В этом году мы отмечаем две даты: 175-летие Ивана Петровича Павлова и 120-летие присуждения ему Нобелевской премии. А как сегодня выглядит улица, носящая имя академика? Уютно ли на ней? Хорошо ли по этой улице гулять?
На пересечении с Первомайским проспектом, под мемориальной табличкой с профилем выдающегося физиолога меня ждёт известный рязанский краевед Игорь Канаев, и мы отправляемся на прогулку вместе.
– Вот, смотрите, уже неприятный момент, – показывает Игорь Николаевич в сторону адресной таблички. – Написано «ул. Павлова». А где инициалы Ивана Петровича? Этим, к сожалению, грешит большинство вывесок с указанием рязанских улиц. Вроде бы мелочи, но с них начинается уважение к великим землякам.
Туристический навигатор извещает, что одно из первых названий улицы – Никольская, поскольку в створе улицы располагался храм Николы Высокого, построенный по приказу Ивана Грозного в середине XVII века. 105 лет назад Никольскую переименовали в улицу Карла Маркса. Тоже своего рода юбилей, но весьма печальный. Остаётся только гадать, как воспринял это известие Иван Петрович Павлов, родившийся в семье православного священника и скептически отнесшийся к Октябрьскому перевороту. В 1935 году он приехал в Рязань и шёл по улице Карла Маркса к родному дому.
В 1964 году состоялось очередное переименование. Власти посчитали уместным назвать именем Павлова улицу, где находится музей-усадьба академика, а имя Карла Маркса присвоили улице в Приокском посёлке. Выдвигались предложения восстановить прежнее историческое название – Никольская, но инициативу не поддержали. Вид на церковь закрыл надстроенный этаж одного из корпусов приборного завода.
Примерно половина исторических строений времён жизни семьи Павловых утрачена. Однако предпринимаются удачные попытки отреставрировать оставшиеся дома, являющиеся образцами мещанской городской архитектуры. Дом номер 15 с балясинами на крыльце – один из них, и он – современник Ивана Петровича Павлова.
Во дворах идёт реставрация ещё одного деревянного дома с резными наличниками – это тоже часть исторической среды квартала. Но тут положительные впечатления у нас заканчиваются.
– Да, в целом атмосфера не радует, несмотря на отсутствие высотной застройки и сохранившуюся архитектуру, – соглашаюсь я с Канаевым. – Улица могла бы стать одной из лучших пешеходных в городе, но за 60 лет с момента её переименования в улицу Павлова ничего так и не было сделано.
– Давайте посмотрим, что портит её вид, – продолжает Игорь Николаевич. – Во-первых, бесконечная парковка. Участок возле дома-музея перегорожен. Образовавшееся широкое пространство используется как автостоянка. Одни машины заезжают, другие выезжают, и это создаёт ощущение постоянной суеты, беспокойства. Бросаются в глаза унылый однообразный сайдинг на некоторых фасадах, обезличивающий историческую среду, неряшливые электрические столбы с мотками проводов. Рытвины и ямы на асфальтированном тротуаре, где давно просится брусчатка.
Спотыкаясь и ломая каблуки, к дому Павловых идут группы туристов. Естественно, они смотрят по сторонам и натыкаются взглядом на разномастные вывески, до которых не дошёл единый дизайн-код. Информационный шум действительно зашкаливает. Водосточные трубы обклеены объявлениями. На обшарпанной двери табличка: «Пекарня. Вход со стороны Первомайского проспекта». В полуподвальном помещении приютилась жалкого вида «разливайка», с нижних ступенек тянет кислым запахом пива. Везде следы неряшливости и хаотичной планировки.
Мы переходим Первомайский проспект, и настроение наше улучшается при виде прекрасно отреставрированного здания ликёроводочного завода. Побольше бы таких примеров в городе!
– Хорошо, что здесь теперь находятся офисы и на не выпускают алкогольные напитки, – радуются Игорь Николаевич. – Меня всегда коробили этикетки пивных бутылок с адресом изготовителя, на которых значилось имя Ивана Петровича Павлова.
Приятные впечатления смазывает огромная вывеска «Автошкола» на фасаде второго исторического здания, построенного в том же стиле, что и здание завода. В нём когда-то располагалось рабочее общежитие предприятия.
– Улицу давно пора приводить в порядок, а при обсуждении проекта – включать в рабочую группу архитекторов, художников, краеведов, заинтересованных граждан, – делает вывод Игорь Канаев.
Однако такие планы у властей есть, и они озвучивались не раз на встречах, совещаниях и заседаниях правительства. Так, в конце 2023 года Павел Малков давал поручение подготовить варианты обустройства улицы и наконец-то решить проблемы со стихийной парковкой. Глава администрации города Виталий Артёмов тогда сообщил, что совместно с архитекторами прорабатывается вариант организации пешеходной зоны. Но год прошёл, а к юбилею Павлова так ничего сделать и не успели. На улице – бесконечные раскопки, ремонты подземных коммуникаций, и всё та же длинная парковка до ворот музея.
Очередные надежды связаны с реконструкцией дома Павловых. В начале лета губернатор сообщил, что по нацпроекту «Культура» музейное учреждение получит немалые средства на техническое переоснащение и ремонт мемориальных объектов. «Такой щедрой финансовой поддержки музей не видел давно», – отметила его директор Наталья Загрина, поблагодарив Павла Викторовича Малкова за то, что он исполнил свои обещания, данные после первого посещения музея несколько лет назад.
Отдельно губернатор сказал и об улице Павлова. Её планируется реконструировать и сделать полностью пешеходной, работы должны начаться в следующем году. Поэтому фотографии современного состояния улицы, сделанные во время нашей прогулки с краеведом, мы пока удалять из архива не будем. Надеемся, что они совсем скоро станут частью истории и расскажут о том, как было и как стало. Или послужат поводом вернуться к теме.
Димитрий Соколов
Фото автора
Друзья! Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"!
Мы каждый день рассказываем о событиях, которые происходят в регионе, пишем о людях, которые меняют область к лучшему)
Присоединяйтесь к нашему каналу. Читайте материалы, пишите в комментариях отклики или ставьте лайки! Ваши поддержка и интерес очень важны!
Другие материалы автора: