Содержание:
- Потеря отца, арест, лагеря – жизнь священномученика Анатолия Левицкого
- Канонизация в святые
- Дни памяти
- Где можно почтить память священномученика Анатолия
- Как канонизируют в святые
Священномученик Анатолий Левицкий – один из величайших подвижников веры, чья судьба оставила глубокий след в истории православия Удмуртии. Пройдя через жестокие гонения, лагерные испытания и мученическую смерть, он сохранил непоколебимую веру и верность Христу. Его жертвенный путь стал символом духовного мужества, оставив наследие, которое до сих пор вдохновляет верующих. В цикле «Православные святые Удмуртии» мы расскажем о жизни и подвиге этого святого, чье имя теперь с благоговением чтят православные христиане.
Потеря отца, арест, лагеря – жизнь священномученика Анатолия Левицкого
Анатолий Афанасьевич Левицкий родился в 1894 году в рабочем поселке Воткинского завода. Это был небольшой промышленный городок, где жизни тысяч людей вращались вокруг железоделательного завода и православных храмов. Его отец, Афанасий, был иереем в одном из семи храмов этого города. Возможно, род Левицких был связан со священническим служением на протяжении многих поколений.
Анатолий с юных лет шел по стопам отца, окончив в 1919 году Вятскую духовную семинарию. Но его путь не был простым. В вихре Гражданской войны, он, как и многие его сверстники, оказался втянут в военную службу. Он стал письмоводителем в штабе армии Колчака, разделяя тяготы отступления через Урал в Сибирь. Колчаковская армия вскоре была разбита, и любой, кто служил в Белом движении, оказался под прицелом новой власти. Происхождение из духовного сословия только усугубляло его положение.
Несмотря на опасности, в 1922 году, когда репрессии против Церкви только набирали обороты, Анатолий принял сан священника. Его выбор был вызовом, шагом, который означал готовность нести свой крест до конца. Жизнь его усложнялась, но вера была его путеводной звездой.
Когда его впервые задержало ОГПУ в 1928 году за «распространение провокационных слухов», он был освобожден за недостатком доказательств. Однако это было лишь начало долгого пути преследований. В 1933 году отец Анатолий уже был благочинным, служившим в Никольском храме села Бачаты. Но в январе того же года его арестовали. Обвинение? Контрреволюционная деятельность. Теперь перед ним встала новая реальность – пытки, допросы, предательства.
На первом допросе отец Анатолий пытался говорить открыто, но осторожно. Он признавал, что не поддерживает политику советской власти, но не совершал явных антисоветских действий. Его слова были полны горечи и усталости, но еще не потеряли искренности. На втором допросе его сломили: он назвал имена священников, якобы высказывавших недовольство властью. Возможно, он сам начал верить в то, что эти люди были частью заговора. Но игра следствия была коварной. Главным врагом оказался он сам.
Следователи стравливали обвиняемых, заставляли их свидетельствовать друг против друга. Отец Анатолий, вероятно, не до конца осознавал, что его слова станут частью этой смертельной ловушки. Но к последнему допросу он понял, что все происходящее лишь спектакль, в котором его сделали главным злодеем. Он больше не давал признательных показаний, хотя его судьба была уже предрешена.
Время было мрачным и беспощадным, когда истина и вера подверглись суровому испытанию. Священник Анатолий Левицкий, посвятивший многие годы служению Богу и людям, оказался перед страшным выбором: сохранить душу или поддаться диктату системы, которая стремилась раздавить его волю.
Очередной допрос 6 мая 1933 года стал началом этого тягостного пути. Слова священника звучали сдержанно, официально, но в них таились скрытая боль и страх. Анатолий говорил, что был всего лишь другом тех, кто наведывался в его дом – не заговорщиком, не бунтовщиком, не врагом власти. Двери его квартиры закрывались лишь по необходимости, а не для нелегальных встреч. Но карательная система не ведала правды – она искала лишь жертв. И Анатолий знал, что правды для него здесь не будет.
Он был осужден в мае 1933 года – «врагом народа», целью которого объявили организацию церковно-монархического заговора. Пять лет лагерей в суровой Сибири казались бесконечным приговором для человека, чье тело уже было истощено болезнью, а душа пыталась удержаться на плаву среди страданий.
