Вчера в комментариях к статье про Кольчугино меня попросили в аналогичном порядке написать по станцию Канаш. Это действительно очень важный железнодорожный узел с богатой историей. Достаточно сказать, что именно на этой станции установлен памятный знак "50000" - он символизирует то, что где-то здесь был 50000-й электрифицированный километр советских железных дорог. Выглядит это вот так:
Произошло это знаковое событие в октябре 1986 года, когда был электрифицирован участок Юдино-Канаш. Вот на карте этот 114-километровый отрезок:
Вообще, Канаш, конечно, больше индустриальный город, железнодорожный. Но как-то так повелось, что в городе очень много интересных памятников. Вот, например, еще один около вокзала:
И там в городе какая-то очень интересная история вышла с памятником Ленину и Горькому. В советские годы этот монумент точно был одной из достопримечательностей города, но затем его демонтировали. Не знаю уж, что кому не понравилось. Может быть, что Горький сидел в присутствии вождя мирового пролетариата. Но памятник был реально интересный.
Сейчас вроде бы хотели восстановить, но что получилось - не знаю.
А вот суеверным людям лучше выбирать маршрут, который обходит Канаш стороной, ибо... Смотрите сами:
Когда-то еще в конце XVI века здесь была основана деревня Атищево. Чуть позже появилась еще одна - Шихраны. В итоге деревни объединятся в одну, которую стали называть по названию последней. В 1891 году Александр III повелел начать строительство железной дороги в направлении Казани. Вот она и прошла через эти места. Станцию тоже назвали Шихраны. На вокзале здесь есть мемориальная табличка, на которой указано, что первый поезд от станции Шихраны отправился в направлении на Ромоданово. Это уже Мордовия, примерно 236 км от станции Канаш по современному сервису измерения расстояний по железным дорогам:
Никакого другого Ромоданово я в округе больше не вижу, а соответственно остается поверить, что это действительно нужный нам пункт назначения.
В справочнике 1907 года станция Шихраны присутствует. И указан один единственный поезд, который делал на ней остановку. Это был поезд № 10 сообщением Москва-Казань. Из Москвы он отправлялся в 22:25. В 22:32 на следующий день он был в Саранске. Ну не быстро, конечно, так у него и остановок было очень много. В моей любимой Малаховке он не останавливался, а вот на станциях Перово, Люберцы, Быково, Раменское у него остановки были. Ну и далее он следовал в том же духе.
Еще ночь проводили в поезде те, кто ехал до станции Шихраны, и в 07:57 поезд оказывался в пункте назначения, после чего продолжал свой путь на Казань, куда прибывал в 14:05, то есть спустя еще более чем 6 часов. Итого участок Москва - Канаш - 33 часа 32 минуты. По современным меркам время, конечно, немного жутковатое. Самый быстрый поезд преодолевает этот маршрут в 2024 году за 8 часов 48 минут. Это "Двухэтажный" № 024 сообщением Москва-Казань (в иные дни время в пути 08:56). Есть поезда, который покрывают это расстояние за 9 часов, есть за 10... Самый медленный на этом участке № 58 сообщением Москва-Йошкар-Ола - 10 часов 52 минуты.
Вот скрин страницы справочника 1907 года:
С середины 20-х гг. и сам населенный пункт, и станция уже называются Канаш. И поездов здесь было несколько:
02:24 - прибывал поезд Пенза-Казань. И стоянка у него была 23 минуты;
10:01 - прибывал поезд то ли из Сочи, то ли из Минеральных вод, то ли из Сталинграда до Свердловска (там в справочнике за 30-е гг. непонятно направление описано; вот пойти и догадайся):
Этот поезд стоял на станции Канаш 17 минут;
13:49 - прибывал обратный поезд на Пензу (стоянка 29 минут);
19:11 - на станции оказывался поезд из Свердловска куда-то на юг.
По московскому ходу было еще 4 пары поездов:
- Москва - Новокузнецк / Кемерово / Семипалатинск - 01:33-01:48 (из Москвы) и 20:50-21:14 - обратно;
- Москва - Омск / Боровое / Караганда - 19:25-19:50 и 14:52-15:12;
- Горький - Ижевск - 12:58-13:18 (на Ижевск) и 00:12-00:32;
- Рузаевка - Казань - 07:30-07:50 (на Казань) и 03:17-03:39.
У всех поездов стоянка была около 20 минут.
В первый послевоенный год справочник становится более конкретным, а маршруты в нем гораздо более легко читаемыми (я буду указывать по времени прибытия):
- 02:44 - Новосибирск-Москва;
- 04:13 - Горький-Чебоксары;
- 08:03 - Москва-Казань;
- 13:18 - Москва-Свердловск;
- 14:42 - Свердловск-Москва;
- 15:30 - Чебоксары-Горький;
- 21:33 - Москва-Новосибирск;
- 21:40 - Казань-Москва.
Была и еще пара поездов в другом направлении на Красный узел - Казань-Харьков:
- 16:36-17:00 на пути в Харьков;
- 00:52-01:26 - на пути в Казань.
