Почему в США стали популярны в качестве личных авто мощные пикапы и внедорожники, а также при чем тут нефтяной кризис, "зеленая повестка", "куриная война" и налоги?
Всем известно, что в 70х годах XX века США поразил крупный нефтяной энергетический кризис, который положил крест на больших легковых полноразмерных американских автомобилях. Это вызвало огромный спад в производстве автомобилей США. Что же известно о последствиях этого времени, которые в США назвали «больная эпоха» (Malaise era)?
Общеизвестный факт для нас - это начало массовой экспансии на рынок США производителей из Японии (Honda, Nissan/Datsun, Toyota), а позже и из Европы (Volkswagen, BMW, MB) и Южной Кореи (Хендай), в том числе оснащаемых дизельными двигателями.
Давайте посмотрим на менее известные факты, которые привели к этой "странной" страницы в истории США.
Как это не странно локомотивом жесткой реформы автомобильной промышленности США стала та самая "зеленая повестка", которая возникла отнюдь не в XXI веке, а именно в 70х годах XX века. Ричард Никсон подписал в 1970 закон "Акт о чистом воздухе", фактически положив созданию "Агентства по защите окружающей среды" - Environmental Protection Agency (EPA). Поправки к этому закону предусматривали сокращение выбросов углеводородов, угарного газа и оксидов азота на 90% к 1975 году по сравнению со стандартами 1970 года. Но для автомобильной индустрии не было готовых и доступных современных двигателей, чтобы добиться значительного снижения количества выбросов. Фактически американские производители были вынуждены значительно дефорсировать свои старые чугунные двигатели, чтобы просто снизить их вредный выхлоп. Также в ход шли различные ухищрения, такие как методика измерения этой самой топливной эффективности. Поэтому в 1975 году было введено обязательство по использованию в бензиновых автомобилях каталитического нейтрализатора выхлопных газов. Катализаторы или каталитические конвертеры, как готовый продукт были представлены американской корпорацией Engelhard Corporation в 1973 году.
Важнейшим этапом перевода автомобилей на использование каталитических конвертеров стал отказ от топлива с присадкой тетраэтилсвинца, также известного как этилированного бензина. Данные устройства сильно теряли эффективность из-за этой присадки.
Добавка "этила" по факту снижала детонацию двигателей на заре массового внедрения ДВС в начале 20х годов XX века. Но мало кто знает, за красивым коммерческим названием "этилированного топлива" скрывалось страшная химическая опасность для всей окружающей среды и живой природы, которая тщательным образом скрывалась от общественности нефтяными магнатами и автопроизводителями. Это повод для целой отдельной статьи. Но отказ от этилированного бензина также сильно ударил по нефтеперерабатывающей отрасли США, которой пришлось модернизировать свои НПЗ и оснащать их новыми технологиями.
Поэтому в дальнейшие годы с 1978 базовым методом борьбы с вредными выбросами стало налоговое обложение автомобилей исходя из их повышенного расхода бензина. Данный налог известен как Energy Tax Act и представляет собой шкалу налога в зависимости от пробега на одном галлоне топлива - галлон на милю (MPG).
Возвращаясь к заголовку этой статьи, осталось сделать вывод, как же связан рост популярности больших пикапов и внедорожников в США с 70х годов и до настоящего времени?
Все довольно просто - для трех категорий транспортных средств, таких как пикапы, внедорожники и вэны были сделаны исключения - на них не действовала эта шкала . Так как в ту пору данные автомобили были типичными представителями коммерческого транспорта и не использовались в личных целях. А пикапы так стойко ассоциировались с фермерским автомобилем или автомобилей для стройки.
Таким образом, уже через пару лет после введения в 1978 году этой прогрессивной шкалы, на американском рынке появились обновленные модели "внедорожников" - вторые поколения Chevrolet Blazer, Ford Explorer и JEEP Cherokee, которые стали бестселлерами с конца 80х и до середины 2010х. Эту нишу впоследствии частично заняли также подросшие семейные универсалы (класс Cаr SUV), но спрос значительно вырос и на мощные пикапы, такие как Ford F-150 и Dodge RAM (класс Truck SUV) и др. Таким образом от прежней эпохи седанов в США практически ничего не осталось. Большую часть этого сегмента в США занимают премиальные модели - Cadillac, BMV, MB, Audi, но все больше этот сегмент рынка сжимается.
Также малоизвестный факт, что рынок легких коммерческих автомобилей, который как раз включал в себя преимущественно коммерческие пикапы попал под защиту от экспорта из пикапов и фургонов из Европы (в основном модели Volkswagen Type 2s) и некоторых моделей из Японии. Причем случилось это ещё в середине 60х, став следствием введения защитных пошлин - так называемому "куриному налогу" (chicken tax). То есть запрет на "ножки Буша" это было далеко не изобретение 90х - после ВМВ сельхозпредприятия США завалили Европу дешевой курятиной, с элементами откровенного демпинга, что не позволяла европейским фермерам конкурировать с ней. И тогда страны Европы (ГАТТ) стали вводить ограничения против американской курятины, развязав целую "Куриную войну", на что США даже грозились понизить участие в НАТО. В итоге США для компенсации упущенной выгоды ввело ввозную пошлину против легких коммерческих авто, под которые в основном попал импорт немецких фургонов Volkswagen, которые квалифицировались как лёгкие грузовые автомобили.
Таким образом системный кризис в США в 70ые совпал не только с финансовым кризисом и ограничением поставок нефти из-за политических конфликтов, но и внутренним экологическим и производственным кризисом США. Именно "экологическая повесточка" стала рычагом, которым политики своротили гору противодействие автомобильным и нефтяным магнатам. Эти корпорации были вынуждены идти на поклон банкам на Уолл-стрит и брать огромные суммы денег на обновление своих автомобильных производств. Аналогично пострадали и корпорации в сфере нефтепереработки, ведь повышение экологичности топлива (от примесей) и применение каталитических конверторов на автомобилях требовало отказа от этилированного бензина низкого качества. Пришлось занимать деньги для перехода на строительство или модернизацию под современные стандарты НПЗ с высокой степенью очистки и применению очень дорогих химических катализаторов в процессе перегонки нефти.
Вот так "управление экологией" становится "успешной" политикой с выгодой для финансистов. Рост "экологических" стандартов - это лишь барьер, который постоянно подымается, заставляя остальные отрасли работать на пределе и первыми в мире внедрять "новые" и "экологичные" технологии.
В принципе, истерия по поводу перехода на электрические автомобили имеет много общего с прошлым кризисом 70х в США. И все деньги, потраченные на повышение стандартов ДВС и топлива, все те десятки и сотни миллиардов в разработки и перестройки производств будут выкинуты в помойку. Потому что финансистам нужно зарабатывать - а для этого они пролоббируют очередные "зеленые" инициативы, примут их законами, производители займут деньги на эти инициативы, а граждане, государство и бизнес за это заплатят.
Экология в современном капиталистическом мире - это прежде всего финансы и политика!