Найти тему

Вспомним поезда, которые останавливались на известнейшей станции Канаш в разные годы. И один "свой" поезд

Вчера в комментариях к статье про Кольчугино меня попросили в аналогичном порядке написать по станцию Канаш. Это действительно очень важный железнодорожный узел с богатой историей. Достаточно сказать, что именно на этой станции установлен памятный знак "50000" - он символизирует то, что где-то здесь был 50000-й электрифицированный километр советских железных дорог. Выглядит это вот так:

Стелла 50000. Канаш. Фото с сайта https://geocaching.su/showmemphotos.php?cid=11284. Взято с Яндекс.Картинки
Стелла 50000. Канаш. Фото с сайта https://geocaching.su/showmemphotos.php?cid=11284. Взято с Яндекс.Картинки

Произошло это знаковое событие в октябре 1986 года, когда был электрифицирован участок Юдино-Канаш. Вот на карте этот 114-километровый отрезок:

https://glogist.ru/site/calculateDist?ysclid=m260gxcdpd681502267&CalcDistance%5Bfrom_station%5D=250001&CalcDistance%5Bto_station%5D=248105
https://glogist.ru/site/calculateDist?ysclid=m260gxcdpd681502267&CalcDistance%5Bfrom_station%5D=250001&CalcDistance%5Bto_station%5D=248105

Вообще, Канаш, конечно, больше индустриальный город, железнодорожный. Но как-то так повелось, что в городе очень много интересных памятников. Вот, например, еще один около вокзала:

Канаш. Памятник у вокзала. Фото с сайта https://wikimapia.org/33685773/ru/Фонтан. Взято с Яндекс.Картинки
Канаш. Памятник у вокзала. Фото с сайта https://wikimapia.org/33685773/ru/Фонтан. Взято с Яндекс.Картинки

И там в городе какая-то очень интересная история вышла с памятником Ленину и Горькому. В советские годы этот монумент точно был одной из достопримечательностей города, но затем его демонтировали. Не знаю уж, что кому не понравилось. Может быть, что Горький сидел в присутствии вождя мирового пролетариата. Но памятник был реально интересный.

Памятник Ленину и Горькому. Фото с сайта https://vk.com/wall312859561_12390. Взято с Яндекс.Картинки
Памятник Ленину и Горькому. Фото с сайта https://vk.com/wall312859561_12390. Взято с Яндекс.Картинки

Сейчас вроде бы хотели восстановить, но что получилось - не знаю.

А вот суеверным людям лучше выбирать маршрут, который обходит Канаш стороной, ибо... Смотрите сами:

Канаш на 666-м км от Москвы. Фото с сайта https://interesnoe.me/source-70759356/post-1160790
Канаш на 666-м км от Москвы. Фото с сайта https://interesnoe.me/source-70759356/post-1160790

Когда-то еще в конце XVI века здесь была основана деревня Атищево. Чуть позже появилась еще одна - Шихраны. В итоге деревни объединятся в одну, которую стали называть по названию последней. В 1891 году Александр III повелел начать строительство железной дороги в направлении Казани. Вот она и прошла через эти места. Станцию тоже назвали Шихраны. На вокзале здесь есть мемориальная табличка, на которой указано, что первый поезд от станции Шихраны отправился в направлении на Ромоданово. Это уже Мордовия, примерно 236 км от станции Канаш по современному сервису измерения расстояний по железным дорогам:

Канаш (на северо-востоке) - Ромоданово (юго-запад). https://glogist.ru/site/calculateDist?ysclid=m260gxcdpd681502267&CalcDistance%5Bfrom_station%5D=250001&CalcDistance%5Bto_station%5D=248105&CalcDistance%5Bfrom_station%5D=247066&CalcDistance%5Bto_station%5D=248105
Канаш (на северо-востоке) - Ромоданово (юго-запад). https://glogist.ru/site/calculateDist?ysclid=m260gxcdpd681502267&CalcDistance%5Bfrom_station%5D=250001&CalcDistance%5Bto_station%5D=248105&CalcDistance%5Bfrom_station%5D=247066&CalcDistance%5Bto_station%5D=248105

Никакого другого Ромоданово я в округе больше не вижу, а соответственно остается поверить, что это действительно нужный нам пункт назначения.

В справочнике 1907 года станция Шихраны присутствует. И указан один единственный поезд, который делал на ней остановку. Это был поезд № 10 сообщением Москва-Казань. Из Москвы он отправлялся в 22:25. В 22:32 на следующий день он был в Саранске. Ну не быстро, конечно, так у него и остановок было очень много. В моей любимой Малаховке он не останавливался, а вот на станциях Перово, Люберцы, Быково, Раменское у него остановки были. Ну и далее он следовал в том же духе.

