Найти тему

Шизофрения у детей раннего возраста. Признаки и что делать

Оглавление

Об этом заболевании с древних времен ходит множество мифов и предрассудков. Эта тема вызывает и активные научные дискуссии.

Мне за мою боле, чем 20 летнюю практику иногда приходилось работать в двигательной терапии с детьми разного возраста, уже имеющими диагноз шизофрения. Поняла, что чем раньше родители замечают её признаки и обращаются к специалистам, тем раньше начинает лечение, и тем более лёгка форма протекания болезни у ребёнка.

Поэтому в этой статье хочу рассказать вам:

  • о некоторых признаках психических расстройств у детей раннего возраста, в частности, о признаках детской шизофрении или эндогенного психоза, как её ещё называют
  • о тех, кто попадет в "группу риска"
  • о том, что же делать родителям, замечающим у своих детей признаки этих расстройств

Норма и отклонение

Развитие ребенка в раннем возрасте происходит в формате постепенного освоения моторных, когнитивных и социальных навыков.

В процессе взаимодействия с окружающим миром малыш учится «присваивать» образцы социально-коммуникативного поведения, сначала в семье, а затем применяет их в общении с ровесниками и взрослыми.

🔸 Мама, как окружающая среда

На самых ранних стадиях развития основной «окружающей средой» для ребенка становится мать. Она чутко реагирует на его физиологические потребности и в каждую ситуацию ухода за младенцем добавляет элементы речевого и мимического общения.

Улыбаясь, хмурясь и прикасаясь к ребенку во время кормления, купания или прогулок, мама с помощью своего тела, мимики и голоса передает информацию о безопасности окружающей среды, интересности мира вокруг, а также о границах допустимого контакта с людьми и предметами.

👶 Таким образом, малыш учится различать,
что такое «хорошо», а что такое «плохо».

🔸Формирования образа «Я» у ребенка

Далее основным способом познания окружающего мира и базой для формирования образа «Я» у ребенка становится эмоционально-поведенческое взаимодействие с близкими:

  • ребёнок наблюдает за взрослыми, подражает их действиям и получает обратную связь на свои поступки
  • малыш создает свою идентичность и становится частью семейного общества
  • поэтому родители часто с удивлением и радостью замечают у своих маленьких детей реакции, привычки и предпочтения, похожие на свои собственные

Это становится базой активного формирования самостоятельности.

🔸 Эксперт по взаимодействию с людьми

Приблизительно к трехлетнему возрасту ребенок становится «экспертом» в общении с людьми, изучая тонкие мимические, жестовые и голосовые сигналы, которые осознанно или неосознанно подают ему родители.

В это время он также осваивает широкий спектр социальных навыков.

Их кульминацией являются:

  • умение искусно хитрить,
  • умение использовать свое детское обаяние,

чтобы добиваться желаемого, а также проявлять разнообразие в взаимодействии с множеством взрослых и братьями-сестрами.

Когнитивные способности малыша до трех лет чаще всего служат средством освоения окружающего предметного и социального пространства.

Например, речь в основном используется для общения:

- для просьб, вопросов на этапе «почему?»
- для выражения своих эмоций по отношению к происходящему

🔸Общение, как результат развития ребёнка

Общение выступает как источник, движущая сила и одновременно результат развития ребенка в первый период его жизни. Ведь жизнь малыша полностью зависит от взрослых и определяется их действиями.

Умение же взрослых взаимодействовать с детьми:

  • чувствовать их настроение
  • предугадывать их реакции
  • интерпретировать их поведение
  • управлять им с помощью «baby talk» (уникальный комплекс мимики), вокализаций и речи

является необходимым условием физического выживания ребенка.

🔴 Именно область ОБЩЕНИЯ особенно чувствительна к вопросам психического здоровья.
Поэтому именно в ней часто проявляются первые признаки неблагополучия при психических расстройствах.

Кстати, НЕ путайте 👇

-2

Когда пора насторожиться❓

Первичными тревожными признаками психического расстройства, связанным с эндогенными психозами (например, ранней детской шизофрении), могут стать изменения, начинающиеся уже со второго года жизни ребенка.

