Найти тему

Камамбер и виноградники на Волге: в район-аутсайдер хотят завлечь туристов

Оглавление

«Очень красиво! Но пока в принципе все», — отозвалась глава АИР Талия Минуллина о Камском Устье. Этот муниципалитет занимает последнее место по объему инвестиций в Татарстане. Власти хотят развивать здесь речной туризм, а местные предприниматели готовят к открытию ранчо и хотят восстановить древний болгарский город. Что мешает развивать туризм на середине Волги — в материале KazanFirst.

Камское Устье намерены включить в речной маршрут Казань — Болгар. Об этом рассказал глава района Наиль Вазыхов во время муниципального часа в Агентстве инвестиционного развития (АИР) Татарстана.

С этой целью была приведена в рабочее состояние имеющаяся пристань. Сейчас администрация Камско-Устьинского района оформляет новую причальную стенку для передачи компании «Флот РТ». Такое решение позволит причаливать здесь скоростным судам, а впоследствии и большим теплоходам. По словам главы, водное сообщение позволило бы привлекать в район дополнительно до 9 тысяч туристов в месяц. Камское Устье могло бы стать удобным перевалочным пунктом для тех, кто направляется с экскурсией в Болгар.

— Раньше она (пристань. — Ред.) никому была не нужна. Флота не было. На Волге в Татарстане оставалось всего два «Метеора». Сейчас идет активное строительство флота. Завод им. Горького построил два скоростных парохода. Длина причальной стенки — почти 50 метров. Этого вполне достаточно, чтобы приставали все наши пароходы. Прогулочные нам не особенно интересны, потому что расстояние 70 км от порта до порта. А 70 км при скорости движения 10-12 км/час вы ехать не захотите. Рассматривается скоростной флот, у которого скорость около 70 км/час, — объяснил Наиль Вазыхов.

Неразвитость транспортной инфраструктуры стала одним из ключевых препятствий для привлечения инвестиций в Камско-Устьинский район. Здесь нет железных дорог, что сковывает рост местной гипсовой компании и другого промышленного производства. После авиакатастрофы минувшим летом сюда не летает малая авиация. Основным путем доставки грузов и пассажиров остается единственная автомобильная дорога. С помощью развития водных путей сообщения власти намерены решить имеющиеся проблемы.

-2

KazanFirst

Впрочем, значительную пользу принесло бы и строительство новых дорог. Так, одна из ярких местных достопримечательностей гора Лобач доступна только для пеших прогулок.

— Гора Лобач имеет невероятный вид, но есть одно но. Транспортная доступность отсутствует. Нужны государственные вложения в строительство дороги до этой точки. Пока здесь только Волжская тропа. Мы обходимся скандинавскими палками. Это своего рода хайкинг такой для здоровья, но не каждый турист хочет таким образом добираться. Для спортивных и корпоративных выездов это нормально. Но когда люди приезжают с детьми, им тяжело, — рассказал директор компании «Управление природными территориями» Марсель Миннуллин.

Сыр, вино и древний город

На территории Камско-Устьинского района достаточно много объектов, мимо которых не может проехать ни один турист, — считает Миннуллин.

Помимо горы Лобач внимание привлекает особо охраняемая природная территория Юрьевские пещеры. Популярностью у туристов пользуются виноградники местного предпринимателя, а также завод по производству сыра камамбер.

— Туристы, которые приезжают на локацию, всегда выбирают местные продукты. Можно купить магнитик, на котором написано «Камское Устье», а можно — сыр из Камского Устья, съесть его, а еще и привезти домой. Цена примерно одинаковая, — отмечает Миннуллин.

-3

KazanFirst, директор сырного завода Алмаз Насыров

— На сегодняшний день вложено уже более 100 миллионов рублей по двум проектам. Первый проект — сырный завод «Камамбер». Мы производим продукцию импортозамещения с благородной белой плесенью. Развиваемся, продаемся не только в Республике Татарстан. Вышли в Самарскую область, Башкирию. Ведем переговоры с рядом других регионов России по продаже нашей продукции. Кстати, мы ее начали продавать в Беларуси, где много сыров, но камамбера нет. Второе наше направление — это внутренний туризм. Получилось так, что людям нужно не только посмотреть на красивые места, но они хотят еще попробовать местную продукцию. Здесь камамбер и середина Волги друг друга дополняют, — отметил директор сырного завода Алмаз Насыров.

В 2022 году компания открыла глэмпинг. Сегодня в этот проект инвестировано больше 40 млн рублей, проведены коммуникации, построены домики.

Для более масштабного привлечения туристов планируется реализовать проект древнего города Ошель. Он существовал во времена Булгарского государства. В 1220 году его сжег владимирский князь Святослав. Насыров надеется воссоздать часть этого города, чтобы увязать историю и туризм. Там планируется создать фестивальную площадку, где будут проходить ставший традиционным для района ежегодный рыболовный фестиваль и другие мероприятия. По подсчетам предпринимателя, Ошель сможет принимать более 100 тысяч туристов в день.

В июне этого года в районе также появилась лошадиная ферма на 28 голов. Инвестиции составили 50 млн рублей.

— Одна лошадь стоит около 2,5 млн рублей. Редкие, в Татарстане таких нет. Бробансоны, которые весят 1,2-1,3 тонны, першероны, литовские лошади, шаеры. В этой ферме есть огромное желание открыть экотуризм, экоотель, — рассказал глава фермерского хозяйства Руслан Нуриев.

-4

KazanFirst

«Это надо ничего не делать и немножечко вредить»

— Что можно сказать про Камско-Устьинский район? Красиво! Очень красиво! Но и пока в принципе это все. Район занял 45-е почетное место по инвестициям в основной капитал по итогам 2023 года, — отметила руководитель агентства инвестиционного развития Талия Минуллина. — Чтобы занимать 45-е место, надо не только ничего не делать, но еще и немножечко вредить, — пошутила она.

— Кто бывал в Камском Устье, знает, что это красивейшие места, великолепные места. Возможно, потому и нет инвестиций, что места красивые и мы не даем никому развиваться. Вредим, чтобы эту красоту сохранить, — отшутился Вазыхов.

По его словам, сегодня на территории района располагается девять особо охраняемых территорий. Это создает определенные ограничения для развития промышленного производства.

Камское Устье традиционно остается популярным местом отдыха татарстанцев. Здесь хорошо развито любительское рыболовство. Как отмечает Вазыхов, за зиму сюда приезжает до 10-15 тысяч рыбаков со всей России. Во многом именно это мешает развивать промышленный лов рыбы, например.

— Десять-пятнадцать лет назад Волга была разделена на рыбопромысловые участки, которые сдали в аренду на 49 лет. В Камском Устье есть артель. Они взяли участок в аренду, и теперь предпринимателям физически негде ловить рыбу промышленными способами. А нет рыбы, нет и переработки, — заявил спикер.

Одновременно препятствием для развития туристической инфраструктуры остается то, что первая линия у воды принадлежит частникам. Это мешает реализовать масштабные проекты.

Впрочем, на доступных муниципалитету участках территории общей площадью 168 га администрация намерена создать мощный туристический кластер «Камский плес».

— Сейчас мы должны отработать по земельному участку, по инвестору. У нас есть эскизник, есть проект, — отметил Вазыхов.

Он не надеется найти одного крупного инвестора, а рассчитывает на группу предпринимателей, каждый из которых реализовал бы часть одного общего туристического комплекса.