Вот он — современный злодей, который норовит вырваться из-под контроля на работе и опять нарушает сроки сдачи проекта или непослушный ребёнок, срывающий очередной урок в школе. Но прежде чем вы начнёте метать неодобрительные взгляды в сторону того «невоспитанного» ребёнка или «рассеянного» взрослого, давайте разберёмся: может, за этой маской хаоса и неуёмной энергии кроется нечто большее, чем просто плохое воспитание или избалованность?
Возможно, это СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности), характеризующееся триадой симптомов: дефицитом внимания, импульсивностью и гиперактивностью. Это одно из наиболее часто диагностируемых неврологических расстройств. Распространенность СДВГ может варьироваться от 10 до 12 %. Это целый спектр, характеризующийся разной степенью выраженности симптомов.
Как проявляется дефицит внимания:
- Трудно удерживать внимание при выполнении заданий или во время игры.
- Частая утеря предметов, забывание их дома (телефон, документы, деньги, ключи).
- Легкое отвлекаемость на внешние раздражители (перепрыгивание с одной деятельности на другую).
- Забывчивость в повседневных делах. На таких людей невозможно положиться. Они абсолютно искренне не выполняют обещанное.
- Неумение следовать инструкциям и завершать школьные задания, домашние дела или обязанности на рабочем месте.
- Избегание, нежелание заниматься задачами, требующими умственных усилий.
- Проблемы с планированием и организацией какой-либо деятельности.
Как проявляется импульсивность:
- Неумение ждать своей очереди в играх или бытовых ситуациях.
- Прерывание разговоров или игр других людей; вмешивание в чужие дела.
- Перебивание речи другого человека, нежелание слушать.
- Желание ответить на вопрос ещё до того, как его задали.
- Трудности с ожиданием и терпением.
- Частое принятие поспешных решений без оценки последствий.
- Выражение эмоций без учета обстоятельств, часто неуместно (чрезмерно громкий смех, или чрезмерно выраженный гнев по пустякам).
Как проявляется гиперактивность:
- Постоянное движение, непоседливость, трудности сидеть на одном месте неподвижно.
- Чрезмерная болтливость.
- Неумение играть или заниматься чем-либо тихо.
- Бегание или лазание в неподходящих обстоятельствах (у взрослых это может проявляться в психологическом дискомфорте и чувстве внутреннего напряжения).
- Постоянное ощущение внутреннего напряжения или нервозности.
Важно отметить, что для диагностики СДВГ эти черты должны быть выражены достаточно сильно, чтобы нарушать нормальную социальную, академическую или профессиональную деятельность человека и быть нехарактерными для уровня развития данного человека. Также они должны проявляться в нескольких обстановках, например, в школе и дома, дома и на работе. Чтобы начать подозревать СДВГ, такие симптомы должны проявляться как минимум в течение шести месяцев. А у взрослых с детства.
Кроме того, симптомы СДВГ могут варьироваться по степени их выраженности у разных людей, и некоторые люди могут испытывать более сильные симптомы в одной области (например, дефиците внимания) и менее выраженные в других (например, гиперактивности).
Также стоит учесть, что СДВГ часто сопровождается другими сопутствующими расстройствами, такими как тревожные и депрессивные расстройства, нарушения настроения, расстройства поведения, которые могут влиять на проявление и восприятие симптомов СДВГ.
И СДВГ это не плохое воспитание или психологическая травма. Это реальные патологические изменения в мозге.
СДВГ – это расстройство неврологического развития, как сейчас говорят «нейротипичность», которое часто диагностируется в детстве и остаётся на всю жизнь. Связано с нарушениями в работе передаточных путей дофамина и норадреналина, что затрудняет концентрацию внимания. Характеризуется тремя основными признаками: дефицитом внимания, гиперактивностью (кстати, её может не быть вовсе) и импульсивностью. При этом важно отметить, что многие дети проявляют похожие поведенческие особенности в той или иной степени. И даже взрослые. Все мы сейчас стали немного «СДВГэшниками» из-за огромного потока информации и попытками нашего мозга справиться с этим. А соцсети с роликами по 15-30 секунд формируют у нас привычку к очень короткому контенту, поэтому сложности с вниманием и концентрацией на чём-то более длительном вызывает трудности у многих.
ПАРАДОКС: При СДВГ существует такой феномен, как "Гиперфиксация". Он представляет собой состояние, когда человек с СДВГ на необычайно долгий период времени сосредотачивает своё внимание на одной задаче или деятельности, часто забывая о всём остальном вокруг. Это может показаться парадоксальным, учитывая, что СДВГ обычно ассоциируется с трудностями в поддержании внимания и склонностью к легким отвлечениям.
