Найти тему
Одиночество за монитором

Наступишь на те же грабли

- Ой, дочь, вот смотрю я на тебя и не могу понять — ну зачем тебе все это надо?! Жила бы, училась себе спокойно, потом бы работать пошла. Так нет ведь… мало того, что любви захотелось, еще и свадьбу выдумали. — причитала Татьяна, подшивая подол платья.

- Мам, ну чего ты злишься? Я ведь по любви выхожу. — попыталась возразить ей Рита.

- Ритка! Да что ты плетешь? Какой любви? Ладно хоть я по залету в свое время, чтобы тебя безотцовщиной не оставлять, а ты зачем? Или беременная? — Татьяна внимательно посмотрела на дочь, сидевшую на диване.

Рита опустила глаза и не смотрела на мать. Татьяна сначала помолчала, потом снова перевела тревожный взгляд на дочь, всплеснула руками, уронив платье, и с ее уст слетел не крик, а настоящий вопль:

- Ой!!! Господи...

...Татьяна росла без отца, ее воспитывала одна мать, работавшая санитаркой в обычной советской поликлинике. Зарплата мизерная, денег хватало только на еду и недорогую одежду, поэтому в детстве Таню никогда не баловали.

Девочка росла, и в пятнадцать лет дала себе обещание — никогда не быть, как мама, простой санитаркой, обязательно получить образование и жить достойно, чтобы не экономить каждую копейку.

Окончила школу, она поступила сначала в медицинское училище, а потом планировала пойти получать высшее образование и параллельно работать. Но судьба распорядилась совершенно иначе.

Поступив в медицинское училище, девушка переехала в другой город. Новая жизнь казалась ей просто сказкой: она взрослая, самостоятельная, на нее обращают внимание парни-одногруппники.

Параллельно учебе девушка пошла подрабатывать по вечерам в местный магазин. Тут она и познакомилась с Николаем — красивый парень, старше ее лет на пять… Приходил в магазин по вечерам, делал комплименты, покупал конфеты и шоколадки, и тут же дарил их застенчивой продавщице.

И Таня по-настоящему влюбилась. Она уже представляла, как Николай позовет ее замуж, как они будут вместе жить, и все будет просто замечательно. А через некоторое время Татьяна, почувствовав недомогание, отправилась в поликлинику, а оттуда вышла уже с направлением на анализы и невероятной путаницей в мыслях. Нет, местные врачи не поставили ей какой-то стрaшный диагноз. Просто она оказалась беременна.

По этому поводу Таня очень сильно нервничала. Решила пойти на оставшиеся пары, а уже потом вечером признаться в произошедшем Николаю.

Парень, как обычно, около семи часов вечера зашел в магазин. Таня решила не медлить:

- Коль, слушай, тут такое дело… В общем, я беременна...

Парень занервничал, но потом взял себя в руки и сказал:

- Ну ничего, Тань. Мы же с тобой любим друг друга, поженимся. Будем жить как все… Я работаю и ты вот тоже.

- Но я хотела закончить медицинский, а теперь что? — несмело пробормотала Татьяна.

- Ну, пока учебу придется, конечно, отложить, потому что помогать нам некому — твоя мать далеко в другом городе осталась, моя так вообще умерла несколько лет назад. Так что… Придется тебе самой с маленьким, а я работать буду.

Татьяна оставила учебу и переехала в общежитие, где жил Николай. Условия там были, мягко говоря, неважными. Но, несмотря на все происходящее, Таня старалась мыслить позитивно, успокаивала себя, что все наладится. Хотя в душе, она очень хотела вернуть все назад — чтобы не было этой беременности, она все так же жила с девчонками в общежитии, и все бы ее устраивало.

Но теперь Таня была вынуждена убирать комнату к приходу мужа, мыть полы на кухне и в общем коридоре, готовить ужины. С каждым днем такая жизнь нравилась девушке все меньше и меньше, но живот рос, и нужно было думать о будущем малыше.

Свадьбу сыграли скромную. Из гостей только отец Николая, мать Тани, да несколько друзей. А потом родилась Рита. Малышка оказалась беспокойной, молодая неопытная мать справлялась со своими обязанностями не самым лучшим образом. А тут еще муж, то одно не так, то другое не устраивает.

Со временем в молодой семье начались ссоры и скандалы. Николай часто возвращался с работы навеселе, придираясь буквально к каждой мелочи. Работать Таня не могла, потому что Коля с малышкой не помогал. И она вообще не справлялась, еще и денег катастрофически не хватало.

- Я один работаю, прихожу, ты даже ужин не можешь приготовить к этому времени. Да что ты за жена такая?! — кричал Николай, в очередной раз придя с работы, когда будущий ужин был еще на плите.

- Коль, Ритка целый день с рук не слазит, капризничает. Я просто не успеваю. — жаловалась Таня, рассчитывая на понимание супруга.

- Как же другие все успевают, а ты нет?! Ты одна что ли у нас мать героиня? У других детей нет? — кричал Николай, опять хватаясь за бутылку.

Между молодыми супругами постоянно вспыхивали ссоры, да такие, что соседи по общежитию уже участковому начали жаловаться. Николай не скупился на оскорбления, а потом и до рукоприкладства дошло. Поначалу девушка терпела, а потом собрала малышку и ушла.

