Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Поддерживал до конца. Разбор фильма «Примадонна»

Моя прошлая статья была о том, как найти баланс между критикой и поддержкой. Один из моих любимейших фильмов на эту тему – «Примадонна» («Florence Foster Jenkins», 2016) с Хью Грантом и Мерил Стрип. Если вы не смотрели, то обязательно посмотрите, прежде чем читать дальше.

Главная героиня Флоренс Фостер Дженкинс – богатая пожилая дама. Она сказочно богата, добра и влюблена в оперу. Она действительно чудесный человек: занимается благотворительностью, организовала свой небольшой театр, и участвует в представлениях. В общении она наивна и мила, как ребенок. Все друзья обожают её и поддерживают. Особенно её менеджер Сент-Клер. Они с ним живут практически как муж и жена. Очевидно, что он абсолютно предан ей и влюблен, не смотря на отсутствие интимной близости, т.к. Флоренс заразилась сифилисом от первого мужа.

Сначала может показаться, что восторженное окружение возникло благодаря богатству героини. Но нет, люди действительно искренне её любят за дела и характер, а Сент-Клер делает всё возможное и невозможное, чтобы не впускать в близкий круг нехороших людей.

Дело в том, что Флоренс решает начать обучаться оперному пению и выступать на сцене. Она не понимает, что у неё абсолютно отсутствует музыкальный слух. Возможно это последствие прогрессирующего сифилиса. Перед мужчиной встаёт моральная дилемма: сказать Флоренс правду или продолжать её во всём поддерживать? Он выбирает второй вариант – не хватает силы духа расстроить такую добродушную женщину.

Ясно, что он смалодушничал, в надежде, что это увлечение оперным пением пройдет без последствий, как часто бывает с новыми хобби. Но правильно ли он поступил? С одной стороны, пока ему удавалось контролировать процесс и строго отбирать публику на выступления – всё шло прекрасно. Флоренс блистала на сцене в качестве оперной певицы, о чём мечтала всю свою жизнь. Не сказав ей правду, Сент-Клер сделал её по-настоящему счастливой, но только на некоторое время… К сожалению, жизнь сложна и непредсказуема, мы с трудом контролируем самих себя, а он пытался держать под контролем всё больше и больше людей, что оказалось невозможным.

Конец у фильма предсказуемо трагичный. Флоренс захотела выступить в Карнеги-холле и потерпела фиаско. Публика освистала её, журналисты написали о ней в газетах. Этот провал уже невозможно было скрыть. Все мечты и иллюзии рухнули в один миг и как цунами снесли жизнь Флоренс. Она умерла тихо в своей постели в окружении близких.

Правильно ли поступил Сент-Клер? В какой момент ему следовало остановиться? С точки зрения психолога, отвечу - неправильно. Надо было максимально мягко и бережно объяснить ей, что её голос не подходит для сцены. Но с точки зрения обычного человека, как здорово она повеселилась на старости лет! Сифилис так или иначе добил бы её и это был бы очень неприятный и медленный конец, а так она испытала настоящее счастье.

Удивительно, но это реальная биография. В интернете можно найти записи вокала Флоренс. Из таких историй хочется делать выводы. Сент-Клер нам доказал, что существует неподкупная любовь и преданность. Друзья и зрители Флоренс нас убедили, что доброта и искренность человека затмевают отсутствие у него таланта. И наконец, в жизни нет однозначных решений, для любого правила найдется исключение.

Автор: Елена Волосенкова
Специалист (психолог), Арт-терапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru