей, а с 1 января ставки вырастут еще процентов на 10. И теперь каждое 1 января утилизационный сбор будет расти до 2030 года включительно. И вот чем это обернется для нашего рынка в будущем, пока остается под вопросом.
По мнению многих экспертов и участников рынка, люди сильно хуже покупать автомобили не станут. А сегодня и вовсе спрос на автомобили вырос до каких-то небывалых масштабов. Люди скупают все автомобили из наличия, пока цены на них не успели переписать. А перепишут их уже довольно скоро, по словам самих дилеров, случится уже либо в конце года, или уже в начале 2025 года. Пока у дилеров еще довольно много автомобилей, которые были завезены в страну до повышения утилизационного сбора. И дилеры ожидают, что до конца года все эти запасы просто раскупят.
А что же касается самого АвтоВАЗа, то может получиться так, что в погоне за прибылью завод может оказаться в довольно неловкой ситуации. Цены на наши автомобили уже достигли каких-то неадекватных размеров. Но они также будут расти и дальше. И в какой-то момент всё может закончиться тем, что продажи начнут падать еще больше. Ну серьезно, это не дело, когда базовые Lada Granta и Niva Legend стоят почти от 1 миллиона рублей. Автомобили уже устарели, но дорожают так, как не дорожают многие китайские автомобили.
Остается надеяться, что у нас не введут с подачи АвтоВАЗа какие-то новые заградительные пошлины для китайских автомобилей. Иначе через пару лет мы можем прийти к тому, что купить ничего, кроме нашей «Лады», будет невозможно. А многие люди у нас даже и не рассматривают возможность приобретения автомобилей нашей марки.
Спасибо за внимание.