Найти тему
Незримая помощь

КНЯЗЬ ВЯЧЕСЛАВ ЧЕШСКИЙ. Почему его считают помощником попавших в кабалу должников и освободителем пленных и заключенных?

святой Вячеслав Чешский. Вариант иконографии
святой Вячеслав Чешский. Вариант иконографии

КЕМ БЫЛ СВЯТОЙ ВЯЧЕСЛАВ, КНЯЗЬ ЧЕХИИ

Благоверный князь Вячеслав происходил из старинного рода чешских князей.

Его бабушкой была святая мученица Людмила Чешская, а родителями - князь Вратислав I и принцесса Драгомира – дочь короля хефельдов – славянского племени, с VIII-го столетия населявшего восточные земли нынешней Германии.

Кроме Вячеслава у правящей четы было еще двое сыновей и несколько дочерей. Точное количество дочерей народная память не сохранила.

Будущий подвижник среди своих сестер и братьев выделялся не только разносторонними дарованиями, но и удивительно добродетельным нравом. Когда он достиг отроческого возраста, его отец, по обычаю тех лет, попросил епископа призвать на сына Божие Благословение. И однажды после Литургии в Богородичной церкви первосвященник, поставив Вячеслава перед собой на ступени храма, простер над ним руки и произнес: «Господи Боже, Иисусе Христе! Благослови сего отрока, как благословил праведных Твоих Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, как венчал Ты правоверных царей равноапостольных Константина и Елену».

С того времени подрастающий князь, как повествует его житие, стал особенно преуспевать.

Бабушка юного княжича, святая Людмила, поручила своему духовнику обучать внука славянской грамоте, а затем, видя его поразительные успехи, Вячеслава отправили в соседний город обучаться латыни и прочим наукам. И во всех предметах он преуспевал. Греческий же язык, на котором проводились в ту пору в Чехии богослужения, он знал так хорошо, как не знал его ни один церковнослужитель.

В 920 году князь Вратислав скончался, и его сын, которому к тому времени исполнилось 18 лет, вступил на родительский престол. Управлять своим народом он старался добродетельно, и Господь благословлял его усердие, одарив молодого правителя Своею Великой Премудростью.

Вячеслав заботился об убогих и нищих, кормил голодных и принимал странствующих, опекал сирот и вдов, выкупал пленных. Он возводил и украшал приходы. Всегда был нелицеприятен и справедлив. И всюду прославлялось имя этого доброго и праведного властителя.

Но враг рода человеческого, видя такое добродетельное рвение молодого князя, всячески старался навредить ему и подстрекал его близких к смуте.

Сначала некоторые злокозненные вельможи, захотев воспользоваться неопытностью юного правителя, постарались рассорить его с матерью, внушая Вячеславу, что именно Драгомира виновна в кончине его бабушки св. Людмилы. Ему говорили, что княгиня и против него самого замышляет интриги. Вячеслав поначалу поверил было тем слухам и выслал мать из дворца, но затем, опомнившись, вернул ее в свой дом и слезно перед нею покаялся. С того времени он весьма почитал Драгомиру, стараясь во всем доставлять ей радость.

Тогда вельможи, не оставив своих злых намерений, стали возмущать против князя его младшего брата Болеслава, внушая тому, будто бы Вячеслав с матерью замышляют извести его. Они советовали княжичу побыстрее расправиться с братом и занять престол самому. Этими речами они смутили ум юного Болеслава, и тот стал помышлять о братоубийстве.

И однажды пригласил Болеслав старшего брата в день празднования памяти святых Космы и Дамиана в свой удельный город на освящение церкви.

Вячеславу доносили, что против него замышляется недоброе, но праведный князь не поверил слугам. Он приехал к брату в торжественный день и, отслушав Литургию, хотел было возвратиться в Прагу, однако Болеслав удержал его, упросив остаться на праздничный пир.

Князь остался на ночь, а следующим утром, когда он отправился к заутрене, в дверях на него набросился помраченный разумом Болеслав и выхватив кинжал, вонзил его в брата с криком: «Сегодня я угощу тебя еще лучше!»

Накинулись на князя и сообщники Болеслава. Много гибельных ран нанесли они праведнику, зарубив его прямо в дверях храма, куда страдальцу удалось было добежать.

В тот день избита была злоумышленниками и вся княжеская дружина. Хотели было заговорщики мчаться на конях в Прагу, чтобы и княгиню Драгомиру убить, но Болеслав остановил их, сказав, что еще успеет это сделать, поскольку его матери все равно уже укрыться некуда.

Тело Вячеслава выволокли с церковного двора, изрубили и оставили без погребения, и только лишь какой-то сердобольный священник опасливо прикрыл его покрывалом.

Узнав о случившемся, княгиня Драгомира бросилась к месту гибели Вячеслава. Собрав изрубленные останки сына, она омыла их, облекла в княжеские одеяния и, с помощью священника, поместила их в местной церкви. Отдав сыну этот последний долг, княгиня укрылась от врагов своих, как повествует летописец, в «стране хороватов» – в землях славянского племени, жившего на побережье Адриатического моря.

Произошли эти события в 935 году. По Преданию кровь князя-мученика три дня не могли отмыть с церковных дверей. По истечении же этого срока она исчезла сама собой.

