Об этом заболевании с древних времен ходит множество мифов и предрассудков. Эта тема вызывает и активные научные дискуссии.
Мне за мою боле, чем 20 летнюю практику иногда приходилось работать в двигательной терапии с детьми разного возраста, уже имеющими диагноз шизофрения. Поняла, что чем раньше родители замечают её признаки и обращаются к специалистам, тем раньше начинает лечение, и тем более лёгка форма протекания болезни у ребёнка.
Поэтому в этой статье хочу рассказать вам:
- о некоторых признаках психических расстройств у детей раннего возраста, в частности, о признаках детской шизофрении или эндогенного психоза, как её ещё называют
- о тех, кто попадет в "группу риска"
- о том, что же делать родителям, замечающим у своих детей признаки этих расстройств
Норма и отклонение
Развитие ребенка в раннем возрасте происходит в формате постепенного освоения моторных, когнитивных и социальных навыков.
В процессе взаимодействия с окружающим миром малыш учится «присваивать» образцы социально-коммуникативного поведения, сначала в семье, а затем применяет их в общении с ровесниками и взрослыми.
🔸 Мама, как окружающая среда
На самых ранних стадиях развития основной «окружающей средой» для ребенка становится мать. Она чутко реагирует на его физиологические потребности и в каждую ситуацию ухода за младенцем добавляет элементы речевого и мимического общения.
Улыбаясь, хмурясь и прикасаясь к ребенку во время кормления, купания или прогулок, мама с помощью своего тела, мимики и голоса передает информацию о безопасности окружающей среды, интересности мира вокруг, а также о границах допустимого контакта с людьми и предметами.
👶 Таким образом, малыш учится различать,
что такое «хорошо», а что такое «плохо».
🔸Формирования образа «Я» у ребенка
Далее основным способом познания окружающего мира и базой для формирования образа «Я» у ребенка становится эмоционально-поведенческое взаимодействие с близкими:
- ребёнок наблюдает за взрослыми, подражает их действиям и получает обратную связь на свои поступки
- малыш создает свою идентичность и становится частью семейного общества
- поэтому родители часто с удивлением и радостью замечают у своих маленьких детей реакции, привычки и предпочтения, похожие на свои собственные
Это становится базой активного формирования самостоятельности.
🔸 Эксперт по взаимодействию с людьми
Приблизительно к трехлетнему возрасту ребенок становится «экспертом» в общении с людьми, изучая тонкие мимические, жестовые и голосовые сигналы, которые осознанно или неосознанно подают ему родители.
В это время он также осваивает широкий спектр социальных навыков.
Их кульминацией являются:
- умение искусно хитрить,
- умение использовать свое детское обаяние,
чтобы добиваться желаемого, а также проявлять разнообразие в взаимодействии с множеством взрослых и братьями-сестрами.
Когнитивные способности малыша до трех лет чаще всего служат средством освоения окружающего предметного и социального пространства.
Например, речь в основном используется для общения:
- для просьб, вопросов на этапе «почему?»
- для выражения своих эмоций по отношению к происходящему
🔸Общение, как результат развития ребёнка
Общение выступает как источник, движущая сила и одновременно результат развития ребенка в первый период его жизни. Ведь жизнь малыша полностью зависит от взрослых и определяется их действиями.
Умение же взрослых взаимодействовать с детьми:
- чувствовать их настроение
- предугадывать их реакции
- интерпретировать их поведение
- управлять им с помощью «baby talk» (уникальный комплекс мимики), вокализаций и речи
является необходимым условием физического выживания ребенка.
🔴 Именно область ОБЩЕНИЯ особенно чувствительна к вопросам психического здоровья.
Поэтому именно в ней часто проявляются первые признаки неблагополучия при психических расстройствах.
Кстати, НЕ путайте 👇
Когда пора насторожиться❓
Первичными тревожными признаками психического расстройства, связанным с эндогенными психозами (например, ранней детской шизофрении), могут стать изменения, начинающиеся уже со второго года жизни ребенка.
