Плохое снабжение войск и отсутствие железнодорожного транспорта в России в период Крымской войны стали притчей во языцех. По словам Тарле, о «тридцатилетней привычке сообщать только приятное», образовавшейся у приближённых Николая за всё его царствование, говорил и такой консерватор и убеждённый монархист, как князь Щербатов». Князь приписывал проигрыш Крымской войны прежде всего тому, что всё («запасы хлеба, сена, овса, рабочий скот, лошади, телеги, всё, что могло дать население») было направлено на бумаге к услугам армии, а на деле было разворовано до такой степени, что «армия терпела постоянный недостаток в продовольствии». Действительно, проблема снабжения русских войск в Крыму существовала, и её не получилось решить ни в 1854, ни в 1855 году. Но давайте посмотрим, что творилось с той же самой логистикой и снабжением у англичан.
Кругом бардак
Сидней Герберт, военный министр Британии, выступая в Парламенте в 1855 году, говорил, что от Плимута до лагеря британской армии под Севастополем 3 006 миль (почти 4 840 км), из них 3 000 миль по морю и 6 миль по суше. Проблема заключалась именно в этих самых шести милях. В Балаклаве, говорил Герберт, всего в изобилии, пирсы и причалы просто ломятся от грузов, но доставка провианта или припасов в осадный лагерь становится неразрешимой логистической проблемой.
Услышанное повергло парламентариев в трепет. Начиная с октября 1854 года, в Британию из действующей армии валом шли заявки на грузы, на обмундирование, на боеприпасы и т.д. Спешно формировались конвои, но портовый адмирал Балаклавы сообщал, что всё забито грузами, отсылать больше ничего не надо, так как он это не только не сможет разместить, но и принять. Однако же из армии по-прежнему поступали заявки, и военные ругались: почему не выполнены предыдущие заказы по поставкам?
Этому бардаку сильно посодействовал контр-адмирал Эдвард Боксер, которого командующий флотом Дандас назначил суперинтендантом Балаклавы. Лучше всего про него написал армейский капитан Шипли (Shipley), находившийся в Балаклаве на излечении после сражения на Альме:
«В этом хаосе не хватает только одного — головы. Адмирал Боксер не в счёт — у него головы в принципе нет».
Корабли прибывали в Балаклаву без какого-либо уведомления. До начала разгрузки никто вообще не знал, что в них находится. Иногда корабли приходили в Балаклаву, но поступал запрет на разгрузку, и они шли обратно в Стамбул.
Боксер, находясь на корабле в Балаклаве, был одновременно портовым адмиралом и Балаклавы, и Константинополя. Записей он не вёл никаких в принципе, говоря, что «всё держит в голове». В результате он не знал, сколько кораблей вообще есть в наличии, где им бункероваться, где им разгружаться. Например, флот требовал транспортов для перевозки войск. Боксер говорил, что свободных судов нет, но это не мешало сотням кораблей неделями стоять у причальной стенки Балаклавы, а то и вообще на подходе к бухте. К октябрю Раглан взорвался:
«Если он (адмирал Боксер) говорит, что держит все данные в голове, то неплохо бы найти эту голову!»
Далее Раглан продолжал:
«Я бессилен. Ни один человек не сможет договориться с Боксером. Это бесполезно».
Две истории о Великом шторме
Собственно, в больших потерях во время Великого шторма 14 ноября 1854 года большая вина лежит именно на Боксере: множество кораблей болтались в море, поскольку причалы Балаклавы не были готовы их принять, а суда у причальной стенки ждали очереди на разгрузку, которая могла достигать месяца.
Во время шторма приливной волной в море смыло все запасы сена и досок. Сено было просто необходимо, поскольку лошадей надо было чем-то кормить. Естественно, флот озадачили тем, что сено надо выловить. Этим флотские и занялись. Выловили сено, разложили — вроде подсохло. Это сено начали давать лошадям — и тут среди лошадей начался мор. Оказалось, что за время нахождения в воде сено впитало в себя много морской соли. Как известно, капля никотина убивает лошадь. А чайная ложка соли убивает её гораздо быстрее. Получилась безвыходная ситуация. Не кормить лошадей нельзя — подохнут. Кормить нельзя — тоже подохнут. Первыми пали те лошади, которые возили повозки к позициям от пристани. Пришлось тащить самим, бурлаками, толкать телеги от Балаклавы до позиций.
А прямо в канун шторма в Балаклаве ввели портовый сбор — конечно же, мотивируя это тем, что он пойдёт на страховки погибшим судам и судовладельцам. 18 ноября, переждав шторм в море, прибыл 1 800-тонный пароход «Коломбо». Кэптен Роберт Мэтьюэн (Methuen) со страхом заходил в Балаклавскую бухту: везде трупы, мёртвые собаки, кошки, коровы с раздутыми животами, обломки дерева, сено, цвет воды какой-то зелёно-красный… У причальной стенки его встретил кэптен Хит (Heath), потребовавший с него денег. Портовый сбор. Объяснения, что Мэтьюэн привёз груз для армии, не возымели действия. Хит ссылался на бумагу, подписанную владельцами 36 транспортов, согласно которой подобный портовый сбор должен был быть введён. Кэптен с «Коломбо» пытался доказать, что в такой дыре, как Балаклава, портовый сбор в принципе невозможен. Тут даже швартовых кнехтов нет, корабли держатся на колышках, вбитых в грунт! Но эти слова на Хита и подошедшего Пауэлла не подействовали. Плюнув на всё, Мэтьюэн развернул пароход и уплыл в Константинополь.
После шторма вода в гавани Балаклавы стала похожа на клоаку или выгребную яму: в ней плавали распухшие покойники, трупы верблюдов и лошадей, кошек и собак, кули с мукой. Особый зелёный цвет воде придавали сотни смытых с берега разломанных бочек квашеной капусты и засоленных лимонов. Дополнялась картина обломками рангоута, помоями, ящиками, тюками сена, сухарями и сильной вонью по всей округе.