Мы часто слышим эту фразу. Обычно имеется ввиду, что в России такие постыдно низкие зарплаты у учителей (кроме нескольких крупных городов), что в школу пришёл, и на том спасибо. И вы знаете, в этом есть доля рационализма. Чтобы понять своё счастье, иногда стоит оглядеться вокруг и обнаружить несчастье других.
Пока мы думаем, как бороться с учительской нагрузкой и выгоранием, как снабдить педагогов самыми эффективными методами преподавания, как научить применять ИИ в работе, в огромной части планеты исследователи ломают голову над тем, как учителей банально заставить приходить в школу. И не только учителей, но и медиков. Оказывается, это огромная проблема для ряда стран Азии и Африки.
Вот ссылка на вполне себе серьёзное исследование об этом. Авторы говорят, что в Индии, например, уровень абсентеизма учителей составляет 25% в среднем по стране, а врачей и того больше – до 40%. Просто представьте, в Индии проживает полтора миллиарда человек. И у 600 миллионов заболевших есть все шансы не дождаться своего доктора на приёме.
В исследовании авторы на серьёзных щах рассказывают, как проводили разные эксперименты. Например, задумались, что за приходом и уходом учителей кто-то должен следить и фиксировать. Но не нашли инструмента, как мотивировать самих следящих это делать, да и на работу они ведь тоже могут попросту не дойти. Тогда решили, что следить будет камера. Это не сработало. На камеру всем ожидаемо было наплевать.
Тогда подключили метод кнута и пряника, перевели уровень абсентеизма в деньги. Установили следующие показатели по присутствию. День считается присутственным, если между моментом, когда учитель зашёл в школу и был на первом уроке, и моментом, когда он проводил последний урок, прошло хотя бы 5 часов. Камера фотографировала первый и последний урок, эти фотографии уходили в отчёт. Важным требованием было - на фотографиях первого и последнего уроков должно быть минимально требуемое количество учеников (не уточняется, сколько это). Учитель получал 1000 рупий за хотя бы 21 присутственный день в месяце. О том, что в эти дни надо еще что-то преподавать, а не просто быть в классе с учениками, речь в требованиях не шла. Каждый дополнительный день – 50 рупий (1 доллар США равен примерно 84 рупиям). Каждый выпавший день из 21 – наказание минус 50 рупий. В среднем учитель получал в месяц от 500 до 1300 рупий в зависимости от того, сколько дней смог присутствовать.
Исследователи отмечают незамедлительные улучшения, которые продлились целый год. Уровень абсентеизма снизился вдвое. Что случилось через год, не уточняется, либо кончились деньги на мотивацию, либо замерять перестали.
Пробовали и разные другие манипуляции, типа заставить ходить на работу под общественным давлением или установить локальный контроль. Ничего из этого не работало.
А вот такой эксперимент провели в Кении. Там решили – неважно, как учителя ходят на работу, лишь бы результаты тестов улучшились. Премию учителям давали за улучшение результатов тестов учеников. Однако это показало неэффективность в долгосрочной перспективе. Ученики стали лучше сдавать тесты в моменте, однако по прошествии длительного времени знали материал совсем не лучше детей из контрольной группы.
Вот такие проблемы в образовании волнуют огромное количество людей, с которыми мы делим земной шарик. Если в следующий раз вы отметите про себя мысль, что наше образование скатилось ниже плинтуса и достигло дна, вспоминайте Индию и Африку. До дна ещё есть куда разогнаться 😂
PS Надеюсь, у читателя хватило чувства юмора, чтобы не принять всерьез, что нужно сравниваться с дном …
Про книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно узнать тут.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.