В глазах тех, кто не знал его лично, Анатолий Левицкий мог быть кем угодно – средним по росту, с серыми глазами и светло-русыми волосами, без ярких внешних примет. Но для тех, кто его знал, он был человеком невероятной духовной силы. Именно это внутреннее свечение помогло ему выстоять, даже когда дни в лагере казались бесконечной пыткой. Он, как и другие заключенные, жил в переполненных бараках, дышал холодом, работал по 12-13 часов в день, но его дух оставался непоколебимым. В этих лагерях, среди грязи и отчаяния, он продолжал служить Богу, молясь и веря.
Но лагеря не прощали тех, кто сохранял преданность своей вере. В 1937 году, после того как НКВД начало новую волну террора, судьба отца Анатолия оказалась предрешена. Его вновь допрашивали, обвиняли в том, что он якобы был частью контрреволюционной группы. Но теперь священник из Воткинска был другим человеком. Он уже прошел через испытания, и его сердце закалилось. На допросах он не уступил ни на шаг. Он знал цену этим обвинениям, он понимал, что никакие компромиссы не спасут его. Каждое его слово было пронизано твердостью и внутренним спокойствием.
«Я дал правдивые показания, так как я этого не говорил», – сказал он на одном из последних допросов. Его слова были как камень, который невозможно сдвинуть. На его плечах лежала ответственность не только за собственную жизнь, но и за веру, которой он посвятил себя. Он не предал ее.
28 октября 1937 года Анатолий Левицкий был приговорен к смертной казни. 3 ноября его расстреляли вместе с другими священнослужителями. Их тела скрылись в безвестных могилах, но память о них осталась вечной.
Канонизация в святые
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году отец Анатолий был канонизирован, став одним из святых новомучеников. Его жизнь, полная страданий и испытаний, теперь сияет как символ верности и мужества, свидетельство того, что никакая сила не может убить настоящую веру.
Дни памяти
9 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
29 июня (переходящая) – Собор святых Удмуртской земли
24 августа (переходящая) – Собор Кузбасских святых
3 ноября – день памяти священномученика Анатолия Левицкого
Где можно почтить память священномученика Анатолия
В Удмуртии можно побывать на богослужении, посвященном священномученику Анатолию Левицкому, в Воткинске в храме Преображения Господня в день его памяти (3 ноября). Также почтить память можно во время празднования Собора святых Удмуртской земли в храмах Удмуртии.
К святому можно обратиться по любой нужде, главное, с искренней и глубокой верой в душе.
Купить иконы можно в Благовещенском соборе Воткинска, в епархиальном управлении. Есть иконы и на маркетплейсах.
Как канонизируют в святые
- Процесс канонизации в Русской Православной Церкви – это сложный и длительный путь, включающий детальное исследование жизни, трудов и чудес, которые происходят после смерти потенциального святого. В Удмуртии, как и в других местах, этот процесс проходит в строгом соответствии с установленными церковными нормами.
- На начальной стадии проводится всестороннее изучение исторических источников. Исследуются жизнеописания, письма, архивные материалы, свидетельства современников и церковные документы. Особое внимание уделяется проверке подлинности всех этих сведений.
- После этого в епархии создается специальная комиссия по канонизации, включающая специалистов в разных областях: историков, богословов и экспертов в церковной истории. В Удмуртии также существует такая комиссия, которая занимается сбором и анализом всех имеющихся материалов.
- Комиссия уделяет внимание и местному почитанию. Если кандидат на святость уже воспринимается верующими как святой, это тоже становится важным аспектом. Исследуется, когда и как началось это почитание, какие традиции связаны с именем кандидата.
- Одним из ключевых моментов является проверка свидетельств о чудесах, приписываемых заступничеству этого человека. Это могут быть случаи исцеления или помощи в сложных жизненных ситуациях. Также изучается его вклад в развитие духовности, богословия и церковной жизни, а также влияние его деятельности на верующих.
- Когда комиссия завершает свою работу, она направляет свои выводы Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви, который принимает окончательное решение о канонизации. Важно, чтобы все представленные документы были глубоко исследованы и содержали весомые доказательства.
- Если решение о канонизации принято, проводится торжественное богослужение, называемое чином прославления. Оно включает заупокойную службу, первую молитву в честь нового святого и оглашение акта о его канонизации. В процессе богослужения происходит торжественное вынесение иконы святого, которой епископ благословляет собравшихся, и звучат молитвенные величания.
Читайте также:
«Пасха для усопших»: в чем суть Радоницы
«Ушла вслед за Христом»: в чем суть Успения Пресвятой Богородицы