Найти тему
Жизнь пенсионерки в селе

- Ты хочешь продать свою дочь? Глупее от тебя я ничего не слышала.

Арина третий год живет В Питере, так получилось, что она прошла по конкурсу именно туда. Этот вуз был последним в ее списке, где она бы хотела учиться. В уме был пищевой, и только в Москве. Именно там живет и учится Арсений с которым они познакомились на одной из всесоюзных олимпиад.

Каждый раз приезжая на каникулы, мать ей устраивала допрос, как у нее продвигаются дела с молодым человеком. Разумеется, она уже ходит с высоко поднятой головой, потому что ее дочь не у них в области, а в северной столице. А если еще и замуж выйдет за москвича, лучшего она и не желает Аришке, второй по счету в их семье.

Старшая Алиска, словно из ума выживает, Бредит замужеством. Какой-то там механик из автомастерской ухаживает за ней и зовет замуж. А сам к будущим родственникам и глаз не кажет.

Дочка его защищает, но Галина Ивановна, не маленькая, понимает, что здесь что-то не так. Как однажды заметила Алиске, что жареным попахивает.

- Мам, все со Стасом нормально, я уже знакома с его родителями. Они рады, что Стас выбрал меня, деревенскую девушку.

- Но если все так, как ты говоришь, мы с отцом не будем против. Вот только твой жених обязательно должен приехать до свадьбы и познакомиться нами. Вдруг он какой-нибудь кривой, косой. Как людям в глаза будем смотреть? – Галину Ивановну больше интересовало, что односельчане подумают о семье, которая считается самой обеспеченной в поселке. Не понаслышке знает, что многие парни их дочерей хотят видеть рядом с собой.

Но женщина не видит ни одного в качестве зятя. Все, кто покраше да поцелеустремленнее уехали в город в поисках своего счастья. Остались те, кто довольствуется малым Есть армянская семья, в которой два сына, оба как два молодца из ларца. Но те живут по своим законам. Парни общаются с местными, а вот ходят слухи, что невест им привезут с родины.

Галина Ивановна никаких видов на них не имела. Если бы даже и случилось что-то между молодыми людьми, она бы никогда не отдала дочек в эту семью. Живут за высоким забором, чем занимаются, непонятно, зато у каждого по крутой машине. Ходят слухи, что Левон что-то имеет в городе, но это тайна за семью печатями.

Каждый вечер, как только Галина Ивановна переступала порог дома, начинала обзванивать дочерей. Это было время, когда ей никто не мешал поговорить с дочками по душам. Олег на работе, приходит домой только по-темному. Долгое время работал агрономом, а тут ему захотелось стать фермером. Скупил земли, пока выращивает лук и морковь, на будущий год думает заняться зерновыми.

Не успела набрать Аришку, по привычке ей первой звонила, как услышала звук машины. Младшая доченька далеко. Душа у матери за нее больше болела. Хлопнула дверь. Если соседи, они обычно начинали кричать от калитки, пришлось встать и выйти встретить. Олег?

- Ты чего сегодня так рано?

- Дело есть срочное, пошли в гостиную, присядем. – С минуту оба молчали, будто погрузились в свои мысли.

- Говори, не томи, - таким озабоченным мужа Галя еще никогда не видела.

- Об Аришке что слышно?

- Еще не успела сегодня позвонить. Учится девчонка.

- Я не о том. Что у нее там с этим Арсением?

- Ты что ее замуж торопишь? Остановись, сначала Алиску надо отдать. Через голову прыгать нельзя.

- В общем так, Левон мне предлагает отдать им Аришку за старшего сына. – Потрясенная этими словами мужа, Галя встала на ноги, которые ее не держали, руками пришлось ухватиться за спинку дивана.

- С какой стати? – еле проговорила женщина.

- Сядь. Он мне подарит сеялки, в аренду отдаст два трактора. Ты представляешь, как мы можем развернуться?

- Ты хочешь продать свою дочь? Глупее от тебя я ничего не слышала. Да где это видано в наше время распоряжаться судьбой доченьки. Если на то пошло, Алиску отдай. Там что-то мутное с женихом. Говорит, что есть, а мне кажется, никого у нее нет. Так цену себе набивает, что не показаться хуже Арины.

Галина села, но руку продолжала держать на спинке дивана.

- Не нам с тобой выбирать, кого отдавать замуж. Арам влюбился в нашу младшую. Да не просто влюбился, а решил жениться.