Еще ночь проводили в поезде те, кто ехал до станции Шихраны, и в 07:57 поезд оказывался в пункте назначения, после чего продолжал свой путь на Казань, куда прибывал в 14:05, то есть спустя еще более чем 6 часов. Итого участок Москва - Канаш - 33 часа 32 минуты. По современным меркам время, конечно, немного жутковатое. Самый быстрый поезд преодолевает этот маршрут в 2024 году за 8 часов 48 минут. Это "Двухэтажный" № 024 сообщением Москва-Казань (в иные дни время в пути 08:56). Есть поезда, который покрывают это расстояние за 9 часов, есть за 10... Самый медленный на этом участке № 58 сообщением Москва-Йошкар-Ола - 10 часов 52 минуты.

Вот скрин страницы справочника 1907 года:

Скрин справочника 1907 года
Скрин справочника 1907 года

С середины 20-х гг. и сам населенный пункт, и станция уже называются Канаш. И поездов здесь было несколько:

02:24 - прибывал поезд Пенза-Казань. И стоянка у него была 23 минуты;

10:01 - прибывал поезд то ли из Сочи, то ли из Минеральных вод, то ли из Сталинграда до Свердловска (там в справочнике за 30-е гг. непонятно направление описано; вот пойти и догадайся):

Скрин справочника 1936 года
Скрин справочника 1936 года

Этот поезд стоял на станции Канаш 17 минут;

13:49 - прибывал обратный поезд на Пензу (стоянка 29 минут);

19:11 - на станции оказывался поезд из Свердловска куда-то на юг.

Канащ. Вокзал. Фото с сайта https://gkan.cap.ru/news/2018/10/17/na-zheleznodorozhnom-vokzale-stancii-kanash-sostoyalos. Взято с Яндекс.Картинки
Канащ. Вокзал. Фото с сайта https://gkan.cap.ru/news/2018/10/17/na-zheleznodorozhnom-vokzale-stancii-kanash-sostoyalos. Взято с Яндекс.Картинки

По московскому ходу было еще 4 пары поездов:

  • Москва - Новокузнецк / Кемерово / Семипалатинск - 01:33-01:48 (из Москвы) и 20:50-21:14 - обратно;
  • Москва - Омск / Боровое / Караганда - 19:25-19:50 и 14:52-15:12;
  • Горький - Ижевск - 12:58-13:18 (на Ижевск) и 00:12-00:32;
  • Рузаевка - Казань - 07:30-07:50 (на Казань) и 03:17-03:39.

У всех поездов стоянка была около 20 минут.

В первый послевоенный год справочник становится более конкретным, а маршруты в нем гораздо более легко читаемыми (я буду указывать по времени прибытия):

  • 02:44 - Новосибирск-Москва;
  • 04:13 - Горький-Чебоксары;
  • 08:03 - Москва-Казань;
  • 13:18 - Москва-Свердловск;
  • 14:42 - Свердловск-Москва;
  • 15:30 - Чебоксары-Горький;
  • 21:33 - Москва-Новосибирск;
  • 21:40 - Казань-Москва.

Была и еще пара поездов в другом направлении на Красный узел - Казань-Харьков:

  • 16:36-17:00 на пути в Харьков;
  • 00:52-01:26 - на пути в Казань.

К 1961 году пассажирское сообщение еще серьезнее расширяется. И здесь были вот такие поезда:

  • 01:07 - Свердловск-Харьков;
  • 02:23 - Свердловск-Адлер;
  • 07:20 - Горький-Алатырь;
  • 11:29 - Харьков-Свердловск;
  • 15:37 - Адлер - Свердловск;
  • 16:53 - Алатырь-Горький;

По другой ветке сообщение было еще более интенсивным - около 11 пар поездов, причем все без исключения, которые шли по ветке Казань-Москва делали остановку в Канаше:

01:24 - № 111 - Пески Целинные - Караганда - Москва;

03:36 - № 66 - Москва - Томск;

05:52 - № 98 - Москва - Свердловск;

06:35 - № 52 - Москва - Чебоксары - Казань;

07:30 - № 74 - Москва - Ижевск

08:13 - № 28 - Москва - Казань;

08:58 - № 12 - Москва - Новосибирск - Кемерово;

10:14 - № 22 - Москва - Свердловск;

10:45 - № 96 - Москва - Барнаул;

10:48 - № 97 - Свердловск - Москва;

11:49 - № 95 - Барнаул - Москва;

13:15 - № 68 - Москва - Омск;

14:09 - № 67 - Омск - Москва;

16:55 - № 51 - Казань - Чебоксары - Москва;

