"Далеко от шумной столицы, на Охте, у опушки леса на полянке, залитой солнцем, стоит небольшой деревянный домик, в котором живут дети-сироты, волею судеб выкинутые за борт жизни, дети бедняков, которых пожалела и приютила Е.П. Калачева."
Именно о Калачевой и её благотворительной деятельности в РИ сегодня и поговорим.
Я уже писал про мужскую земледельческую колонию https://vk.com/wall-162479647_556493), где проживали мальчики, теперь поговорим о приюте для девочек, который также был построен на Охте. Появился он значительно позднее – в сентябре 1901 г., благодаря деятельности Елизаветы Петровны Калачевой.
Но обо всем по порядку. Начнем с самой Е.П. Калачевой. Родилась она в Екатеринбурге примерно в 1852г. в семье горного инженера Петра Качки (Если вдруг будете в Екатеринбурге, то ныне в его доме расположен Музей истории Екатеринбурга). Про её жизнь в Екатеринбурге мало что известно, но один факт заслуживает внимания. Она училась там в гимназии, но не смогла закончить её по той причине, что её оттуда исключили. Дело в том, что в 1872г. Лиза организовала небольшой кружок по интересам. «В кружке подруг, где она любила бывать, увлекались идеями того времени. Читали не романы, а книжки по физиологии и политэкономии. К ужасу близких, девушки анатомировали лягушек, коротко стригли свои волосы и презирали моды. Ухаживания кавалеров не любили. Лиза была исключена из гимназии за свои радикальные убеждения».
Короче была барышня своего рода панком.
Её кружок сочли революционным. Екатеринбургские жандармы так приукрасили деятельность кружка Качки, что в книге «Деятели революционного движения в России» ей даже была посвящена отдельная статья.
В июне 1873г. она переезжает в Петербург, где начинает заниматься педагогической деятельностью, которая ей была вскоре запрещена, а сама она по распоряжению министра внутренних дел была подчинена строжайшему надзору полиции. Однако уже в сентябре того же года дело о её кружке закрыли.
В том же 1873г. она выходит замуж за учителя Анемподиста Калачева. Из-за работы мужа семья вынуждена была переезжать с места на место и только в 1895г. году они смогли вернуться в Петербург. В этот период своей жизни Елизавета Калачева стала активно заниматься благотворительной деятельностью. Ключевым эпизодом, подтолкнувшим её к деятельности, стало наводнение 1896г. Во время наводнения «Гавань всплыла как Тритон, и множество семей бедняков остались без приюта и крова». Елизавета решила помочь детям бедных семей и приютила 30 малышей у себя на квартире, призвав общественность поддержать её шаг. Инициативу поддержала большое число благотворителей и таким образом на Васильевском острове (8 линия д.27) появился народный детский сад. В этом саду дети помимо крова и пропитания получали первичное образование. Стоит отметить, что отличие детского сада того времени от нынешнего в том, что сейчас вы оставляете ребенка там, чтобы пойти на работу, а тогда детей отдавали потому, что у родителей не было работы и возможности ухаживать за ребенком.
Благодаря стремлению Калачевой и её соратников, они смогли организовать ежегодные ёлки для детей с большим количеством подарков. К 1901г. на такие годы собиралось уже более 500 детей. Также регулярной была помощь Елизаветы детям при наводнениях, которые на то время были ежегодными.
Однако, как замечала сама Елизавета, всей той помощи, которую она давала детям не всегда было достаточно. Часть детей, что приходили в детский сад жили в невозможных условиях, что сподвигло её открыть приют для детей на базе детского сада, в котором к 1898г. содержалось уже 16 детей. Приют этот был организован в съемном доме на Аптекарском острове.
Понимая, что проблему нужно решать всесторонне, Калачева решает организовать курсы для матерей воспитанников на базе приюта. В основном это были курсы вязания, кройки и шитья, которые матери посещали с большим рвением.
Уже 17 сентября 1901г. по инициативе выпускниц Смольного института Калачева открывает еще один Народный детский сад на Таврической улице в Песках. Здесь детям преподавали Закон Божий, грамоту, арифметику, рисование, гимнастику и как могли готовили к трудовой жизни.
Летом детей из детский садов вывозили в деревню в имения Римской-Корсаковой и А.С. Усовой, что как заметили преподаватели, способствовало укреплению детских организмов.
