Удивительно редкое событие
Субмарины — это чрезвычайно полезные военные инструменты. Они могут эффективно топить надводные корабли, перевозить ракеты дальнего действия для обстрела удалённых целей, собирать информацию и перевозить важных людей или секретные грузы на большие расстояния без обнаружения. С момента своего появления в Первой мировой войне субмарины использовались во всех этих ролях и даже больше. Однако, несмотря на их универсальность, субмарины не предназначены для дуэлей друг с другом под водой. Случаи, когда субмарины топили другие субмарины, на самом деле невероятно редки.
Субмарины обычно тонут из-за аварий, внутренних взрывов или пожаров, или же их уничтожают эсминцы, предназначенные для охоты на подводные лодки. Во время Первой и Второй мировых войн, если субмарине удавалось потопить другую субмарину, она обычно делала это на поверхности с помощью палубной пушки. Победившая субмарина выигрывала, обстреливая раненую или неосторожную субмарину, пополняя свои батареи.
В длинной истории подводной войны был только один случай, когда одна субмарина смогла потопить другую, когда обе находились под водой. Как и многие военные курьёзы из истории, эта история относится ко Второй мировой войне.
Субмарины
В начале 1945 года немецкая подводная лодка U-864 отправилась на секретную миссию в Японию. Субмарина получила приказ доставить секретные военные технологии японцам с надеждой на то, что эта техника поможет продлить войну с союзниками на Тихом океане. Субмарина перевозила детали реактивных двигателей Messerschmitt и системы наведения ракет V-2. Германия надеялась, что японцы смогут использовать эти детали для модернизации своих устаревающих самолётов или разработки собственных ракетных систем, чтобы отбросить американское наступление.
Однако, к несчастью для немцев, союзники в Англии давно расшифровали их коды «Энигма». Когда U-864 покинула порт по направлению к Японии, британская субмарина HMS Venturer была отправлена в погоню, чтобы уничтожить немецкую лодку, если это будет возможно.
Британское адмиралтейство отправило это сообщение на «Венчурер»:
Важно. Секретно. Вероятно, подводные лодки будут использовать следующие маршруты: от 60° 40' северной широты, 004° 26' восточной долготы, курс 110° к р/в у Хеллисёй 1. Вероятно, подводные лодки пойдут в море от р/в.
Таким образом, две субмарины вступили в игру «кошки-мышки». К несчастью для немецких моряков, их субмарина была не в лучшем состоянии. Из-за нехватки запасных частей и квалифицированной рабочей силы лодка уже страдала от проблем вскоре после того, как покинула порт в Киле.
Дуэль
Благодаря своим разведданным, британская субмарина первой узнала о немецкой лодке. Из-за ветхого состояния подводная лодка производила больше шума, чем обычно. Подводные шумы от механизмов могут распространяться на большие расстояния и улавливаться гидрофонами. Существует множество теорий о том, что это могло быть за проблема. Некоторые историки считают, что компрессор был установлен неправильно, вызывая щёлкающий звук. Другие полагают, что двигатель работал несинхронно, вызывая стук. В любом случае HMS Venturer смог довольно быстро засечь подводную лодку.
Субмарины пересеклись возле Федье, Норвегия, в ледяных водах Северного моря. HMS Venturer следила за U-864 в течение трёх часов, ожидая её всплытия. До этого момента считалось, что торпеды должны использоваться против кораблей, находящихся на поверхности. Но после нескольких часов слежки стало ясно, что немецкая лодка не собирается всплывать. Опасаясь, что их субмарина вынуждена будет всплыть первой (из-за нехватки энергии батареи), «Венчурер» решила атаковать, чтобы не рисковать опасным манёвром всплытия.
HMS Venturer выпустила четыре торпеды с носовых аппаратов с интервалом в 17,5 секунды. Вражеская субмарина сразу же заметила торпеды и начала серию сложных уклоняющихся манёвров. Ей удалось избежать трёх из четырёх торпед, но она случайно направилась прямо на четвёртую. Торпеда взорвалась, отправив U-864 на дно вместе со всем экипажем.
То, что произошло, было поразительным. Это не только единственный случай, когда одна подводная лодка потопила другую подводную лодку в бою, находясь под водой, но и невероятное достижение в подводной стрельбе.
Для того чтобы точно выпустить торпеду, офицеру по вооружению нужно было получить координаты цели. В случае с надводными кораблями цель всегда была видима и двигалась по определённому вектору с идентифицируемой скоростью. Даже тогда многие торпеды не попадали в цель.
Моряки на HMS Venturer должны были попытаться обнаружить цель, которую нельзя было увидеть невооружённым глазом; они не могли точно определить курс или скорость. Они стреляли вслепую. Буквально. Они стреляли в трёхмерное пространство без визуального контакта с целью, которая была очень маленькой (подводные лодки намного меньше торговых или военных кораблей).
Тот факт, что им удалось попасть, замечателен. Это часть того, почему это единственное событие такого рода в истории.
Последствия
Причина, по которой такие события крайне редки, заключается в том, что подводная лодка — это оружие возможности. Субмарины предпочитают атаковать уязвимые цели из тени. Атаковать корабль на поверхности, который не подозревает об опасности, — это лучшая тактика для субмарины. Преследовать и сражаться с подводной лодкой под водой — это не то, для чего они были созданы.
С потерей U-864 секретная миссия Германии в Японию завершилась провалом. Потопление произошло 9 февраля 1945 года, в конце войны. Это было лишь одно из ряда нарастающих поражений, с которыми Германия сталкивалась в 1945 году. Постоянные воздушные бомбардировки, неудачи на полях сражений и такие неудачные потери, как эта, привели к развалу немецкой военной машины.
В конце концов, экипаж HMS Venturer совершил невероятный подвиг. Им удалось попасть торпедой в погружённую подводную лодку, находясь самим под водой. Историческая аномалия, единственная в своём роде.