Как же вышло, что по прошествии пятисот лет могущества радзивилловские владельцы Несвижа и Мира утратили богатство и влияние, и уже к середине 19 века в их наследных замках хозяйствовал ветер?
А переломным стал момент, когда XI ординат Несвижа, князь Доминик Иероним Радзивилл (1786 — 1813), перешел на сторону Наполеона.
Доминик Иероним — последний из несвижских Радзивиллов по мужской линии
Его отец — Иероним Винцент Радзивилл, младший брат Пане Коханку, о чудачествах которого я упоминала в в 1 части заметок про Несвиж.
В 1804-м только что отметивший совершеннолетие юноша едет в Петербург. Александр I жалует ему чин придворного камергера и обширные владения в пригороде столицы.
Но уже в 1805-м Доминик Иероним возвращается в Несвиж. Юноша полон энтузиазма возрождать родовое гнездо. Ведь после смерти Пане Коханку оно изрядно разорено. То было время, когда опекуны всю энергию пустили на ожесточенную борьбу за единоличную опеку над малолетним князем.
Вернувшись, Доминик задумывает капремонт замка. Строит в округе новые магазины, гостиницы, почту, открывает рестораны. При нем улицы вымощены камнем.
Молодой князь живет на широкую ногу. В его конюшнях, украшенных мрамором, бронзой, зеркалами и шелковыми занавесками — 300 лошадей. И стоили они около миллиона рублей ассигнациями. [Метельский А. А. Владельцы старого Несвижа. — Мн: Беларуская Энцыклапедыя імя П. Броўкі, 2011. ]
Долги нового владельца Несвижа растут с каждым годом. И в 1811-м Александр I предписывает минскому губернатору взять имения князя в казенное управление.
Петербургские власти обеспокоены не только финансовым положением наследника Несвижа, но и его политическими взглядами. В 1810-м Доминик Радзивилл поступает на военную службу в Варшавском герцогстве в чине полковника. В 1811 — командует экипированным за собственный счет 8-м уланским полком.
Когда Наполеон Бонапарт пообещал в случае победы над Россией возрождение Речи Посполитой в границах 1772 года, Доминик Иероним принял сторону французов. Ко всему прочему, это давало ему возможность избежать платежей в российскую казну по долгам и конфискации имущества.
Чем отметился? Первым вошел в Вильно. Сражался под Смоленском и Бородино. Награжден орденом Почетного легиона. По одной из версий, именно Доминик Радзивилл подсказал Наполеону место для переправы через Березину. В итоге спас Бонапарта от плена, а наполеоновскую армию — от полного уничтожения.
Князю предлагали вернуться в Россию и покаяться перед Александром. Но он отказался.
Его диалог с другим императором:
— И ты тоже хочешь бросить меня?
— Ах, сир! За кого вы меня принимаете?! — ответил Радзивилл Наполеону осенью 1813-го, когда после битвы под Лейпцигом началось массовое дезертирство поляков.
Вскоре в бою под Ханау Доминик тяжело ранен и в ноябре 1813-го умирает.
Мария Дорота (Доротея) де Кастелян-Радзивилл и ее попытки возродить Несвиж
С гибелью Доминика Иеронима прервалась ветвь Радзивиллов, тянущаяся от Николая Сиротки. Еще в 1812-м все имущество Несвижского дворца конфисковано российским правительством. С этого времени наступает темная полоса в истории замка: разорение, калейдоскопическая смена владельцев, судебные разбирательства.
Следующий несвижский ординат Антоний Генрих отказался выплачивать по перешедшим к нему неподъемным долговым обязательствам Доминика Иеронима. И далее наследники немецкой линии несвижских владений не показывались на пороге ветшающей резиденции около 50 лет.
Возрождение Несвижа связывают с именем Марии Дороты де Кастелян-Радзивилл, жены 14 несвижского ордината Антония Вильгельма.
Приехав в 1865 году в замок, супруги не могли найти даже одной комнаты, пригодной для жизни. Из записей в дневнике Марии де Кастелян:
«Замок был полностью нежилым. Крыша была продырявлена, ни одного желоба, вода текла везде, несколько крыш обвалилось, другие еле держались. Во многих местах не было пола, все тонуло в грязи…»
Мария, дочь маркиза Энрико де Кастеллан, при поддержке мужа сделала все, чтобы вернуть замку былое величие и сделать культурным центром земель, далеких от ее родной Франции. Супруги восстановили интерьеры замка и пополнили их ценностями, которые разбрелись по частным европейским коллекциям. Возродили окружение дворца: заложили Старый, Английский, Марысин парки.
Супруги обратились к Николаю II с просьбой вернуть родовые сокровища, конфискованные у семейства в 1812-м, и получили одобрение государя. Часть фамильных вещей вернулась в замок из собраний Эрмитажа.
Поиск пропавших сокровищ
Но удалось ли напасть на след пропавших золотых статуй 12 апостолов размером с человеческий рост и серебряной статуи Иуды?
Статуи исчезли бесследно в 1812 году, когда Наполеон отступал от Москвы. В тот момент, понимая, что наступил окончательный перелом в сражениях, Доминик Радзивилл отправляет письмо эконому. И приказывает под охраной татарского эскадрона, бывшего на службе у Радзивиллов, вывезти казну и статуи апостолов в Вильно. Остальные сокровища поручает спрятать в подземном тайнике замка.
