В Нижнем Новгороде открыт новый вид транспорта – фуникулер, который соединяет верхние башни кремля и улицу Рождественскую (гастрономический центр города). Его появление дало возможность жителям и туристам за считанные минуты перейти от одной достопримечательности к другим. Путь, который раньше занимал около двадцати минут пешком или влетал в копеечку на такси, теперь можно преодолеть за две минуты.
Сколько стоит проезд на фуникулере и стоит ли тратиться
Фуникулер удивителен тем, что проходит под кремлевской стеной, создавая эффектный вид при выезде из крепостных сооружений. На любование по сторонам времени не так много, но один раз в жизни это стоит сделать. Ведь кроме как во Владивостоке фуникулеров в России нет. И пусть кто-то называет этот объект дорогущим лифтом (это его личное оценочное мнение, которое имеет место быть), для кого-то он станет источником новых впечатлений.
Нижняя станция, расположенная у церкви Рождества Иоанна Предтечи, выполнена в стиле XIX века с деревянным фасадом и заостренной крышей. Внутри все в стиле минимализма с ноткой ретро.
Верхняя станция, более просторная, оформлена в современном дизайне с большим количеством стеклянных элементов. В ее центре, под ногами, находится фундамент старинной водонапорной башни, который подсвечен для создания особой атмосферы.
Вагон фуникулера также воспроизводит исторический облик 19-го века и вмещает до сорока пассажиров.
Открытие фуникулера предполагает круглогодичную работу с пропускной способностью до 120 человек в час и одновременной вместимостью вагона до 40 человек.
Цена поездки в одну сторону составляет 200 рублей, не исключено, что тарифную политику пересмотрят. Кстати, за три недели работы горожане и туристы оставили в кассе 7 млн рублей.
С самого начала власти региона открыто заявляли, что этот проект преследует имиджевые цели, а именно – увеличивает туристическую привлекательность города и, в частности, кремля. Надеяться на быстрое возвращение инвестиций не стоит, и он не решает серьезных транспортных задач.
Как в Нижнем Новгороде появился фуникулер
Кремлевский элеватор, а именно так его называли в прежние годы, был построен в 1896 году «Финляндской компанией лёгкого пароходства», основанной петербургским предпринимателем для Всероссийской промышленной и художественной выставки.
21 июня 1896 года началось пробное движение электрического трамвая на Рождественской и фуникулера. Важный исторический аспект – в те далекие годы фуникулер был частью транспортной системы города.
Бак вагона на верхней станции заполнялся водой, что делало его тяжелее, чем вагон на нижней станции (его бак напротив опустошался), и таким образом, благодаря канату, осуществлялся подъем. По большей части линия была однопутной, но имелся разъезд для встречных вагонов. Безопасность обеспечивалась ручными и автоматическими тормозами.
Как и сейчас, станции фуникулера располагались по обе стороны кремлевской стены, а часть маршрута проходила через подземный тоннель.
После революции 1917 года движение фуникулера прекратилось, вместе с ним «на паузу» встали и трамваи. На непродолжительный период, с 1923 по 1926 годы, оно было возобновлялось, однако с развитием трамвайных линий необходимость в таком транспорте отпала. Поэтому он был окончательно закрыт. К началу XXI века остались лишь руины.
На протяжении Великой Отечественной войны данное сооружение функционировало как бункер для секретной связи, а затем в его тоннеле оборудовали склад. Впоследствии, когда проводились работы по благоустройству территории вокруг Кремля, была ликвидирована железнодорожная линия кремлевского элеватора. Сам тоннель был засыпан, а участок, где он располагался под стеной Кремля, был заделан кирпичами.
Мысль восстановления элеватора витала в головах чиновников часто, начиная с советского периода, однако четкие контуры проекта начали формироваться только в 2019 году. Именно тогда было официально сообщено о планах вернуть фуникулер в кремль, что стало своего рода возрождением из руин. В этот раз он должен был быть усовершенствован с применением современных технологий. Стоимость реализации оценивалась примерно в 500 миллионов рублей (но потратили гораздо больше), а запуск планировался на 2021 год, приуроченный к 800-летию Нижнего Новгорода. Однако процесс оказался значительно сложнее и запутаннее, чем предполагалось изначально.
Как шло воссоздание фуникулера
Проект возрождения фуникулера, строительство которого началось в 2021 году, сталкивался с множеством затруднений, затянувших его ввод в эксплуатацию.
Во-первых, это сложность самого сооружения – в России подобных объектов нет. В процессе работ выявили сохранившийся фундамент водонапорной башни исторического подъемника, который не был учтен в проекте, что потребовало дополнительных археологических исследований.
Летом 2023 года обнаружили дефект бетонирования и гидроизоляции тоннеля, что также повлияло на сроки завершения работ. Для устранения недостатков проводился комплексный аудит с усилением конструкций и дополнительной гидроизоляцией.
Кроме того, была выполнена работа по восстановлению исторического облика нижней станции и туннельного прохода. Учитывая, что фуникулер состоит из двух станций и сложной трассы длиной более 130 метров, было важно не только соблюсти современные стандарты безопасности, но и сохранить историческую ценность места.
А вы прокатились бы на таком транспорте?