18:09 - № 21 - Свердловск - Москва;

19:21 - № 72 - Москва - Новосибирск;

20:55 - № 65 - Томск - Москва;

21:25 - № 71 - Новосибирск - Москва

22:06 - № 112 - Москва - Караганда - Пески Целинные;

22:18 - № 11 - Кемерово - Новосибирск - Москва;

22:46 - № 73 - Ижевск - Москва;

22:59 - № 27 - Казань - Москва;

Очень широкий спектр! В 1980 году набор направлений еще больше расширяется. Позвольте мне уже просто перечислить новые направления этих поезда без указания времени, потому как там более 20 пар уже. Итак, новыми были:

  • Красноярск - Адлер;
  • Новосибирск - Свердловск - Симферополь;
  • Горький - Адлер;
  • Свердловск - Киев;
  • Свердловск - Сочи (причем указано, что именно Сочи).

На другом направлении новыми были:

  • Йошкар-Ола - Москва;
  • Тюмень - Москва;
  • Москва - Абакан;
  • Москва - Лениногорск;
  • Москва - Красноярск;
  • Брест - Свердловск;
  • Москва - Междуреченск.

Пока восточнее всего Красноярск и Абакан.

Основными изменениями за 80-е годы можно считать то, что часть поездов перестала останавливаться на станции Канаш. Было и такое! Мимо проходили:

  • № 15/16 "Урал" Свердловск - Москва;
  • № 25/26 Новосибирск - Москва.

Новыми направлениями были:

  • № 75/76 - Тында - Москва;
  • № 77/78 - Нерюнгри - Москва;
  • № 81/82 - Новый Уренгой - Москва;
  • № 547/548 - Бийск - Москва
  • № 391/392 - Горький - Адлер;
  • № 553/554 - Петропавловск - Москва;
  • № 557/558 - Курган-Москва;
  • № 385/386 - Челябинск-Ленинград;
  • № 565/566 - Ленинград - Казань;
  • № 641/642 - Горький - Казань.

Число пар поездов было уже около 30!

Ну а вот поезда 2024 года, которые делали тут остановку по хронологии их прибытия:

Арзамас — Йошкар-Ола;

Сургут — Москва;

Круглое Поле — Москва;

Ижевск — Москва;

Казань — Москва;

Ижевск — Нижний Новгород;

Москва — Казань;

Москва — Круглое Поле;

Москва — Сургут;

Москва — Улан-Удэ;

Москва — Ижевск;

Москва — Йошкар-Ола;

Нижний Новгород — Ижевск;

Москва — Казань;

Москва — Барнаул;

Москва — Новокузнецк;

Москва — Казань;

Москва — Чебоксары;

Ижевск — Имеретинский курорт (Олимпийский парк);

Йошкар-Ола — Арзамас;

Канаш — Чебоксары;

Москва — Казань;

Томск — Адлер;

Барнаул — Адлер;

Имеретинский курорт (Олимпийский парк) — Ижевск;

Москва — Казань;

Москва — Чебоксары;

Новороссийск — Пермь;

Новороссийск — Екатеринбург;

Адлер — Томск;

Екатеринбург — Москва;

Пермь — Новороссийск;

Екатеринбург — Новороссийск;

Казань — Пенза;

Казань — Москва;

Омск — Симферополь;

Барнаул — Москва;

Новокузнецк — Москва;

Казань — Санкт-Петербург;

Улан-Удэ — Москва;

Казань — Москва;

Чебоксары — Москва;

Пенза — Казань;

Казань — Москва;

Москва — Екатеринбург;

Симферополь — Омск;

Симферополь — Тюмень;

Москва — Екатеринбург;

Арзамас — Йошкар-Ола;

Йошкар-Ола — Москва;

Чебоксары — Москва.

И вот в 2000-х с помощью поезда Улан-Удэ - Москва можно доехать в Канаш из моего родного Иркутска. Ну а вообще приятно удивляет обилие именно не московских поездов, у которых в начальных / конечных станциях нет Москвы. Очень много по Поволжью и на юг.

Но самое интересное, что появился свой поезд: Канаш - Чебоксары. № 697/698 и № 683/684. Первый ходил летом, второй вот сейчас ходит. Не очень длинный маршрут у этого экспресса. На весь путь около 2,5-3 часов. С одной единственной промежуточной остановкой на станции Траки, и то она техническая.

Канаш. Фото с сайта https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл:Kanash_railway_station_08-2016.jpg. Взято с Яндекс.Картинки
Канаш. Фото с сайта https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл:Kanash_railway_station_08-2016.jpg. Взято с Яндекс.Картинки

Спасибо, что следите за каналом! До встречи!