Я, что губка водой, знойным духом восточным пропитан,
Им пронизан, пробит, будто острым тяжелым копьем;
Я Востоком пленен, я Востоком взращен и воспитан,
И навек закален его жарким священным огнем.
***
Газель (араб.) – Стихотворная форма в арабской
и персидской поэзии, состоящая из двустиший,
связанных одной рифмой, повторяющейся
в каждой четной строке.
***
ПОЗОР НА ГОЛОВУ СЕДУЮ!..
Позор на голову седую! Позор на белые усы!
Зачем влачил юдоль земную, вручив лукавому бразды?!
Не сам ли я, тоской объятый, закрыв на истины глаза,
Привычно делал виноватым дитя невинное лозы.
А сколько гурий, легких в мыслях, приняв за музу, лобызал!
За взмахом каждой тонкой кисти послушно мчался на призыв!
Зачем, разбрасывая камни, я дух желаньями связал?
Что положу за облаками на правосудия весы?
– Господь всемилостив, – ответил мудрец, почтенный аксакал, –
Иди проспись, а на рассвете начнем с тобой учить азы.
Ты пожалел о грешной жизни – и это только первый шаг.
Поторопись к колодцу истин, не жди Всевышнего грозы!
С росою утренней на розах ты о душе поплачь, Эдмар,
Ведь на весах небесных слёзы сто крат дороже бирюзы.
Ноябрь 2023
ТВОЙ ОБРАЗ ПЕРИ НЕЗЕМНОЙ...
Твой образ пери неземной во сне явился мне,
И с той поры всегда со мной – и в сердце, и в уме.
Откуда ты, из чьих глубин, с каких сошла вершин?
Во мне – когда я не один, во мне – наедине.
Желая встретить наяву, зову тебя, зову...
Однако, сколько ни зову, приходишь лишь во сне.
Устав, и, верно, неспроста я стал слугой таверн,
Изгнав из строк, стерев с холста, искал тебя в вине.
И сколько рок тугим хлыстом ни потчевал меня,
Ты и во сне моем хмельном являлась при луне.
Я стал просить у жриц любви защиты от тебя,
Но посещения твои умножились вдвойне.
– Пора унять души пожар, – промолвил мне мудрец. –
Ищи причины все, Эдмар, в себе, а не вовне.
– Дай мне совет, что делать мне? Мудрец сказал в ответ:
Я дам их несколько тебе – но все советы с «не»:
Не верь ни снам, ни чудесам в сетях внезапных чувств,
Не будь, на радость дуракам, с собою на войне...
Не... впрочем, хватит этих трех... Теперь иди за мной,
Все остальные ты найдешь уже в своей суме.
Ноябрь 2023
ЧТО КУВШИН С ВИНОМ БЕЗ ЧАШИ...
Что кувшин с вином без чаши, что без розы соловей,
Я – заложник дней вчерашних, узник нежности твоей.
Без тебя – безродный путник, затерявшийся в песках,
Обреченный на разлуку – будто высохший ручей.
День за днем ползет улиткой... Не кружатся мотыльки.
Без свечи твоей улыбки ночи стали холодней.
Словно я в тюремной яме блеска глаз твоих лишен,
А с веселыми друзьями за столом не веселей.
– Что ты ищешь среди мумий? – дервиш молвил в тишине. –
Прочь от тягостных раздумий, чашу мудрости испей!
Сбросить ветхие одежды не пора ль уже, Эдмар?
В темном мире без надежды не становится светлей.
Счастлив тот, кто не зависит от печалей прошлых лет.
Путь от роз до вечных истин – наилучший из путей.
Ноябрь 2023
БЕСПЕЧНОСТЬ ЮНЫХ ДНЕЙ...
Беспечность юных дней исчезла в дымке грёз,
Горячность молодых – песочный смерч унёс.
Следы былых безумств – порезы и занозы,
Застывшей стрекозой лечу под сенью роз.
Оставив суету, пустые разговоры,
Всё чаще мудрецом касаюсь сетки звёзд.
Спокойно на душе: с признаньем истин высших
Сошла с неё печаль, что грязь с арбы колёс.
