Найти тему
Александр Снитовский

Как работало берлинское метро во времена ФРГ и ГДР

ФРГ и ГДР на карте. Источник: rybolovmaster.ru
ФРГ и ГДР на карте. Источник: rybolovmaster.ru

63 года назад, в марте 1961-го, лидеры коммунистических и рабочих партий стран Варшавского договора (СССР, Албании, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии) собрались на совещании в Москве, где, помимо прочего, обсуждали возможность физического закрытия границы между Восточным и Западным Берлином.

ФРГ и ГДР на карте. Зоны влияния. Источник: pikabu.ru
ФРГ и ГДР на карте. Зоны влияния. Источник: pikabu.ru

С подобной инициативой выступил руководитель ГДР, первый секретарь ЦК Социалистической единой партии Германии Вальтер Ульбрихт. На тот момент Германия уже весьма продолжительное время была фактически разделена на две республики, агрессирующие в сторону друг друга: ГДР (Восточную Германию) и ФРГ (Западную Германию).

Вальтер Ульбрихт. Источник: reportage.su
Вальтер Ульбрихт. Источник: reportage.su

Причем разногласия между республиками затрагивали практически все сферы жизни: и идеологию (ГДР поддерживала СССР, а ФРГ – капиталистические страны во главе с США), и экономику (пользуясь невыгодным курсом марки ГДР по отношению к марке ФРГ, люди скупали товары и перепродавали их втридорога), и политику, и даже быт простых людей.

Портреты Иосифа Сталина и Вильгельма Пика на демонстрации коммунистов в Берлине. Источник: Albert Riethausen/AP
Портреты Иосифа Сталина и Вильгельма Пика на демонстрации коммунистов в Берлине. Источник: Albert Riethausen/AP

Так, примеру, молодежь и квалифицированные специалисты из Восточной Германии переезжали в Западную из‑за низкого уровня жизни и жестких политических репрессий.

Восточногерманские домохозяйки возвращаются с покупками из ФРГ. Источник: AP
Восточногерманские домохозяйки возвращаются с покупками из ФРГ. Источник: AP

К 1961 году отношения между республиками накалилась до такой степени, что ФРГ стала представлять для ГДР смертельную опасность, и необходимо было в срочном порядке что-то предпринять.

Строительство Берлинской стены в районе Потсдамской площади. Источник: picture-alliance/dpa/Global Look Press
Строительство Берлинской стены в районе Потсдамской площади. Источник: picture-alliance/dpa/Global Look Press

Собственно, строительство Берлинской стены, то есть физического барьера, который бы и разделил, и обезопасил враждующие стороны, на тот момент казалось единственно-верным решением проблемы. Никто не думал о практической стороне вопроса, то есть, как обычные граждане будут с этим жить.

Берлинская стена. Источник: AP
Берлинская стена. Источник: AP

А жить как-то пришлось. Берлинская стена, которая была возведена 13 августа 1961 года, на многие годы разлучила близких друзей и родственников, разделила семьи и оставила многих детей без родителей. Власти тщательно следили за тем, чтобы попасть «на другую сторону» было максимально сложно, и бетонные заграждения, земляные рвы, острые шипы и электрический ток были лишь частью ограничительных мер.

Жизнь за Берлинской стеной. Источник: AP / Werner Kreusch
Жизнь за Берлинской стеной. Источник: AP / Werner Kreusch

Под контролем властей находилось железнодорожное сообщение, трамвайные пути, проходящие по линии границы, было взломаны (поверх них и поставили стену), а вокзалы закрыты и оцеплены полицией.

Жизнь за Берлинской стеной. Источник: sanatoriikavkaza.ru
Жизнь за Берлинской стеной. Источник: sanatoriikavkaza.ru

Берлинский метрополитен, который также «попал под раздачу», разделился на две системы, и это был единственный случай в истории, когда подобное разделение произошло в рамках одного города. Забегая вперед, скажу, что объединили метрополитен лишь после сноса Берлинской стены, а, точнее, аж в 1993 году, когда была восстановлена вся инфраструктура.

Поезда типа D и DL пересекали Берлин с востока на запад до того, как город был разделен на две части в 1961 году. Источник: BVG
Поезда типа D и DL пересекали Берлин с востока на запад до того, как город был разделен на две части в 1961 году. Источник: BVG

Физическое разделение страны Берлинской стеной и закрытие границы произошло в считаные часы, и, конечно же, заранее никто ничего не объявлял. Метро было разорвано практически сразу же - утром 13 августа 1961 года.