Ехать в родной город к матери не особенно хотелось, поэтому Таня пристроила дочку в ясли, устроилась на работу на завод и получила комнату в общежитии.

Вроде бы теперь никаких скандалов, да и дочка уже подросла. Но жили они бедно: Николая к тому времени за пьянство уже уволили с работы, поэтому единственной дочери деньгами он практически не помогал, а зарплаты Тани еле хватало на все нужды и потребности.

Они с маленькой Ритой жили очень скромно. Приходилось экономить буквально каждую копейку, и Татьяна отчетливо поняла, что наступила на те же самые грабли, как когда-то ее мать.

А теперь и Рита пошла по той же тропинке. Только вроде поступила учиться, так нет же… Встретила этого Алешку проклятого и пошло-поехало. Сначала просто гуляли, потом Рита все чаще заводила разговоры о том, что они с Алешей планируют пожениться. Татьяна обеими руками была против такого решения дочери, потому что точно знала, куда ведет эта тропинка.

Но Рита уверяла, что Алеша ее любит, и его родителям она очень понравилась.

- Ой, Ритка, всю жизнь ты своей беременностью себе загубишь! Я то знаю.— Татьяна продолжала заниматься подвенечным платьем, попутно вытирая слезы с лица.

- Ну что ты, мам. Мы с Алешей любим друг друга. Я пока на учебе академ возьму, а потом восстановлюсь и доучусь. Его мама будет с малышом нам помогать.

- А вы что, у них что ли жить-то собираетесь?! — громче сказала Татьяна.

- Ну да… Алешина мама сразу предложила, тем более что у них четырехкомнатная квартира, места предостаточно. А ты приходи в гости, когда надумаешь…

- Нет уж, дочь! Раз такое дело, то жить вы будете у нас, чтобы под моим присмотром! — заявила Татьяна.

- Мам, ну что ты такое говоришь? Как у нас жить-то в двух крохотных комнатах? Только ссориться будем, тем более, что ты Алексея недолюбливаешь. А у Леши папа зарабатывает хорошо, мы там ни в чем не будем нуждаться и ты сможешь жить так, как захочешь. Может еще даже мужчину встретишь. — несмело сказала Рита.

- Что? Какого еще мужчину?! Ерунду не болтай! Мне хватило твоего отца на все жизнь. Если бы не он, все бы у меня по-другому сложилось. Да потом еще ты родилась, и вообще все наперекосяк пошло. — Татьяна в привычной манере обвиняла окружающих во всех своих неудачах и жизненных промахах.

- Мам, ну что ты кричишь? Я же тебе не навязываю, а просто предполагаю…

- А не надо ничего предполагать! Я сказала, что у меня после свадьбы и рождения ребенка будете жить. Послушай мать хоть раз в жизни! Я точно знаю, что говорю.

Но Рита не послушала. После свадьбы они переехали жить к родителям Алексея. Ирина Викторовна и Владимир Дмитриевич приняли невестку как родную дочь. Рита сразу начала называть их мамой и папой, а они ее дочкой.

Однажды Татьяна, прийдя в гости, это услышала и тут же зашипела на дочь:

- Да что ты ей все «мамкаешь»? У тебя мать одна — это я. А Ирка спит и видит как бы тебя со свету сжить. Чай по каждой мелочи к тебе придирается. Сильно она тебя обижает-то?! — спрашивала Татьяна украдкой, в надежде выпытать у дочери подробности взаимоотношений между ней и свекровью.

- Мам, ну что ты такое опять говоришь?! Ирина Викторовна, наоборот, балует меня, у нас хорошие отношения.

- Ну, значит, она просто придуряется, хочет втереться к тебе в доверие, а уж потом и коготки свои выпустит, как только удачный момент поймает.

Но так, как сулила Татьяна, не случилось. Ирина Викторовна действительно оказалась хорошей понимающей свекровью. С невесткой у них сложились доверительные отношения.

Родилась маленькая Юля. Алексей помогал Рите во всем, хотя учился и подрабатывал. Да и его родители тоже не оставались в стороне. Когда девочке исполнился годик, праздник решили отмечать дома.

Татьяна пришла и снова начала расспрашивать Риту:

- Ну что, заели они тебя, небось здесь…

- Да никто у нас никого не заедает, Тань. чушь все это. — в разговор матери и дочери вмешалась Ирина, неожиданно вошедшая в комнату.

- Действительно, мам. Чего ты все время наговариваешь и ждешь плохого. Все ведь хорошо.

Татьяна не успела ответить, потому что в прихожей с огромной подарочной коробкой появился дедушка — Владимир Дмитриевич, а с ним какой-то мужчина.

- Ой, Павел Юрьевич! Володя. — Ирина пошла навстречу к супругу и его приятелю.

Рита и Татьяна тоже вышли в прихожую.

- Вот познакомьтесь — это Татьяна, наша сваха, а это Павел…

- Коллега и друг семьи! — мужчина представился сам и пожал Татьяне руку.

Рита и Ирина Викторовна весь вечер наблюдали, как Павел и Татьяна мило общаются друг с другом. А потом он собрался провожать Татьяну до дома. На прощанье та неожиданно обняла Риту, сказала добрые слова в адрес Ирины Викторовны, от души поблагодарила за все, поцеловала маленькую внучку и направилась в прихожую. А Ирина Викторовна вспомнила простую истину о том, что дарить окружающим тепло и радость может только тот человек, который счастлив сам.