Стараюсь не проходить мимо настольных работ отечественных авторов и сегодня поделюсь впечатлениями от «Края самоцветов», в который мы с Никой играли ещё летом, но сейчас понадобилось подлатать воспоминания, сыграв ещё пару раз, чтобы написать годный текст, не «по верхам».
ПРАВИЛА
Первое, что нужно брать во внимание, «Край самоцветов» — это игра-гонка. В ней первый набравший 20 победных очков автоматически побеждает.
Визитная карточка игры — большая картонная гора, наполненная разноцветными кристаллами. В свой ход игрок может грузить кристаллы в свою вагонетку, а из неё — вставлять в украшения, которые при готовности приносят победные очки.
Какие-то украшения требуют одинаковые камни любого цвета, другие — по 3 или 4 разных цветов.
В свой ход вы можете выполнить любые 2 действия, в том числе одинаковые: взять камень из шахты и положить в вагонетку (в этом плане похоже на резервуар из Potion Explosion), переместить камень из вагонетки в украшение, сбросить взятый камень из вагонетки или взять/разыграть карту действий.
Карты позволяют творить всякое-разное, более или менее нивелируя неприятные для вас расклады в игре. Например, взять три камня с горы и забрать себе только один из них. Или сбросить до трёх камней с любой вагонетки (её обладатель получается 1 ПО). Есть и карты «отмени действие» — этакие защитки. В игре примерно 10 типов карточек со свойствами.
Если вы полностью инкрустировали украшение камнями, вы получаете очки, передвигая своего мипла по полю, и берёте с рынка новое украшение.
Если вас не устраивает ситуация на рынке, вы можете обновить там столько украшений, сколько собираетесь взять.
Как только любой из игроков набрал 20 очков, партия мгновенно заканчивается, и все чествуют победителя.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Ребята постарались, делая игру, и это видно: идея сделать вот такое трёхмерное поле довольно сложная, и визуально, конечно, смотрится очень круто.
Но есть нюанс, как говорится: на мой вкус, такая гора крайне неудобная именно в геймплее — у нас раз за разом выпадали посередине партии камни даже из центра держателя, и было потом неудобно и сложно верно восстановить последовательность.
Если вы хотите референсов к игре, то мне кажется, они здесь очень угадываются: в первую очередь, это «Лаборатория», но эффекты приготовленных зелий вынесены на карточки, а не на украшения, во вторую очередь угадывается «Роскошь» в гонке и наборе ресурсов для набора очков на украшениях.
Учитывая, что, на мой взгляд, игра больше про карточки, то влияние «Лаборатории» и её эффектов более выраженное, но «Край самоцветов» — внезапно довольно агрессивная настолка, потому как в «Лаборатории» вроде всего 1 или 2 зелья с механикой take that, здесь же есть множество способов насолить оппоненту.
В целом, если не заморачиваться и не играть как гикам, а сидеть на расслабоне, то в качестве семейки «Край самоцветов» вполне себе играбельная вещь.
Если всё считать (мы сыграли с Виталей), то в какой-то момент игра затягивается, потому что никому прямо сейчас, например, не нужны зелёные шарики, которые лежат у подножья горы, и игроки как не в себя начинают «пропускать» ходы, набирая карты. В какой-то момент это заканчивается тем, что побеждает тот, кто набрал более удачный пул для сложившейся игровой ситуации.
Что ещё я бы хотела отметить — иконографика на карточках никак не воспринимается и не запоминается даже спустя 5 партий) я, конечно, уже дама в возрасте, но и с опытом в настолках тоже — и я раз за разом лезу в памятку, чтобы посмотреть, что значит та или иная карта.
Намного проще было все свойства написать текстом, но, видимо, была цель сделать языконезависимую игру — увы, она стала от этого менее дружелюбной (особенно Нике постоянно приходилось пояснять, что значит та или иная картинка — она уже свободно читает и воспринимает текстовую информацию, и были бы текстовые свойства, неожиданностей для меня в партии от неё было бы больше 😀).
В общем игра выглядит вполне себе современно, мне очень нравится выбранная цветовая гамма и вообще сама концепция, хоть она и не нова. Но вот не семейной, а опытной аудитории игроков я бы точно не стала её советовать: «Край самоцветов» для тех, кто хочет провести тихий семейный вечер за красивой настолкой, а не для тех, кто хочет высчитывать математику действий и не готов гореть от выхода карт)