Однако гиперфиксация является одним из менее известных аспектов СДВГ, который на самом деле может быть как полезным, так и вредным. С одной стороны, она может привести к высокой производительности и творчеству в определенных областях, поскольку человек может углубиться в задачу настолько, что теряет счет времени и внешних раздражителей. С другой стороны, гиперфиксация может привести к проблемам, если она отвлекает от более важных задач или обязанностей, или если человек проводит слишком много времени с одним занятием, игнорируя другие аспекты своей жизни, такие как личные отношения, работа или учёба.
Парадоксальность этого феномена заключается в том, что, несмотря на наличие трудностей с концентрацией внимания во многих ситуациях, люди с СДВГ могут также проявлять удивительную способность к концентрации и удержанию внимания, когда они особенно заинтересованы в чем-то.
Гиперфиксация при СДВГ ещё полностью не изучена, и механизмы, лежащие в основе этого феномена, до конца не поняты.
Предполагается, что механизмы мозга, отвечающие за мотивацию и вовлеченность (часто связанные с системой вознаграждения), активизируются в большей степени, когда человек сталкивается с задачей или деятельностью, которая его сильно заинтересовала. Это может привести к тому, что другие стимулы, которые обычно вызывают отвлечение внимания, становятся менее значимыми, и в результате человек может оставаться сфокусированным на интересующей его деятельности на длительный период времени.
Также важную роль играет предполагаемое снижение функций передней поясной коры мозга у людей с СДВГ, что может влиять на способность к саморегуляции и контролю над вниманием. Когда деятельность не требует активного самоконтроля и в то же время является мотивирующей и увлекательной, может произойти своего рода "захват" внимания, что и приводит к гиперфиксации.
Что происходит мозге человека с СДВГ:
1. Нейротрансмиттеры: У людей с СДВГ может быть нарушен баланс нейротрансмиттеров, особенно дофамина и норадреналина, которые играют ключевую роль в регулировании внимания, мотивации и двигательной активности.
2. Структурные и функциональные изменения: Исследования с использованием МРТ (магнитно-резонансная томография) и ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография), показали, что у людей с СДВГ могут быть структурные и функциональные изменения в определенных областях мозга. К ним относятся:
- Сниженный объем в некоторых областях головного мозга, таких как лобные доли, которые отвечают за планирование, решение проблем и ингибирование импульсивного поведения.
- Изменения в стриатуме, который играет роль в регуляции движений и мотивации.
- Нарушения в работе мозолистого тела, которое связывает правое и левое полушария мозга, могут влиять на координацию функций между полушариями.
- Аномалии в функционировании мозжечка, который помимо координации движений также может влиять на внимание и исполнительные функции.
- Функциональные изменения часто связаны с задержкой в развитии некоторых нейронных сетей, что может привести к асинхронности в зрелости различных областей мозга. В частности, у людей с СДВГ может наблюдаться более медленное развитие тех областей мозга, которые связаны с саморегуляцией и контролем над вниманием.
3. Сниженная активация лобных долей, отвечающих за высшие исполнительные функции, такие как планирование, решение задач и ингибирование неуместного поведения.
4. Изменения в системе вознаграждения: Мозговая система вознаграждения, которая регулируется дофамином, может работать иначе у людей с СДВГ. Это может объяснить, почему люди с СДВГ часто ищут новые стимулы и трудно им удерживать внимание на рутинных или мало стимулирующих задачах. Изменения в системе вознаграждения могут также привести к тому, что люди с СДВГ испытывают большие трудности с мотивацией и отсрочкой удовлетворения, поскольку их мозг может не реагировать так сильно на обычные вознаграждения или отсроченные награды.
5. Вариабельность нейронной активности: Повышенная нейронная вариабельность, или изменчивость в нейронной активности, может быть связана с СДВГ. Это означает, что мозговая активность у людей с СДВГ может быть менее стабильной, что делает сложнее поддержание устойчивого уровня внимания.
6. Генетические факторы: СДВГ имеет сильный генетический компонент, и исследования показывают, что множество генов могут вносить вклад в развитие этого расстройства. Некоторые из этих генов связаны с развитием нейротрансмиттерных систем, включая системы дофамина и норадреналина. Генетические изменения могут влиять на структуру и функции мозга, включая те, которые контролируют внимание, импульсивность и активность.
7. Влияние окружающей среды: Хотя СДВГ имеет генетическую основу, факторы окружающей среды также могут играть роль в его развитии. Пренатальное воздействие токсинов, курение и употребление алкоголя во время беременности, низкий вес при рождении и другие факторы риска могут повлиять на развитие мозга и увеличить вероятность возникновения СДВГ.
8. Проблемы со сном: Многие люди с СДВГ испытывают проблемы со сном, такие как бессонница или нарушения сна, которые могут усугубить симптомы СДВГ.