Берлинский метрополитен. Источник: atlasobscura.com
Берлинский метрополитен. Источник: atlasobscura.com

Составы, как обычно, вышли на свои маршруты, однако в местах, где проходили условные границы Восточного и Западного Берлина, были остановлены. В результате разделения Берлина стеной, большая часть метрополитена оказалась в Западном секторе. В Восточном же остались только линии U2 и U5, позже переименованные в линии «A» и «Е» соответственно.

Трамвайные пути и метрополитен в Берлине. Источник: flickr.com/Giper LJ
Трамвайные пути и метрополитен в Берлине. Источник: flickr.com/Giper LJ

Линия U2 в свою очередь была разделена пополам: со стороны Восточной части города конечной станцией этой линии стала Thälmannplatz (сегодня называется Mohrenstraße), а следующая станция, Potsdamer Platz, и вовсе была закрыта и взята под контроль ГДР, поскольку она находилась в непосредственной близости к охраняемой пограничной зоне.

Схема Берлинского метро, 1963 год. Источник: flickr.com/Giper LJ
Схема Берлинского метро, 1963 год. Источник: flickr.com/Giper LJ

В Западном секторе линия начиналась от станции Mendelssohn-Bartholdy-Park и заканчивалась станцией Ruhleben. Однако из-за малого пассажиропотока некоторые станции линии U2 в Западном Берлине были закрыты или перепрофилированы. Линия U5 отошла Восточному сектору города: она начиналась от пересадочного узла, станции Alexanderplatz, и заканчивалась станцией Friedrichsfelde.

Схема Берлинского метро, 1966 год. Источник: flickr.com/Giper LJ
Схема Берлинского метро, 1966 год. Источник: flickr.com/Giper LJ

Линии U6, которая являлась транзитной и проходила из северо-западной части Западного Берлина в южную, но через Восточный сектор, лишилась шести станций (Schwartzkopffstraße - Naturkundemuseum - Oranienburger Tor - Friedrichstraße - Französische Straße – Stadtmitte. «Западные» поезда метро шли через них без остановки, а станция Friedrichstraße и вовсе превратилась в контрольно-пропускной пункт в Восточный Берлин.

Закрытая станция Берлинского метро. Источник: Helmut Caspar
Закрытая станция Берлинского метро. Источник: Helmut Caspar

На линии U8 тоже были закрыты шесть станций, находившихся на территории Восточного сектора (Bernauer Straße - Rosenthaler Platz - Weinmeisterstraße -Alexanderplatz - Jannowitzbrücke - Heinrich-Heine-Straße). Они использовались только как транзитные. На линии U1 не работала лишь конечная станция Warschauer Straße, которая оказалась «за стеной», в Восточном секторе, и была перестроена под складские помещения лампового завода Narva.

U-Bahnhof Lichtenberg, одна из самых важных станций Восточного Берлина. Источник: IMAGO / Rolf Zöllner
U-Bahnhof Lichtenberg, одна из самых важных станций Восточного Берлина. Источник: IMAGO / Rolf Zöllner

С момента официального закрытия границы, на Запад на метро в качестве пассажира никто уехать не мог. Пробраться можно было только через официальные пограничные переходы на Friedrichstraße (Фридрихштрассе). Однако границу пересекать могли только граждане третьих стран, а вот для немцев, и западных, и восточных, даже при наличии официальных разрешений, этот вопрос был закрыт.

Народная полиция держит жителей Восточного Берлина под контролем. Источник: The Federal Government/Horst Siegmann
Народная полиция держит жителей Восточного Берлина под контролем. Источник: The Federal Government/Horst Siegmann

Берлинской стены не стало 9 ноября 1989 года, однако к восстановлению движения по прерванным линиям метро, а также возобновлению работы ранее закрытых станций, приступили лишь в начале 1990 года.

Охранники на берлинском вокзале Осткройц. Источник: IMAGO / Detlev Konnerth
Охранники на берлинском вокзале Осткройц. Источник: IMAGO / Detlev Konnerth

Разделенная надвое система Берлинского метрополитена, которая в свое время считалась уникальным явлением, к 1993 году превратилась в самую обычную цельную и единую подземку, какой она была до 13 августа 1961 года и последующих событий.

Берлинский метрополитен. Источник: wikipedia.org
Берлинский метрополитен. Источник: wikipedia.org

Большое спасибо за лайк под этой статьёй!

Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!

А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!