К 1961 году пассажирское сообщение еще серьезнее расширяется. И здесь были вот такие поезда:
- 01:07 - Свердловск-Харьков;
- 02:23 - Свердловск-Адлер;
- 07:20 - Горький-Алатырь;
- 11:29 - Харьков-Свердловск;
- 15:37 - Адлер - Свердловск;
- 16:53 - Алатырь-Горький;
По другой ветке сообщение было еще более интенсивным - около 11 пар поездов, причем все без исключения, которые шли по ветке Казань-Москва делали остановку в Канаше:
01:24 - № 111 - Пески Целинные - Караганда - Москва;
03:36 - № 66 - Москва - Томск;
05:52 - № 98 - Москва - Свердловск;
06:35 - № 52 - Москва - Чебоксары - Казань;
07:30 - № 74 - Москва - Ижевск
08:13 - № 28 - Москва - Казань;
08:58 - № 12 - Москва - Новосибирск - Кемерово;
10:14 - № 22 - Москва - Свердловск;
10:45 - № 96 - Москва - Барнаул;
10:48 - № 97 - Свердловск - Москва;
11:49 - № 95 - Барнаул - Москва;
13:15 - № 68 - Москва - Омск;
14:09 - № 67 - Омск - Москва;
16:55 - № 51 - Казань - Чебоксары - Москва;
18:09 - № 21 - Свердловск - Москва;
19:21 - № 72 - Москва - Новосибирск;
20:55 - № 65 - Томск - Москва;
21:25 - № 71 - Новосибирск - Москва
22:06 - № 112 - Москва - Караганда - Пески Целинные;
22:18 - № 11 - Кемерово - Новосибирск - Москва;
22:46 - № 73 - Ижевск - Москва;
22:59 - № 27 - Казань - Москва;
Очень широкий спектр! В 1980 году набор направлений еще больше расширяется. Позвольте мне уже просто перечислить новые направления этих поезда без указания времени, потому как там более 20 пар уже. Итак, новыми были:
- Красноярск - Адлер;
- Новосибирск - Свердловск - Симферополь;
- Горький - Адлер;
- Свердловск - Киев;
- Свердловск - Сочи (причем указано, что именно Сочи).
На другом направлении новыми были:
- Йошкар-Ола - Москва;
- Тюмень - Москва;
- Москва - Абакан;
- Москва - Лениногорск;
- Москва - Красноярск;
- Брест - Свердловск;
- Москва - Междуреченск.
Пока восточнее всего Красноярск и Абакан.
Основными изменениями за 80-е годы можно считать то, что часть поездов перестала останавливаться на станции Канаш. Было и такое! Мимо проходили:
- № 15/16 "Урал" Свердловск - Москва;
- № 25/26 Новосибирск - Москва.
Новыми направлениями были:
- № 75/76 - Тында - Москва;
- № 77/78 - Нерюнгри - Москва;
- № 81/82 - Новый Уренгой - Москва;
- № 547/548 - Бийск - Москва
- № 391/392 - Горький - Адлер;
- № 553/554 - Петропавловск - Москва;
- № 557/558 - Курган-Москва;
- № 385/386 - Челябинск-Ленинград;
- № 565/566 - Ленинград - Казань;
- № 641/642 - Горький - Казань.
Число пар поездов было уже около 30!
Ну а вот поезда 2024 года, которые делали тут остановку по хронологии их прибытия:
Арзамас — Йошкар-Ола;
Сургут — Москва;
Круглое Поле — Москва;
Ижевск — Москва;
Казань — Москва;
Ижевск — Нижний Новгород;
Москва — Казань;
Москва — Круглое Поле;
Москва — Сургут;
Москва — Улан-Удэ;
Москва — Ижевск;
Москва — Йошкар-Ола;
Нижний Новгород — Ижевск;
Москва — Казань;
Москва — Барнаул;
Москва — Новокузнецк;
Москва — Казань;
Москва — Чебоксары;
Ижевск — Имеретинский курорт (Олимпийский парк);
Йошкар-Ола — Арзамас;
Канаш — Чебоксары;
Москва — Казань;
Томск — Адлер;
Барнаул — Адлер;
Имеретинский курорт (Олимпийский парк) — Ижевск;
Москва — Казань;
Москва — Чебоксары;
Новороссийск — Пермь;
Новороссийск — Екатеринбург;
Адлер — Томск;
Екатеринбург — Москва;
Пермь — Новороссийск;
Екатеринбург — Новороссийск;
Казань — Пенза;
Казань — Москва;
Омск — Симферополь;
Барнаул — Москва;
Новокузнецк — Москва;
Казань — Санкт-Петербург;
Улан-Удэ — Москва;
Казань — Москва;
Чебоксары — Москва;
Пенза — Казань;
Казань — Москва;
Москва — Екатеринбург;
Симферополь — Омск;
Симферополь — Тюмень;
Москва — Екатеринбург;
Арзамас — Йошкар-Ола;
Йошкар-Ола — Москва;
Чебоксары — Москва.
И вот в 2000-х с помощью поезда Улан-Удэ - Москва можно доехать в Канаш из моего родного Иркутска. Ну а вообще приятно удивляет обилие именно не московских поездов, у которых в начальных / конечных станциях нет Москвы. Очень много по Поволжью и на юг.
Но самое интересное, что появился свой поезд: Канаш - Чебоксары. № 697/698 и № 683/684. Первый ходил летом, второй вот сейчас ходит. Не очень длинный маршрут у этого экспресса. На весь путь около 2,5-3 часов. С одной единственной промежуточной остановкой на станции Траки, и то она техническая.
Спасибо, что следите за каналом! До встречи!