В этой статье не будет глубокого анализа произведения. Я просто хочу показать вам интересную акварельную зарисовку архитектора Николая Бенуа. В этой работе он объединил на одном листе разновременные памятники архитектуры со всего мира.
Про архитектора Бенуа
Николай Леонтьевич Бенуа (1813–1898) — русский архитектор, художник и академик архитектуры. Он был членом художественной династии Бенуа, внёсшей значительный вклад в русское искусство и архитектуру.
Николай Бенуа получил образование в Императорской Академии художеств. Его считают последователем эклектического историзма или русского романтизма. Он стал одним из виднейших петербургских зодчих последнего николаевского и первых пореформенных десятилетий.
Про романтизм
Романтизм развивался в Европе в конце XVIII века, он стал неким противопоставлением классицизму: на место культа разума пришел культ чувств, вместо общества на первое место вышел индивид, вместо стремления к будущему появилась тоска об утраченном прошлом. Пробудился интерес к истории народов, в архитектуре появляются национальные исторические стилизации.
Для романтизма вообще свойственен историзм — обращение к великому прошлому, восприятие предшествующих исторических эпох ценными и равнозначными. Средние века перестают восприниматься как «темные», а становятся эпохой романтики и чувственности. В архитектуре появляются готические стилизации и мотивы руин.
Архитектурная фантазия Бенуа
Про романтизм я рассказала, чтобы было понятно, в каком контексте появилась акварельная зарисовка Бенуа — ведь он считается последователем этой философии. К тому же, архитектор путешествовал по Европе и видел многие памятники своими глазами. А ещё будет уместно привести цитату сына Николая Бенуа — Александра, вот что он говорил об отце «с товарищами»:
«Они верили в теорию, согласно которой средневековая архитектура Италии имела много общего с древнерусской архитектурой, а возрождение этой отечественной архитектуры они ставили себе задачей по своем возвращении в Россию».
Итак, «Архитектурная фантазия с изображением крупнейших памятников мировой архитектуры» — пример так называемой «архитектурной фантазии» — жанра, в котором художники создают идеализированные или вымышленные архитектурные сооружения. В данном же случае, сооружения в основном существующие, но вымышлено их соседство.
Бенуа объединил архитектурные памятники мирового значения, создав фантастический город, в котором рядом находятся шедевры архитектуры. Картина демонстрирует одновременное присутствие символов таких великих цивилизаций, как Древний Египет, Византия, средневековая Европа и Древний Рим.
Некоторые детали:
- Русская архитектура: на переднем плане здание, напоминающее русские православные соборы с луковичными куполами, такие как собор Василия Блаженного в Москве, или нарядные терема. Лестницы и декоративные элементы создают впечатление помпезности и богатства русской архитектуры.
- Готические соборы: шпили на заднем плане, вероятно, вдохновлены европейскими готическими соборами, такими как Кёльнский собор. Эти элементы символизируют величие средневековой Европы.
- Римская архитектура: несколько зданий с куполами и колоннами отсылают к классической греко-римской архитектуре. Мы можем узнать Собор Святого Петра, Колизей, Пантеон, Витториано.
- Венецианская архитектура: строения на поде по центру напоминают о Венеции, палаццо и мостах этого города и знаменитой Кампаниле собора Святого Марка
- Восточные мотивы: на дальнем плане видно здание, напоминающее мечеть с минаретами. На Собор Святой Софии в Стамбуле не очень похоже. Как думаете, к чему может отсылать этот оммаж?
- Пирамиды: египетские пирамиды на заднем плане подчёркивают древность и таинственность этой цивилизации, добавляя экзотический элемент в общую композицию.
- Слон и пальмы: изображение слона и пальмы намекает на восточные и экзотические земли, символизируя богатство и разнообразие мировых культур.
- Горы на заднем плане: горы создают ощущение удаленности и величественности, они служат естественным фоном, подчеркивающим масштаб архитектурных чудес, собранных в одном месте.
Эта работа представляет собой не только визуальный сборник величайших архитектурных достижений человечества, но и выражение идеи об их культурном единстве и значении. Объединение таких разных по стилю и времени сооружений говорит о стремлении художника отобразить богатое и многообразное наследие, которым может гордиться человечество.
Я точно узнала не все архитектурные шедевры в этой зарисовке. Какие строения узнаете вы? Пишите в комментариях — будет интересно!