Куда спешить?.. Осел, мотая головою,
Жует себе овёс. С него ли будет спрос?
Случайную слезу – похоже, будут грозы –
С морщинистой руки слизнул украдкой пёс.
2022
О СКОЛЬ, БЕЗУМНЫЙ, ДНЕЙ ПОДРЯД...
О сколь, безумный, дней подряд с ночами напролёт
Ласкал и пил прелестниц яд, а думалось, что мёд.
А скольким я души врата открыл, не зная, что
Её, доступную для всех, измена стережёт.
И в кабаках уста пиал я столько лобызал –
Седым редеющим усам не ведом этот счёт.
Не жизнь расставила силки, я сам их расставлял,
Теперь не выбраться никак из собственных тенёт.
А жизнь с насмешкой: – Ты дурак. Берись скорей за ум.
Но кто сказал, что дуракам всегда во всём везёт?
2022
НЕ ПЛАЧЬ, ЧТО НА ДВОРЕ ХУДЫЕ ВРЕМЕНА...
Не плачь, что на дворе худые времена,
Безумьем сытых лет питается война.
Ужели без причин с ланцетом и мечом,
Врачом и палачом идет к тебе она?
Ворчишь, что всюду ложь, разврат и воровство?
Не сам ли без конца их сеял семена?
И много ли детей из чрева матерей
Изъяты вопреки? Войны ли в том вина?
А сколько скверны птиц ты выпустил из уст? –
Вот и стучится в дверь беда, и не одна.
Сегодняшняя боль – вчерашних дней плоды,
Чтоб стать тебе мудрей, война тебе нужна.
Прими из рук ее целительный отвар –
И жадные глаза покинет пелена.
2022
ИСЧЕЗЛА ТЫ ЗА ПТИЦЕЙ СЧАСТЬЯ...
Исчезала ты за птицей счастья, слетевшей с алых роз куста...
Ворчит перо, замком молчанья я затворил свои уста.
Пусты слова без вдохновенья, нет в них согласия с душой,
И лег печали гнет на сердце, что стопудовая пята.
Похоже, что краса с любовью нечасто под руку идет,
Непрочно здание надежды в разлуке, выросшей в лета.
Во сне крылом прекрасный ангел коснулся слуха моего:
– Ужель не ведал, что потери тебе даются неспроста?
Сорви печали занавеску с лица и хмурого чела,
Важнее истина и верность, а не земная суета.
Прими потери со смиреньем, – мне напоследок он сказал. –
Любовь, дарованная небом, благословенна и чиста.
Не знаю я, где ты сегодня и кто слуга твоей красы,
Душа моя уже спокойна – моя и писчего листа.
2022
ВЛЮБЛЕННЫЙ! НЕ ДЕЛИСЬ...
Влюбленный! Не делись – ни с другом, ни с муллой.
И помни: грешный мир завистливый и злой.
Сосуд внезапных чувств запри смолой сургучной,
Ни с кем не говори, и даже с пиалой.
О, сколько бед принес лихой предатель сердца!
Держи язык в узде, пусть думают: немой.
Ни слова о любви: за каждым словом – ухо,
А каждый жадный взгляд – с отравленной стрелой.
Влюбленный! Стерегись и слов, и лишних взоров:
Завистник прячет нож в халате за полой.
2022
НЕ ЗНАЮ, КТО ТЕБЯ ПОСЛАЛ...
Не знаю, кто тебя послал – Всевышний или рок,
Но в тот же миг, как только ты ступила за порог,
В душе моей зажглась звезда, что горный эдельвейс,
Былой приют преобразив в божественный чертог.
Не знаю я, откуда ты, из чьих далеких сфер.
Быть может, ты пришла в ответ на боль горючих строк.
Пришла, что утренний рассвет, с улыбкой в ширь лица
И чистотой зелёных глаз – тоске моей в упрёк.
Я прежде знал, что этот мир жесток, несправедлив,
Теперь с тобой он стал другим: я в нем не одинок.
2022
ПУСТЫХ ПРЕЛЕСТНИЦ ЗНАЯ ЦЕНУ...