🔴 Когда прежде активный, эмоционально насыщенный
и
любознательный малыш внезапно «замирает», его развитие начинает приостанавливаться:

  • он не осваивает новые способы коммуникации
  • не расширяет круг общения
  • реакции на окружающее становятся болезненными и неестественными
  • эмоциональная сфера ребенка упрощается — его чувства становятся "плоскими" и однообразными

🔴 Это отражается и в изменениях мимики:

  • взгляд становится скользящим или словно «проходит сквозь» собеседника
  • выражение лица застывает, периодически начиная выдавать гримасы, которые не соответствуют ситуации
  • часто наблюдается вытягивание губ
  • можно заметить учащенное моргание и запрокидывание головы
  • появляется беспричинный смех

🔴 Родители отмечают:

  • состояние «зачарованности», «отсутствия»
  • блуждающую улыбку
  • заинтересованное разглядывание детьми «несуществующих» объектов
  • усиливающуюся холодность к близким
  • становится сложно понять, какие эмоции испытывает ребенок, чего он хочет и чем интересуется

🔴 Постепенно уменьшается потребность малыша в общении и игре:

  • ранее активный ребенок перестает искать взгляда родственников
  • игры превращаются в механическое перебирание предметов или их расставление в определенном порядке

🔴 На фоне эмоциональной бедности могут возникать внезапные вспышки негативизма или беспричинного смеха.

🔴 Изменяется и общая двигательная активность

  • эпизоды расторможенности: ребенок может бесцельно перемещаться по комнате, разбрасывая вещи или проявляя разрушительное поведение, иногда даже с агрессией по отношению к родителям или братьям и сестрам
  • чередуются с апатией и снижением как психического, так и физического тонуса
  • ребенок также может часами оставаться в постели, неподвижно сидеть или лежать, замирая в специфических позах
  • иногда малыш прячется в шкафу, за диваном или под одеялом, замирая там
  • Ребёнок начинает дистанцироваться от близких, при этом его интерес к окружающим предметам становится примитивным и поверхностным.

Нарушаются и основные психофизические процессы,
такие как сон и бодрствование, питание и физический тонус.

🔴 Состояние сна нарушается:

  • ребёнок сталкивается с трудностями при засыпании
  • часто просыпается и бодрствует без цели ночью
  • а днём бывает необычайно сонным и неактивным

🔴 Изменяются и пищевые привычки:

  • рацион может сократиться до 1-2 продуктов
  • в процессе еды малыш может трогать, разглядывать, обнюхивать и даже облизывать пищу, при этом проявляя равнодушие или негативизм к вкусам ранее любимых блюд
  • иногда наблюдаются и внезапные вспышки обжорства, а также поглощение несъедобных предметов

🔴 Галлюцинации и зачарованность

Вопреки распространённому мнению, у детей младшего возраста галлюцинации могут не проявляться.

Однако признаки «зачарованности», фиксированный взгляд в «никуда», необъяснимые страхи и избегание контактов с близкими, а также ощущение угрозы со стороны них могут служить их условными аналогами.

В целом, у ребёнка с ранней шизофренией

на первый план выходят:

  • потеря живости и «детскости» эмоций
  • снижение активности в исследовании мира
  • расстройство познавательного интереса или его сужение до очень узкого круга объектов, которые привлекают внимание
  • ключевыми признаками формирующегося психического расстройства становятся утрата навыков поддержания эмоционально насыщенных отношений, особенно с матерью, а также гневливость или равнодушие к близким
-3

Почему такое происходит❓

Процесс развития ребенка с психическим заболеванием ДО появления первых признаков заболевания обычно не отличается от нормальных показателей.

Ребёнок даже часто демонстрирует ускоренное освоение речи, математических навыков или грамоты. А выглядит более взрослым, серьезным и сосредоточенным.

Определить момент начала развития психического заболевания бывает весьма затруднительно. Не существует конкретного дня, когда можно было бы сказать, что ребенок заболел.

Появление первых симптомов чаще всего не связано с какими-либо значительными стрессами или соматическими факторами. Иногда симптомы могут совпадать с изменением места жительства, временным отсутствием родителей или легким заболеванием.
Однако явной причинно-следственной связи между этими событиями не наблюдается.

🔸постепенное нарастание патологических признаков и
🔸отсутствие четко выраженного момента начала заболевания
👉 указывают на его эндогенный, т.е. «внутренний» механизм

Кто в группе риска❓

Риск возникновения психических расстройств повышается у детей, чьи близкие родственники страдают от схожих заболеваний.

Если у родственников первой линии (родителей, братьев и сестер) имеются психические заболевания, вероятность возникновения расстройства у ребенка может достигать 40–50%.

Что делать родителям❓

1. Внимательно наблюдать за ребёнком.

2. При наличии упомянутых поведенческих признаков как можно быстрее обратиться к специалистам для квалифицированной диагностики и выбора подходящей стратегии лечения, а также для поддержки ребенка и его семьи.

Это значительно увеличит шансы на более благоприятное течение заболевания и минимизацию его проявлений.

❓Когда-нибудь встречались у знакомых детей с такими проявлениями?
Всё прошло/перерослось или были последствия?
ПОДЕЛИТЕСЬ в комментариях 👇

- - - - - - - - -
ССЫЛКА на САЙТ автора статьи
- - - - - - - - -

-4