«Обилие света, простор и сад для игр оказали огромное влияние на здоровье детей. Все болезненные припадки перестали тревожить их, и дети совершенно здоровыми провели осень и зиму.»
Имея также мысль, что для успешной жизни детей, необходимо устроить проживание их на базе приюта до 18 лет, Калачева обращается к Министру Земледелия и Государственных Имуществ с просьбой выделить две десятины земли с лесом в Охтенском Лесничестве (Ржевский лесопарк) для постройки там сельскохозяйственной школы и приюта, и получает на то положительный ответ.
Освящение приюта состоялось 30 сентября 1901г. при большом числе людей, в том числе и руководства Охтенского порохового завода. Построен он был на Колтушском шоссе (нынешняя улица Коммуны). Приют, организованный ранее на Аптекарском острове, смог теперь переехать в собственный дом и по-настоящему развернуться. Теперь воспитание девочек приняло более практическое направление.
Сельскохозяйственный приют представлял из себя два небольших деревянных дома (в первый год существования он был один) по 5 комнат: две спальни, комната для надзирательницы, комната для работ и отдыха, столовая и кухня. Предназначался он исключительно для девочек и первоначально мог содержать 20 детей.
В приют принимали девочек не моложе семи лет, православного вероисповедания, преимущественно сирот. Внутри приюта было разделение по образованию. Дети в возрасте от 7 до 14 лет обучались предметам, которые были близки к нынешней школьной программе. Среди них были арифметика, ботаника, история, география, причем часть предметов таких как пение и рукоделие вела сама Калачева. Также их обучали первичным навыкам сельскохозяйственных работ.
Девочки старше 14 лет занимались уже преимущественно домоводством и сельским хозяйством.
Перед выпуском девушек, как и в нынешних школах ждали экзамены, после успешной сдачи которых они получали свидетельство об окончании. Не могу сказать точно, но так как в Российской Империи того времени образование было не столь распространено, как сейчас, подобная бумага была ключом к хорошей жизни.
Благодаря помощи различных людей при приюте сразу же был организован сад, огород, пасека и ферма, на которой держались коровы, лошади и куры. Помимо практической задачи содержания для обучения девушек, продажа, например, молока и яиц помогала приносить дополнительный доход приюту. Разумеется, что выращенное в саду и огороде также использовалось для пропитания в самом приюте.
Об успехах Калачевой писали газеты, что способствовало привлечению дополнительных средств и воплощению в жизнь её планов. Чуть позднее (около 1903г.) великая княгиня Ольга Александровна приняла под свое покровительство приют и детский сад, выдавая на их содержание 1000 руб. в год. Видя заинтересованность и желание людей помогать в беде, Елизавета писала в своем дневнике: «Я еще глубже верю в бесконечное призвание человеческого сердца любовью и состраданием смягчать земные страдания людям».
Собранные средства шли на расширение приюта на Охте. 26 января 1903г. состоялась закладка дома Российского Общества защиты женщин в сельскохозяйственной колонии. Его задачей стояла защита молодых матерей и обучение их ремеслам, которые позволят им в дальнейшем вести самостоятельную жизнь и успешно воспитывать детей.
В конце концов, приют перерос в женскую практическую школу усадебного хозяйства и домоводства им. Е. П. Калачевой, где не только дети, но и взрослые только могли получить кров, и некоторые профессиональные навыки. Ещё в 1903г. Елизавета рассуждала на тему необходимости такой площадки, где взрослые могли бы получить такое образование, которое вывело бы их состояния бедности, в состояние сравнительного благополучия.
Калачева смогла развернуть по-настоящему обширную деятельность в Петербурге, направленную на защиту спасение детей и женщин. Под ее председательством в С.-Петербурге действовало Общество устройства народных детских садов, которое устроило детский сад с бесплатной детской столовой на 15-й линии (в 1910г. здесь содержалось 49 мальчиков и 37 девочек).
И всё было дальше расцветало и ширилось, если б не ряд проблем, обрушившийся на Россию. В период Первой мировой войны благотворительная деятельность Елизаветы Калачевой вынужденно свернулась. Получилось так, что революционные идеи, коими сама Елизавета была вдохновлена в юном возрасте, сыграли с неё злую шутку. После октября 1917г. она эмигрировала в Париж, где вся последующая информация о неё теряется. Известно лишь что умерла она там в 1940г.
Такой вот своего рода феминизм здорового человека.
Автор: Дмитрий Катаругин