Найти тему
Жизнь станичная

Как на слепого ученика реагируют в школе для зрячих

Гоша учится в школе для зрячих. Но не в обычной, а в коррекционной, 8 вида. Так что те, кто желают накинуться на инклюзии, проходят мимо. Это не про ту инклюзии, о которой принято говорить.

Для тех, кто впервые на канале: в нашей семье растёт сын Гошка. Гошке четырнадцать лет, он слепой и у него УО.

В коррекционную школу мы пробивались с боем. Нам даже пришлось подключить к этому делу Совет Федерации. Об этом я уже писала. Сейчас о другом.

Часто в дискуссию включаются мои коллеги (я по профессии учитель) с вопросом: "А Вы подумали, как учителю работать со слепым? Его этому не учили!"

Да, работать с такими детьми обычных учителей не учат. По большому счёту работать со слепым ребёнком с умственной отсталостью не учат никого. Либо то, либо другое.

Гошка в школе седьмой год. Все семь лет с ним рядом либо бабушка, либо я. В последние два года я, поэтому могу оценивать то, что вижу — реакцию учителей на слепого ученика.

Когда Гошка пошёл в первый класс, я увидела совершенно спокойную реакцию учителей. С первой учительницей мы определили приоритеты. Я хотела, чтобы сын научился находиться в школе и вести себя приемлемо. Нет, я не надеялась, что он научится писать, читать, что-то делать. В первый год обучения у Гоши в классе было трое взрослых: учитель, тьютор и бабушка. Да, администрация разрешила бабушке (бабушка тоже учитель) присутствовать на уроках. Никто из них не умел работать со слепыми.

Тифлокомментарий. На фото Гоша с папой. Гоше семь лет, он на линейке в первом классе. На нём белая рубашка на выпуск, синие брюки, галстук и лента первоклассника. На лице смешные солнцезащитные очки голубого цвета. Папа приобнимет его, стоит сзади. Гошка ещё по пояс папе.
Тифлокомментарий. На фото Гоша с папой. Гоше семь лет, он на линейке в первом классе. На нём белая рубашка на выпуск, синие брюки, галстук и лента первоклассника. На лице смешные солнцезащитные очки голубого цвета. Папа приобнимет его, стоит сзади. Гошка ещё по пояс папе.

Но за четыре года Гоша научился соблюдать школьный режим, контактировать со взрослыми и детьми, работать рука в руке. И на тот момент это было для меня огромным прогрессом. У Гоши были учителя музыки, физкультуры и рисования. Никто из них не отказался от необычного ученика, все искали и находили способы работы. Я уже не говорю о психолога, логопеда и других дефектологов.

В средней школе у сына снова появляются новые учителя. Да, на первом занятии те, кто с ним не знаком, испытывают растерянность. Но на втором уже начинаются нормальные полноценные уроки.

Тифлокомментарий. Гоша в школе у доски. На доске пасхальные картинки
Тифлокомментарий. Гоша в школе у доски. На доске пасхальные картинки

Безусловно, есть учителя, которые стараются сыну помочь, а есть те, кто работают на отшибись. Но это так со всеми детьми, во всех школах. Есть профессионалы, а есть случайные люди.

Тифлокомментарий. Гоша со своей любимой Ириной Александровной. Учебный класс, Гоша сидит за партой, рядом стоит учительница и что-то с Гошей делает.
Тифлокомментарий. Гоша со своей любимой Ириной Александровной. Учебный класс, Гоша сидит за партой, рядом стоит учительница и что-то с Гошей делает.

Вот и сейчас у Гоши новый логопед, которая с первого занятия начала полноценно работать, есть дефектолог, которая никогда не работала с слепыми, но испытывает огромное желание. А есть учитель музыки, которому вообще нет дела до детей.

Как мне кажется, наша школа нашла оптимальный вариант обучения незрячего ученика с учётом своих и наших интересов.

И нет, мне коллег не жалко. Я ими восхищаюсь.