Пустых прелестниц зная цену, – что могут стоить мотыльки? –
Как прежде, в пьянстве и распутстве не пребываю от тоски.
Отвар – в устах красавиц дерзких, ножи – в их крылышках ресниц,
А в лепестках раскрытой розы искусно спрятаны силки.
Но я, пороком опаленный и закаленный сквозняком,
Не открываю больше двери в дома утех и кабаки.
И возвратился дух свободы к слуге, лишенному цепей.
Грехом не скованные строки и вдохновенны, и легки.
И пусть еще в хмельном бессилье грозит низвергнутый кумир,
Не нанесут душе увечья его клыки и кулаки.
Хвала Тебе, Творец Всевышний, за сладость вечного ручья!
Лишь из него хлебнувший истин живет соблазнам вопреки.
2023
НЕ ЗНАЮ, САМ Я ИЛИ МАСТЕР...
Не знаю, сам я или Мастер, кружил судьбы веретено,
Теперь, увы, уже не властен над тем, где нет меня давно.
Что жизнь? – газели и сонеты, чудил влюблявшимся юнцом.
Не жди полезного совета – в наивных нет меня давно.
Мелькали огненные годы – младой поры – страды безумств,
Среди смущавших неба своды безумцев нет меня давно.
Не скажет пьяница вчерашний, насквозь пропахший кабаком,
О чем он спорил с винной чашей – не числюсь в пьяницах давно.
А сколько ветреных прелестниц возвел, глупец, на пьедестал,
Катиться вниз с любовных лестниц я перестал уже давно.
Во мне, прошедшем сквозь горнило, потоки вод и сотни труб,
Вся быль сгорела и остыла – и в Лету канула давно.
Устав, прибился к стану мудрых, храню от зла остаток дней
В ларце из нескольких жемчужин поры, где нет меня давно.
Греха земного узник бывший себя за прошлое казнил,
Простит ли только Мастер Вышний за то, в чем нет меня давно?
2023
ДЛЯ ВЛЮБЛЁННОГО ЭДМАРА...
Для влюблённого Эдмара нет рецептов от врачей –
Что пчела, увяз в нектаре чудной зелени очей.
У ручья красы девичьей был им выстроен шалаш,
А в тугих силках ресничек пел безумца соловей.
Горе – если мудрость в ящик отложить на склоне лет,
Упиваясь преходящим, становился всё глупей.
Словно вор, измены стужа пробралась в шалаш тайком –
Поутру не обнаружил он возлюбленной своей.
Кровью страстного желанья, видно, полнились уста,
И безумцу в назиданье роза делалась красней!
Виночерпий, мудрый малый, неожиданно изрёк:
– О любви крутые скалы много билось кораблей.
Аксакал, табиб* вчерашний, заключает: – Эх, Эдмар,
Мудрость – нет награды слаще – если только ты ничей.
*Табиб – араб.– врач, лекарь, доктор
2023
ИЗ РУК Я ВЫПУСТИЛ СИМУРГ...
Из рук я выпустил Симург.* Жалея бедолагу,
Кувшин на помощь, старый друг, призвал бродяг ватагу.
– Бахши*, из рук не выпускай веселого дутара!
Пришла пора моим устам ласкать хмельную влагу!
Еще вчера жила строка, наполненная счастьем,
Быть может, в стенах кабака ослаблю к птицам тягу.
– За боль исписанных страниц! Что скажешь, виночерпий?
– Дождаться счастия от птиц – что сделать щедрым скрягу.
Оставь ты эту суету! И вновь (пожалуй, завтра)
Доверься чистому листу, порадуй тем бумагу.
– За всех потерянных подруг! А что ответит дервиш?
– Симург ли это или Рух* – не всякому ко благу.
– Эдмар, Эдмар, – добавил он, – пустое – ловля счастья,
От истин этакий ловец в десятой доли шага.
Совсем не счастье, путь к Творцу – вот истинная мудрость.
К лицу ль цепляться мудрецу за каждую корягу?
2023
*Симург (перс.) – мифическое существо в иранской мифологии, царь всех птиц.
Часто воспринимается как вещая птица справедливости и счастья.
*Бахши (тюрк.) – народный певец в странах Средней Азии.