- Господи, да ему девок что ли мало? Чего он уцепился за нашу дочь? – Слова мужа она не хотела принимать серьезно, это словно насмешка какая. Олег же знает, как его жена мечтает о ежемесячных поездках в столицу. Надеется, что они разбогатеют, и сами переберутся в Москву, ближе к дочке.

- Хочешь, я завтра сам пришлю к тебе Левона, сама с ним поговоришь. Только знай, от этой сделки будет зависеть не только наше благополучие, но и жизнь наших дочек. – Галине давно известно, что Олег больше любит старшую дочку, которая на него похожа, словно копия, только черты лица были более тонкими и красивыми.

- Никого мне не надо посылать, - женщина готова была расплакаться. Потом вдруг резко поднялась, поднесла к носу мужа фигуру из трех пальцев. – Это же я покажу Левону. Только через мой труп.

- Ну, дело твое. Так и скажу, что ты против.- С этого дня Галина не могла разговаривать с младшей дочерью. Как только услышит нежный голосок, на глаза наворачиваются слезы. Дочка же уже сделала свой выбор. В какой-то мере Галина Ивановна ей за это благодарна. Две недели Галина ходит, как не своя. Все дела делаются по инерции или по привычке. Но никакой радости женщина не испытывала от своего домашнего труда. А раньше она же всегда хвалилась мужу, что успела переделать за день. А теперь они не просто спят в разных комнатах, но и не разговаривают.

Если Олег что-то у нее спрашивал, она отмахивалась, а чаще молчала. И вдруг его прорвало.

- Одумайся. Я же для нашей семьи стараюсь. Хочешь, плюну на все и буду сутками валяться на диване? На хлеб мне хватит с подсобного хозяйства. – Все те эмоции, которые Галина носила эти дни, вырвались наружу. Женщина зарыдала. Олег дождался, когда жена успокоится.

- Все, что от нас с тобой требуется, так вызвать дочь на майские праздники, только без жениха. Придумаешь сама, найдешь причину, почему Аришка должна приехать.

- И что я ей скажу?

- Соскучились, сил нет терпеть до каникул. Левон сказал, все остальное он сделает сам, все организует. И в Армению свозит, родственникам покажет. У него племянник уже женился на русской.- Галина только всплеснула руками.

- Что ты за отец? Ум-то у тебя есть? Твою дочь будут унижать, а ты радоваться, глядя на поля с золотой пшеницей. Да не буду я Аришу приглашать. Наоборот, скажу, чтоб и летом не приезжала. – Олег понял, что настырную жену ему не переубедить.

Они с Левоном придумали другой план. Дарят своим детям путевки в Ереван, и они там встречаются. Все будет зависеть от Арама. Сумеет обольстить девушку, значит, женится. Если нет, они только разведут руками.

Арина ничего не заподозрила, когда ей отец предложил путевку, тем более горящую, за полцены. Конечно, немного расстроилась, что одна, а то бы они с Арсением вместе поехали. Одной как-то скучно, в чужой стране, незнакомый язык. Но отец ее убедил, что все население отлично говорит на русском языке.

Вне подозрений оказалась ситуация, когда Арина увидела среди членов туристической группы своего земляка. Она даже обрадовалась, сразу подбежала к нему.

- Арам, как я рада, что есть хоть кто-то из знакомых. – Они поселились в соседних номерах. Арам так красиво за ней ухаживал, что Арина дня через три почувствовала себя королевой. Были и рестораны, и подарки. Девушка была просто ослеплена такой роскошью и вниманием, сама не заметила, как влюбилась.

Из путешествия Арина поехала не в Питер, а к родителям. Ради этого молодого человека она была готова даже бросить учебу. Галина Ивановна не находила себе места. А дочь ей доказывала:

- Мам, не ты ли говорила, что спутника жизни надо сердцем выбирать, а не головой.

- Не говори ерунды. Ты хочешь выйти замуж за того, кого тебе отец выбрал? – Хотела мать сказать, что отец продал свою дочь, но на сей раз решила промолчать. Есть у нее в запасе еще сутки, пока дочь будет дома. Успеет Аринке раскрыть на все глаза.

Галина Ивановна пришла в ярость, когда дочь ей заявила, что Арам ее проводит до Питера.

- Экзотики захотелось, романтики? Подожди, быстро одумаешься, когда познакомишься с их обычаями. Женщины у них не равноправны с мужчинами, в их семьях царит беспрекословное подчинение.