Что будет, если не лечить СДВГ
Если СДВГ не лечить, это может привести к ряду негативных последствий для психического, социального и эмоционального благополучия человека, а также оказать влияние на его успехи в обучении и карьере.
Вот некоторые из потенциальных последствий нелеченого СДВГ:
1. Проблемы в образовании: Дети и подростки с СДВГ могут испытывать трудности с концентрацией внимания, организацией и выполнением школьных заданий, что может привести к плохим оценкам и отставанию в учебе.
2. Социальные проблемы: Проблемы с управлением импульсами и гиперактивностью могут затруднить взаимодействие с другими людьми, что может привести к социальной изоляции, непониманию со стороны сверстников и конфликтам.
3. Проблемы поведения: Без соответствующего лечения и поддержки дети и взрослые с СДВГ могут столкнуться с повышенным риском развития проблем с поведением, таких как агрессия, оппозиционное вызывающее расстройство и расстройства поведения.
4. Проблемы с самооценкой и самочувствием: Частые неудачи и критика могут привести к низкой самооценке, депрессии и тревожности.
5. Трудности с трудоустройством: Взрослые с нелеченным СДВГ могут столкнуться с трудностями при поиске работы, сохранении рабочего места и продвижении по карьерной лестнице из-за проблем с организацией, управлением временем и межличностными навыками.
6. Риск злоупотребления веществами: Некоторые исследования показывают, что люди с СДВГ имеют более высокий риск развития зависимостей, включая злоупотребление алкоголем и наркотиками.
7. Проблемы с законом: Проблемы с импульсивностью и поддержанием внимания могут привести к повышенному риску антисоциального поведения и проблем с законом. Люди с нелеченным СДВГ могут столкнуться с юридическими проблемами из-за неосознанных или импульсивных поступков.
8. Трудности в личных отношениях: СДВГ может негативно сказаться на личных отношениях, включая дружбу, романтические связи и семейную жизнь. Проблемы с коммуникацией, вниманием и эмоциональным регулированием могут привести к конфликтам и недопониманию с партнерами, родителями и детьми.
9. Ухудшение состояния здоровья: Импульсивное поведение может привести к рискованным действиям, таким как неосторожное вождение или незащищенный секс, что увеличивает риск травм и передачи инфекций.
10. Финансовые проблемы: Нелеченный СДВГ может привести к финансовой нестабильности из-за непостоянства в работе, импульсивных покупок и плохого планирования бюджета. Люди с СДВГ могут испытывать трудности с управлением своими финансами, что может привести к долгам и финансовым кризисам.
11. Академические трудности: Взрослые с нелеченным СДВГ могут столкнуться с проблемами в высшем образовании, такими как невыполнение курсовых работ и экзаменов, что может ограничить их образовательные и профессиональные перспективы.
12. Психические заболевания: Существует повышенный риск развития других психических расстройств, таких как тревожные расстройства, депрессия и биполярное расстройство, у людей с нелеченным СДВГ.
13. Низкая качество жизни. Все упомянутые выше проблему значительно снижают качество жизни таких людей.
Что делать, если вы подозреваете у себя или кого-то из близких СДВГ?
1. Обратиться к специалисту для подтверждения/опровержения диагноза.
2. Принять это как особенность и собственную уникальность. Осознание своего диагноза – это 50% успеха.
3. Начать лекарственную терапию. В России и странах СНГ, к сожалению, доступен только атомоксетин. Но это хоть что-то. Дозировку поможет подобрать психиатр или невролог. Лучше обращаться к психиатру, многие неврологи, как ни странно, плохо знают такую болезнь и даже если знают, то назначают в основном абсолютно бесполезные препараты. Вообще неврологи в России – лидеры по постановке несуществующих диагнозов типа остеохондроза и вегето-сосудистой дистонии и лидеры по назначению фуфломицинов (тералиджин, фенибут, глицин, новопассит и тд). Так что лучше идти к психиатру.
4. Пойти на психотерапию. Это поможет поднять самооценку, справиться с тревожностью и отработать навыки планирования.
5. Начать планировать свой день и свою жизнь
6. Чётко придерживаться собственного плана
7. Некоторым помогает смена места жительства и работы. Новизна очень хорошо организует людей с СДВГ, поскольку рутина для них скучна.
8. Наладить сон – это очень важно.
9. Обсудить это со своими близкими. Должно быть абсолютное принятие и понимание.
10. Сориентироваться на том, что хорошо мотивирует к деятельности. Вспомните про гиперфиксацию. Школьникам, например, поменять школу и найти ту, которая будет ребёнку доставлять радость или перейти на семейное образование. Взрослому - поменять вид деятельности на тот, который будет приносить удовольствие.