🔴 Когда прежде активный, эмоционально насыщенный
и любознательный малыш внезапно «замирает», его развитие начинает приостанавливаться:
- он не осваивает новые способы коммуникации
- не расширяет круг общения
- реакции на окружающее становятся болезненными и неестественными
- эмоциональная сфера ребенка упрощается — его чувства становятся "плоскими" и однообразными
🔴 Это отражается и в изменениях мимики:
- взгляд становится скользящим или словно «проходит сквозь» собеседника
- выражение лица застывает, периодически начиная выдавать гримасы, которые не соответствуют ситуации
- часто наблюдается вытягивание губ
- можно заметить учащенное моргание и запрокидывание головы
- появляется беспричинный смех
🔴 Родители отмечают:
- состояние «зачарованности», «отсутствия»
- блуждающую улыбку
- заинтересованное разглядывание детьми «несуществующих» объектов
- усиливающуюся холодность к близким
- становится сложно понять, какие эмоции испытывает ребенок, чего он хочет и чем интересуется
🔴 Постепенно уменьшается потребность малыша в общении и игре:
- ранее активный ребенок перестает искать взгляда родственников
- игры превращаются в механическое перебирание предметов или их расставление в определенном порядке
🔴 На фоне эмоциональной бедности могут возникать внезапные вспышки негативизма или беспричинного смеха.
🔴 Изменяется и общая двигательная активность
- эпизоды расторможенности: ребенок может бесцельно перемещаться по комнате, разбрасывая вещи или проявляя разрушительное поведение, иногда даже с агрессией по отношению к родителям или братьям и сестрам
- чередуются с апатией и снижением как психического, так и физического тонуса
- ребенок также может часами оставаться в постели, неподвижно сидеть или лежать, замирая в специфических позах
- иногда малыш прячется в шкафу, за диваном или под одеялом, замирая там
- Ребёнок начинает дистанцироваться от близких, при этом его интерес к окружающим предметам становится примитивным и поверхностным.
Нарушаются и основные психофизические процессы,
такие как сон и бодрствование, питание и физический тонус.
🔴 Состояние сна нарушается:
- ребёнок сталкивается с трудностями при засыпании
- часто просыпается и бодрствует без цели ночью
- а днём бывает необычайно сонным и неактивным
🔴 Изменяются и пищевые привычки:
- рацион может сократиться до 1-2 продуктов
- в процессе еды малыш может трогать, разглядывать, обнюхивать и даже облизывать пищу, при этом проявляя равнодушие или негативизм к вкусам ранее любимых блюд
- иногда наблюдаются и внезапные вспышки обжорства, а также поглощение несъедобных предметов
🔴 Галлюцинации и зачарованность
Вопреки распространённому мнению, у детей младшего возраста галлюцинации могут не проявляться.
Однако признаки «зачарованности», фиксированный взгляд в «никуда», необъяснимые страхи и избегание контактов с близкими, а также ощущение угрозы со стороны них могут служить их условными аналогами.
В целом, у ребёнка с ранней шизофренией
на первый план выходят:
- потеря живости и «детскости» эмоций
- снижение активности в исследовании мира
- расстройство познавательного интереса или его сужение до очень узкого круга объектов, которые привлекают внимание
- ключевыми признаками формирующегося психического расстройства становятся утрата навыков поддержания эмоционально насыщенных отношений, особенно с матерью, а также гневливость или равнодушие к близким
Почему такое происходит❓
Процесс развития ребенка с психическим заболеванием ДО появления первых признаков заболевания обычно не отличается от нормальных показателей.
Ребёнок даже часто демонстрирует ускоренное освоение речи, математических навыков или грамоты. А выглядит более взрослым, серьезным и сосредоточенным.
Определить момент начала развития психического заболевания бывает весьма затруднительно. Не существует конкретного дня, когда можно было бы сказать, что ребенок заболел.
Появление первых симптомов чаще всего не связано с какими-либо значительными стрессами или соматическими факторами. Иногда симптомы могут совпадать с изменением места жительства, временным отсутствием родителей или легким заболеванием.
Однако явной причинно-следственной связи между этими событиями не наблюдается.
🔸постепенное нарастание патологических признаков и
🔸отсутствие четко выраженного момента начала заболевания
👉 указывают на его эндогенный, т.е. «внутренний» механизм
Кто в группе риска❓
Риск возникновения психических расстройств повышается у детей, чьи близкие родственники страдают от схожих заболеваний.
Если у родственников первой линии (родителей, братьев и сестер) имеются психические заболевания, вероятность возникновения расстройства у ребенка может достигать 40–50%.
Что делать родителям❓
1. Внимательно наблюдать за ребёнком.
2. При наличии упомянутых поведенческих признаков как можно быстрее обратиться к специалистам для квалифицированной диагностики и выбора подходящей стратегии лечения, а также для поддержки ребенка и его семьи.
Это значительно увеличит шансы на более благоприятное течение заболевания и минимизацию его проявлений.
❓Когда-нибудь встречались у знакомых детей с такими проявлениями?
Всё прошло/перерослось или были последствия?
ПОДЕЛИТЕСЬ в комментариях 👇
- - - - - - - - -
ССЫЛКА на САЙТ автора статьи
- - - - - - - - -