*Рух (араб., перс.) – мифическая птица огромных размеров в арабской
и персидской мифологии, способная уносить в своих когтях и
пожирать слонов и свирепых единорогов.
ОТТОГО ЛЬ В ДУШЕ ДОСАДА...
Оттого ль в душе досада, виночерпию не рад,
Что растерянного сада огорчает листопад?
Ведь причин для огорченья нет у баловня судьбы:
У нее на попеченье пребывал среди отрад.
Горевать о листопаде не пристало мудрецу:
Много мудрости в закате, но любовь важней стократ.
Сколь очей раскосых зелень в рубаи прославил он!
Сколь воспел в своих газелях розы дивной аромат!
Хоть была ее шипами часто ранена душа,
Но стихи Прекрасной Даме он слагал не для наград.
В жизни всё идет как должно: пригуби вина, Эдмар –
И опять в душе тревожной расцветёт вишневый сад.
2023
СОБИРАТЕЛЬ БУМЕРАНГОВ...
Собиратель бумерангов без вопросов к небесам,
Он в грехах любого ранга виноват, бесспорно, сам;
И души своей мятежность до конца не усмирив,
Принимает неизбежность соответственно весам.
В бумерангов списке длинном столько «гурий» и пиал –
Их бальзам и запах винный стал родным его усам.
Но... однажды, сон нарушив, тайный голос вопросил:
– Ты зачем бедняжку душу на съеденье бросил псам?
Из грехов навозной кучи другу пьяниц и блудниц
Не увидеть рая кущи и небесный Гулистан.
Прочь беги – добавил грозно, – из змеиного гнезда,
И навек, пока не поздно, оставляй порочный стан!
От нахлынувшего страха изменился вдруг Эдмар –
Он теперь, восстав из праха, строгий счет ведет часам.
Прошлых лет слуга трактиров прославляет лишь Творца,
Если кто и есть в кумирах, так и тот гончар Асад.
2023
ПЕРИ
Что ответить, виночерпий, любопытству твоему?
Путь любви не мной начертан – небом, судя по всему.
Поделюсь, из интереса, чьей стрелою был сражен:
Чудной пери* из Термеза*, но об этом – никому.
Сладкозвучней звуков чанга голосок ее звучал,
Перекаты Тупаланга* нежно вторили ему.
От волос – хмельная влага – дух фисташковых садов,
Счастью склоны Бабатага* удивлялись моему.
Всех на свете слов не хватит, чтобы пери описать:
И красой своей, и статью превзошла Лейли саму.
Что ты, что ты, был ей верен, перед нею сердцем чист,
И восславил имя пери от Евфрата до Аму*.
Но... не зря изрек про «это» наш мудрейший Сулейман –
До небес хвала поэта просвещенному уму!
«Всё прошло» с водою скорой, успокоилась душа,
Я теперь без лишних споров всё как должное приму.
В Лету канули печали, затянулась горечь ран.
Чья вина – ее, моя ли – сам уж толком не пойму.
О судьбе своей превратной перестал твердить Эдмар,
Повернуть её обратно не подвластно и ему.
Впрочем, всё на свете просто... Слушай, дервиш! Не кружись!
Одолжи на время посох и дырявую суму.
2023
*ПЕРИ – в древнеиранской мифологии доброе волшебное существо
в образе прекрасной крылатой женщины, охраняющее людей от злых духов.
*Термез – самый южный город Узбекистана, административный центр
и крупнейший город Сурхандарьинского вилаята (области).
*Тупаланг – река, протекающая в Сурхандарьинской области Узбекистана.
Сливаясь с рекой Каратаг образуют реку Сурхандарья.
*Бабатаг – горный хребет на юге Средней Азии, на границе Узбекистана
и Таджикистана, между реками Сурхандарья и Кафирниган (правые притоки Амударьи).
*Аму – река Амударья.
*Сулейман – Соломон.
*Дервиш (перс. – «бедняк, нищий») – мусульманский аналог монаха, аскета; приверженец суфизма.
НЕ ТРЕВОЖНОЮ ПОРОЮ...
