Найти тему
Автотранспорт.

Пожарные насосные станции и рукавные автомобили Харькова.

🚒 В постсоветских странах практически в каждом гарнизоне пожарной охраны имеются несколько пожарных насосных станций (ПНС) и рукавных автомобилей (АР) на случай крупных пожаров и других ЧС, где необходима перекачка значительных объёмов воды. В статье речь пойдёт о насосных станциях и «рукавниках» города Харькова.

Пожарная насосная станция ПНС-110 (131) 131.
Пожарная насосная станция ПНС-110 (131) 131.

📌 ПНС предназначена для забора воды из открытых водоисточников (рек, прудов, пожарных водоёмов) и её подачи на большие расстояния с целью питания автонасосов, автоцистерн, водяных и воздушнопенных стволов.

📌 Увидеть такую технику можно редко, т.к. она выезжает на крупные пожары в районы, где источники воды находятся далеко от очага возгорания. Соответственно, применяется нечасто, большую часть жизни стоит в боксах позади основных машин.

Пожарная насосная станция ПНС-110 (131) 131.
Пожарная насосная станция ПНС-110 (131) 131.

📜 ПНС-110 (131)-131 пришла на смену ПНС-100 на шасси ЗиЛ-157. К их выпуску Прилукский завод ППО (ныне ООО «ПК «Пожмашина») приступил в 1969 году. В 1975-м машина получила Государственный знак качества.

Пожарная насосная станция ПНС-110 (131) 131.
Пожарная насосная станция ПНС-110 (131) 131.

📜 А в 1984 году на конвейер встала её модифицированная версия ПНС-110 (131)-131А. Она отличалась насосом ПН-110Б и наличием пеносмесителя ПС-12. Внешне можно отличить по отсутствую подножек на кузове по бокам от кабины. На харьковских ПНС подножки есть, соответственно, машины относятся к предыдущей модели 131.

Пожарная насосная станция ПНС-110 (131) 131.
Пожарная насосная станция ПНС-110 (131) 131.

🧮 В Харьковском гарнизоне числятся четыре ПНС: три советских ПНС-110 (131)-131 1970-х годов выпуска, и одна относительно новая ПНС-110 (5313) 131А.02 2008 года.

Пожарная насосная станция ПНС-110 (131) 131.
Пожарная насосная станция ПНС-110 (131) 131.

🚒 На фото ниже представлена одна из последних насосных станций Прилукского завода (на тот момент «Пожспецмаш», а ныне ООО «ПК «Пожмашина») - ПНС-110 (5313) 131А.02.

📌 Надстройка смонтирована не на шасси ЗИЛ-131, а на АМУР-5313, который производился на заводе ЗАО «Автомобили и моторы Урала» в Новоуральске.

🔥 История появления трагична. В 2008 году харьковский гарнизон потерял более десятка пожарных машин во время лесного пожара, а также катастрофы на 61-м арсенале в Лозовой. Среди сгоревшей в лесном пожаре техники оказалась ПНС на берегу реки, подававшая воду для тушения. Огонь быстро добрался до автомобиля и сжёг его. Личному составу пришлось спасаться вплавь по реке. Взамен утраченной насосной станции и был закуплен АМУР. 

Пожарная насосная станция ПНС-110 (5313) 131А.02.
Пожарная насосная станция ПНС-110 (5313) 131А.02.

📌 Как правило, насосная станция работает в паре с рукавным автомобилем (АР), который прокладывает для неё магистральные линии диаметром 150 мм.

🧮 В харьковском гарнизоне зарегистрированы четыре «рукавника» на шасси ЗИЛ-131: два АР-2 (131) 133, два АР-2 (131) 133А. А также две машины на шасси КАМАЗ: АР-2 (43105) 215 и АР-2 (43106) 215.

Автомобиль рукавный АР-2 (131) 133А.
Автомобиль рукавный АР-2 (131) 133А.

📌 АР-2 (43106) 215 1991 года выпуска, показанный на фотографии снизу, с ПНС не сотрудничает. Он вывозит запас 77-мм напорных рукавов на крупные пожары.

🏭 Такие «Рукавники» на КАМАЗах выпускались с 1989 года на уже знакомом нам Прилукском заводе противопожарного оборудования.

Автомобиль рукавный АР-2 (43106) 215.
Автомобиль рукавный АР-2 (43106) 215.

📌 В кузове могут перевозиться 95 рукавов диаметром 150 мм (для подключения к ПНС), уложенные гармошкой, и ещё 5 в скатках. Длина рукавной линии при этом - 2 км (отсюда и цифра в названии модели). Или 140 рукавов диаметром 77 мм. В таком случае длина линии - 2,8 км.

Автомобиль рукавный АР-2 (43106) 215.
Автомобиль рукавный АР-2 (43106) 215.

📌 В передней части кузова находится отсек с пожарно-техническим вооружением: рукавными разветвлениями, лафетными стволами и т.д. А на крыше есть дополнительные поручни, которые можно поднять и перевозить наверху мокрые рукава. Для попадания на крышу имеется люк.

Автомобиль рукавный АР-2 (43106) 215.
Автомобиль рукавный АР-2 (43106) 215.

📌 Рукава на АР-2 скатывает гидравлический механизм, работающий совместно с устройством укладки скаток. Поднятые в кузов скатки подаются в нужное место при помощи лебёдки и специальной тележки. Все выше перечисленные устройства управляются с дистанционного пульта.

Автомобиль рукавный АР-2 (43106) 215.
Автомобиль рукавный АР-2 (43106) 215.

📌 Но на данный момент сама идея пары ПНС и АР устаревает. Подача насоса 110 литров в секунду - это не так уж и много, учитывая, что на некоторые современные автоцистерны тяжелого класса ставят насосные установки производительностью более 200 л/сек. Причём на АЦ насос работает от штатного двигателя, а у ПНС установлен отдельный прожорливый 300-сильный дизель. Куда экономичнее сделать привод насоса от штатного двигателя какого-нибудь мощного грузовика, а освободившийся кузов использовать для перевозки рукавов, отказавшись и от отдельного рукавного автомобиля. Поэтому, скорее-всего, в будущем пожарные насосные станции и рукавные автомобили будут заменяться или автоцистернами с мощными насосами, или насосно-рукавными станциями, объединяющими в себе производительную насосную установку и вместительный кузов для рукавов.

Благодарю за внимание!

С уважением,

Егор Явников.