Но в это время к Несвижу прорывается драгунский полк из корпуса генерала Тучкова. И эконом загоняет подводы в лабиринт подземных ходов между Несвижским и Мирским замками, и вместе с уланами личной охраны заваливает входы. Охрана перебита в бою, эконом ранен и пленен. Удалось ли ему каким-то чудом сообщить хозяину местонахождение клада? История умалчивает.
Тем временем российские войска уже в Несвиже. Часть коллекций из дворца отправилась в Петербург и Москву. Работавшая в замке правительственная комиссия зафиксировала пропажу ряда фамильных драгоценностей и нескольких тонн золота. В том числе, знаменитых статуй 12 апостолов.
С тех пор кто только ни искал сокровища. Начали копать еще тогда, в 1812-м. Безуспешно перерыли весь парк, прилегающие территории. С тех пор кладоискатели всех мастей наведывались сюда с завидной регулярностью. И до сих пор продолжают искать.
В 1941-1942 годах немцы прочесали с миноискателями не только территорию замка, но и весь Несвиж. Говорят, что сокровища не давали покоя Розенбергу и даже самому Гитлеру. Так что под стенами замка отметились еще и представители организации Аненербе. Предполагается, что Доминик Радзивилл спрятал от мира не только 12 апостолов, но и оккультные реликвии магнатского рода (частицы подлинного креста, мощи святых в ковчегах и проч).
Радзивиллы издавна интересовались тайными знаниями и свозили в замок реликвии, призванные усилить власть и могущество рода. И подобные «экспонаты» интересовали аненербовцев гораздо больше, чем бренное золото. Возможно, они даже искали в Несвиже Копье Судьбы (но это неточно). А в итоге ничего не нашли. Зато встретились, предположительно, со «шварц фрау» — Черной женщиной, знаменитым призраком Несвижского дворца.
Черная Дама на страже сокровищ Несвижа
Призрак Барбары Радзивилл явился одновременно с приходом в Несвиж Аненербе. В одну из тихих лунных ночей окрестности старинного замка огласила беспорядочная стрельба часовых и панические крики «Шварц фрау!!». Из-за деревьев парка бесшумно выплыла женская фигурка в длинном черном платье и остановилась. Бледная полная луна осветила изящную головку, сияющее бледное лицо и… пустые черные глазницы Черной Дамы.
Кто же она, таинственная женщина в черном? О, это история с поистине шекспировскими страстями.
Дочь государственного деятеля Юрия Радзивилла по прозвищу Геркулес, Барбара, в 23 года становится вдовой. Но вскоре красавица знакомится с наследником польского престола Сигизмундом Августом. Их страсть оказывается взаимной и лишь крепнет с кончиной законной супруги принца. Влюбленные тайно венчаются.
Сигизмунд наследует трон. Всплывает правда об их тайной связи, и при дворе разражается скандал. Больше всех негодует Бона Сфорца, королева-мать из рода отравителей — Медичи. Такая невестка не ко двору. Но ее сын добивается признания брака законным. И в 1550-м Барбару коронуют.
Однако вскоре молодая королева начинает слабеть и чахнуть на ровном месте. И через год отходит в мир иной.
Скорбящий супруг не желал признавать кончину любимой и обратился к услугам колдуна Твардовского. Чернокнижник согласился провести спиритический сеанс в Несвижском замке, где на тот момент проживали братья Барбары. Твардовский предупредил Сигизмунда: нельзя дотрагиваться до призрака руками. Но безутешный вдовец, завидев в зеркале образ любимой панны в белых одеждах, словно обезумел.
«Басенька моя!» — вскричал король и кинулся обнимать видение. В тот же миг зеркала взорвались, а белое одеяние на глазах изумленной публики превратилось в черное. Барбара эффектно исчезла, оставив в воздухе запах тлена.
Сигизмунду дали надежду, что соединиться с любимой возможно, если смерть постигнет его в Несвижском замке. Но, увы, безутешный призрак короля вынужден бродить далеко от Несвижа — в Кракове. Ведь именно там он встретил свой последний день. А Черную Даму, не нашедшую дорогу на тот свет, видят порой в Несвиже.
Когда пришли поисковики из Аненербе, призрак Барбары Радзивилл не пожелал, чтобы сокровища ее семьи попали в чужие руки. И представители небезызвестной организации покинули замок ни с чем.
Что бы ни говорили о призрачных обитателях замка, клад до сих пор не найден. Хотя ищут его до сих пор.
Непостижимо, но факт. Род, купавшийся в золоте почти пятьсот лет, с исчезновением сокровищ и реликвий утратил могущество.
А тень Черной Королевы время от времени мелькает в коридоре зеркал Несвижского дворца.
И еще у стен Мирского замка бродит Черный Человек. Вот такие мифы и легенды древнего Несвижа – Мира.
Говорят, что призраку Доминика Радзивилла не дают покоя сокровища, которые его эконом спрятал по приказу хозяина в тайных переходах между двумя родовыми замками.
Но об этой и других легендах Мирского замка, с вашего позволения, расскажу в следующей главе.