– Не тревожною порою петь Эдмару о любви,
Пой царей, восславь героев строгим слогом маснави.* –
Упрекнул, по локти в глине, старый друг гончар Асад. –
Розой с трелью соловьиной в сказки глупых не зови.
– Что сказать, дружище: годы – мне совсем не до поэм,
И восторженные оды не по сердцу, извини.
Я бы веточку оливы с легким сердцем описал,
Пусть герои будут живы, их Творец благослови.
На царей же, иже с ними, жаль бумаги и чернил,
Лучше б руки их, увы мне, были в глине, чем в крови.
Вот про славного Гаруна* написал бы, если мог,
Или нового Меджнуна и Лейли, как Гянджеви.*
Но... о чем ты с глиной вязкой разговаривал вчера?!
Или тоже любишь сказки? – Ладно, душу не трави!
– Видел я, с какой любовью ты над чашею навис...
В сказках оба мы с тобою, так что небо не гневи.
Пусть плывут сквозь мир жестокий в сказки наши корабли,
Нет границ, времен и сроков у божественной Любви!
2023
*Маснави (от араб. – «сдвоенный») – жанр персидской поэзии, большой набор двустиший,
рифмующихся парами. В этом жанре писались в основном героические, исторические или романтические эпосы.
*Гарун – Аарон, брат пророка Мусы (Моисея).
*Гянджеви – Низами, классик персидской поэзии, один из крупнейших поэтов средневекового Востока,
крупнейший поэт – романтик в персидской эпической литературе.
УШЛИ ШУТЫ И КОРОЛИ...
Ушли шуты и короли, оставив смех и злобу,
И мы с тобой с лица земли сойдем в ее утробу.
Что жизнь? Получена взаймы. Без лишних церемоний
В урочный час хозяйка тьмы в свою обрядит робу.
О том, как ты сдержал в горсти короткой жизни ветер,
Поведай ткани простыни, огню печи и гробу.
Сладка земная круговерть, да вечна ли услада?
Нет, не наказывает Смерть, она лишь ставит пробу.
Шумят над прахом ковыли, ушли Лейли с Меджнуном...
Эдмар расскажет о любви, а что ты скажешь Богу?
2023
Я БЫЛ ГОТОВ, ЕДВА ЖИВОЙ...
Я был готов, едва живой, уже роптать на старость,
Но, вспомнив лик прекрасный твой, прогнал с души усталость.
И будто вновь помолодел... Какая безрассудность –
Приняв беспамятства удел, явить такую слабость?!
И снова дивный соловей разлил по саду трели,
Их приняв сладостный елей, от счастья сердце сжалось.
Как мог себя я приобщить к числу неблагодарных,
Ведь та пора – с тобою быть – мне в дар с небес досталась?!
С тобой познал науку слов я в школе наслаждений!
С тобой ушел от кабаков, познав иную радость!
Довольно! Ныне пристыжён Эдмар самим собою.
Теперь – с тобою в сердце – он спокойно встретит старость.
2023
ВОПРОСЫ ЕСТЬ, НО ГДЕ ОТВЕТЫ?..
– Вопросы есть, но где ответы? Ищи в костях и черепах?
В карманах пойманного ветра? В глазах у старых черепах? –
Спросил меня за винной чашей однажды друг – гончар Асад. –
Ужель пределом жизни нашей – лишь горстка пепла или прах?
– Да, бега жизни не удержишь, печати смерти не сотрешь,
Но вот зачем кружится дервиш и в келье молится монах?
Кому открылись жизни тайны, блаженней в свете нет того,
И мы с тобою неслучайно их ищем – в глине и в словах.
Когда ж, увы, важнее хлеба и зрелищ нет иных забот,
То ни к чему и взоры в небо, живи себе что вертопрах.
Зачем дары даются свыше? Не для того ль, чтоб умножать,
А не таить в глубоких нишах, чуланах или закромах?
Небесных сфер законы строги: всё будет так, как ОН сказал.
Оставим мы о том тревоги, ответы все – в Его руках.
Не стоит жизнь вопросов сложных. И пусть ты нищий или шах,
Живи и делай то, что дОлжно – с молитвой к небу на устах.
2023