Найти в Дзене
Cat_Cat

Жидкий хлеб в блокадном Ленинграде

Блокада Ленинграда, несмотря на ее известность, в полной мере до сих пор неизучена в части продовольственного нормирования и снабжения теми или иными продуктами. С учетом существоваших нормативов замен этот вопрос, судя по всему, еще долго будет недостаточно освещен в литературе. А сегодня мы поговорим об одном продукте, многими из нас любимом, конкретно - о пиве.

Формально уже 23 июня 1941 года вопрос о запрете продажи алкоголя был поднят на заседании Ленинградского горкома ВКП (б), причем там же указывалось, что по факту розничная продажа прекратилась еще 22 июня. Пиво, однако, в перечень нормируемых продуктов в тот раз не вошло. Собственно, до конца октября 1941 года пиво было в свободной продаже, а имевшиеся пивзаводы продолжали работу.

Прекратилась же варка в связи с очередным снижением норм снабжения с 23 сентября 1941 года. Запасы ячменя были переданы для пополнения запасов муки. При этом в конце октября состоялась первая выдача пива по карточкам из старых запасов, а с 24 ноября пиво можно было купить по разовым талонам продовольственных карточек: рабочим и ИТР причиталось 2 литра, служащим и иждивенцам 1,5 литра пива в месяц. В апреле 1942 года норма для иждивенцев составляла уже 0,5 литра, а для остальных категорий - 1,5 литра пива.

При этом запасы Ленпивзавода имени Степана Разина на 1 декабря 1941 года составляли 8200 гектолитров пива. Были предусмотрены меры на случай захвата завода - пиво нужно было отравить сулемой и слить в канализацию. До апреля 1942 года пиво на заводе из-за отсутствия электричества разливалось вручную, а к майским праздникам было получено задание на варку 9 тысяч гектолитров пива или примерно 2 млн стандартных бутылок по 0,5 литра. Во многом такое отношение к напитку объяснялось тем, что пиво считали в первую очередь продуктом питания, а не алкоголем, из-за его калорийности. Главные сложности были именно с разливом из-за недостатка тары. Для мойки использовались хлорированные речные воды.

Что любопытно, вино с 26 сентября 1941 года было изъято из торговой сети и направлено по распоряжению Ленинградского горкома на снабжение госпиталей и лазаретов. Строки про добытый портвейн есть даже в дневнике Берггольц.

Планы на выпуск, даже в условиях блокады, были достаточно жесткие. На декабрь 1941 года план составлял 43500 гектолитров, на январь 1942 года 17500 гектолитров. При этом сведений о собственно варке в документах заводов не содержится, поэтому скорее всего речь идет о разливе имвшегося пива. Далее пошел резкий спад, и восстановить производство удалость первоначально только "Красной Баварии", причем за октябрь-ноябрь сварили 4522 гектолитра бочкового пива и 165,6 гектолитров бутылочного. К концу декабря эти цифры увеличились до 10000 гектолитров пива, а с февраля 1943 года в связи с восстановлением железнодорожного сообщения производство уже не прекращалось. Для понимания масштабов, все три завода, а именно "Красная Бавария", "Вена" и имени Степана Разина, до войны производили 700 тысяч гектолитров в год.

-2

В войну же вместо производства пива заводам пришлось вынужденно перепрофилироваться на выпуск военной продукции. В то же время, на заводах осуществлялась сушка зерна, овощей и табака, выпуск витаминизированных напитков на основе хвои, сухарей и пищевых концентратов. Запасы пива также раздавались рабочим. По заводу "Вена" есть данные о том, что умерло всего около 100 рабочих, причем не из-за истощения, а из-за разного рода заболеваний, в частности, туберкулеза.

Любопытен ассортимент производимого пива: жигулевское бочечное, русское бочечное, московское бочечное, жигулевское бутылочное, русское бутылочное, московское бутылочное. С апреля 1943 года пиво, наряду с вином и водкой, стало выдаваться целому ряду категорий граждан, как работникам общественного питания и торговли и базам закрытых учреждений, так и инвалидам, морякам, энергетикам и работникам транспортной отрасли, причем норма была универсальной и включала 0,5 л водки, 0,25 л виноградного вина и 1,5 литра пива в месяц. Учащиеся ремесленных училищ получали только вино и пиво.

-3

Безусловно, на заводах имелись проблемы с качеством (и еще большие - с тарой), пиво военной варки было объективно хуже того, что производилось до войны, имели место потери продукции и банальное воровство, но несмотря ни на что, пиво варилось, разливалось и помогало ленинградцам получать недостающие калории, а кого-то спасало от голодной смерти. Так что труд пивоваров-блокадников, пусть он был не столь заметен, как труд работников Кировского завода, тоже помог приблизить Победу. Поднимая на 9 мая стакан за тех, кто воевал, вспоминайте и про тех, кто помогал воевать. Блокадные пивовары этого достойны.

Автор: Максим Иванов и Catdrinks