- Мам, не пугай. Мне двадцать лет. Немного-то я разбираюсь в людях.

- Разберешься, когда закончится вся эта муть ухаживания. – Галину Ивановну бесило скорей всего то, что ей придется распрощаться со своей мечтой жить в столице. Как маленький ребенок, она обиделась на мужа, на младшую дочь, будто ее лишили дальнейшей жизни.

И с Левоном встречалась, грозилась, что она на все пойдет, но он никогда не увидит ее дочь в своих снохах.

- Дорогуша, ты пойми. Не в наших правилах женить сыновей на русских девушках. Но раз Арам выбрал вашу дочь, мы с женой ничего против не имеем. Мы живем в одном поселке, друг у друга на виду, не пойму, что вы имеете против моего сына?

- Запрете мою дочь, как рабыню, и будете над ней издеваться. Чего она не видела в деревне? Навоз не нюхала да на огороде не загорала с раннего утра до позднего вечера. Не для этого я ее рожала, растила, а теперь учу.

- Галина Ивановна, успокойся ты. Не захочет твоя дочь здесь жить, я и сына своего держать не буду. Пусть живут в Питере, в Москве, помогу им квартиру купить. – Женщина спрятала свою радость. Так хотелось сказать, что, если все так будет, как сказал Левон, она совсем не против этого брака.

Словом, все вокруг располагало к тому, что Галина Ивановна будет в шоколаде. Олег незамедлительно заметил, что его жена стала совсем другой. Это ему на руку. Про его интерес мы уже знаем. Еще до сватовства позади его огорода стала появляться техника. К его дому спешили односельчане, которые отдавали клочок земли, находящийся у них был в собственности.

Все складывается к лучшему. Их дочь будет жить в роскоши, но и родители хоть что-то поимеют с ее брака. Олег уже стал поторапливать Левона насчет сватовства. А то слухи по деревне скачут, как шакалы, а дело с места не двигается.

- Олег, вот как только сын мне скажет сватать, я тут же соберусь и приду к вам. Арам пока молчит. Пусть получше узнают друг друга.

- Так у нас какой был договор? – Олег хотел напомнить Левону его же слова.

- Ты уже все получил по договору. Насильно сына я женить не буду, оставьте свои предрассудки насчет нашего народа. Мы живем не в прошлом веке.

- А если Аришка разочаруется в Араме, мне это все, - Олег показал на технику, - назад к тебе тащить?

- Слушай, дорогой. Ты плохо меня знаешь. Если Левон сказал, что тебе поможет, значит, поможет. Это вы свои слова можете бросать на ветер, а мы отвечаем за каждое сказанное слово.

Олег знал, что на Левона можно положиться, но все-таки хотел, чтоб тот поторопил события. Тогда мужчине будет спокойнее и больше уверенности в завтрашнем дне.

Август подходил к концу, Олег готовился к севу озимых, как к нему в дом нагрянули гости. Вошли без стука Левон с женой и кто-то еще из его родственников. И стали просить руки их дочери. Одна женщина подошла к Галине Ивановне и стала шептать, чтоб они отказали жениху.

- А жених-то где? И дочь я свою не вижу.

- Будут, -шепнула пожилая женщина.

- Не пойму, а почему я должна отказать жениху? Если они с Ариной обо всем договорились, мы с отцом за этот союз, и не надо нас отговаривать от свадьбы. – Пришлось Левону самому объяснить будущим сватам.

- Поймите, обычай у нас такой. Родители невесты должны показать, что их дочь – настоящая ценность. А мы можем повторять свой визит несколько раз, - Галину Ивановну совсем запутали, Олег тоже стоял в полном недоумении.

Лишь только на следующий раз состоялось сватовство с молодыми. Арина заранее матери шепнула, что они должны обменяться подарками. Галина Ивановна заранее заготовила три коробки конфет, но Левон с семьей ее удивили. Она из их рук получила золотые серьги.

Галина Ивановна боялась, что свадьба будет армянская. Но все происходило по общим канонам. Только сначала было венчание, а потом их дети только расписывались в ЗАГСе.

Одну дочь выдала замуж. Теперь надо думать об Алиске, которая никак не определится со своим механиком. Возможно, его и нет, потому что на свадьбе у сестры Алиса не отходила от Гурама. Галина Ивановна не будет против, что и у второй дочери муж будет другой национальности.