-2

Пути Господни неисповедимы.

Через некоторое время князь Болеслав узнал, что был обманут коварными вельможами. Он узнал, что брат против него ничего не замышлял, и мать его также была невинна.

Много слез пролил тогда грешник. Оплакивая совершенное им злодейство, он приказал перенести мощи святого Вячеслава в Прагу, где их с почестями положили в церкви св. Вита, возведенной некогда самим благочестивым князем Вячеславом.

При вскрытии гробницы тело князя предстало очам собравшихся совершенно нетленным. И удивительным было то, что все изрубленные части его плоти снова срослись, а все смертельные раны исчезли. На теле праведника остался лишь единственный след совершенного злодеяния – рана, которую нанес ему брат Болеслав…

усыпальница святого Вячеслава, князя Чешского в соборе святого Вита
усыпальница святого Вячеслава, князя Чешского в соборе святого Вита
статуя святого князя Вячеслава, установленная над его гробницей
статуя святого князя Вячеслава, установленная над его гробницей

На Руси имя этого доблестного чешского правителя стало известно не позднее XI-го столетия. Об этом свидетельствует древний литературный памятник «Сказание о Борисе и Глебе», в котором повествуется, как славный князь Борис избрал для себя путь, по которому следовал некогда святой Вячеслав. Правда, о том, как выглядел подвижник, у древнерусских изографов представления, по-видимому, рознились, и потому в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры погибший в расцвете лет князь представлен в облике седовласого старца.

В наши дни чтимый образ святого Вячеслава находится в Барвихе, в посвященном ему храме. Там же находится и частица его цельбоносных мощей, и частичка мощей его бабушки – святой Людмилы Чешской.

Еще один почитаемый образ угодника с частицей мощей находится в храме святителя Николая в Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

Престол, освященный в честь чешского князя, с его иконой есть в церкви Патриарха Тихона на территории Донского монастыря.

ПОЧЕМУ СВЯТОЙ КНЯЗЬ ВЯЧЕСЛАВ ЧЕШСКИЙ ИЗДРЕВЛЕ ПОЧИТАЕТСЯ ОСВОБОДИТЕЛЕМ ПЛЕННЫХ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ И ПОПАВШИХ В КАБАЛУ ДОЛЖНИКОВ?

В Х-м веке жил один бенедиктинский монах по имени Видукинд.

Человек этот происходил из знатного саксонского рода и получил прекрасное по тем временам образование. Когда же Волею Создателя сделался он насельником Вестфальской Корвейской обители, то много трудов положил на изучение древних рукописей, повествующих об исторических событиях древности и о житиях святых. Он изучил Плутония, Вергилия и Горация, познакомился с трудами Светония и Григория Турского.

Однажды попалась ему грамота середины Х-го века, в которой описывались чудесные явления, произошедшие по молитвенным обращениям к святому Вячеславу Чешскому. Кроме многих случаев исцеления, совершаемых у его гробницы, документ этот свидетельствовал о значительном числе случаев чудесного вызволения из темниц раскаявшихся узников, которые в местах заключения неотступно просили святого князя о помощи. И, к тому же, как говорилось в грамоте, заступничеством князя было освобождено из оков немало должников, по воле кредиторов попавших в кабалу.

Об узнанных чудесах монах Видукинд поведал людям в своей книге «Деяния саксов», которую он написал для дочери Оттона Великого Матильды - аббатисы одного из саксонских монастырей.

Есть и еще один древний документ, подтверждающий благодатную помощь святого Вячеслава в деле освобождения тех, кто оказался в неволе. Это агиографическое произведение Х-го столетия под названием «Христианова легенда».

Автором этого произведения считают монаха Христиана, который по Преданию был племянником святого Вячеслава - сыном братоубийцы Болеслава. По Преданию он родился в день мученической кончины святого правителя, и позднее был отдан отцом в монастырь. В его творении, в «Христиановой легенде», содержится рассказ о жизни венценосного князя-мученика, где подтверждается молитвенная помощь угодника, подаваемая заключенным, поскольку и при жизни этот подвижник делал все возможное, чтобы облегчить им существование. Он даже отменил в Чехии смертную казнь.

По молитвам праведному князю дивным образом освобождались не только тюремные узники, но и пленные, поскольку, как повествует монах Христиан, в период правления князь всегда в церковные праздники выкупал попавших в плен молодых людей.

В «Христиановой легенде» князь представлен покровителем Чешской земли и всех чехов, помогающим им в сражениях. Так, заступничеству святого Вячеслава приписывают освобождение в 1004 году Праги от поляков. С его покровительством связывают победу, одержанную в 1260 году князем Собеславом над воинами немецкого короля Лотаря, а также победу князя Пржемысла II над венграми в 1260 году. Святой Вячеслав возглавляет сонм святых покровителей Чехии.

С XII-го столетия у чехов сложилось представление об этом подвижнике, как о «вечном правителе Чехии». А те, кто будет занимать этот пост после него, будут всего-навсего наместниками князя. На старинных печатях чешских властителей даже была надпись: «Земля святого Вячеслава в руках князя (имя рек)».

-5