На начало XX века в России – 64 % российского капитала, находилось в руках представителей очень трудолюбивого и крайне религиозного сообщества старообрядцев. Более двух третей миллионеров предпринимателей в России приходилось на них же. До 1905 года их официально преследовали за их веру. Более того, их причисляли к злейшим врагам церкви, государства и общества, к сектантам и раскольникам. Но в указанном году случилась первая русская революция, заставившая Императора пойти на уступки либералам и объявить свободу вероисповедания. Отныне старообрядцам разрешили строить новые и ремонтировать старые молельные дома, официально устраивать скиты и монастыри. Считается, что с этого года началось так называемое «золотое десятилетие» старообрядчества. Многовековое преследование последователей старой веры привело к тому, что последние научились максимально эффективно использовать небольшие ресурсы, что находились у них в распоряжении, а также проявлять максимум изобретательности в способах выживания.
Основной социальной структурой их общества являлась община. Именно внутри нее выносились все решения, касающиеся жизни, как самой общины, так и конкретно каждого члена. Кроме этого, именно от общины ее члены получали всевозможную помощь. Так практически все видные российские промышленники и купцы из числа старообрядцев указывали, что первоначальный капитал они получили именно от своего сообщества. Да и большинство работников у тех же промышленников были люди из своей же общины, что не позволяло отношениям «работник-хозяин» переходить некую грань, после которой между этими двумя категориями начинались споры и враждебность. У старообрядцев именно супруга часто являлась деловым партнером мужа, входя в его бизнес своим наследством, причем с равными правами. А после его смерти она становилась во главе всего дела. У остальных (не входящих в число приверженцев старой веры) после смерти главы, дело наследовалось сыновьями и делилось между ними, то есть раздроблялось. А здесь никакого раздела не было, такое положение дел способствовало росту капиталов и успешному развитию бизнеса. Освоение Урала, Сибири и Дальнего Востока старообрядцами происходило с опорой на их общинную структуру. Это помогало им легче адаптироваться в новых условиях, при этом сохраняя свою культуру и развивая ее в новых условиях. Ещё одной особенностью старообрядческого купечества и промышленников было то, что они верили друг другу на слово, без заключения письменных договоров. Это является отголоском тех времен, когда они были гонимы со всех мест. И при необходимости быстрой смены места жительства времени на сбор бумаг могло просто не хватить.
Но не стоит думать, что без письменных договоров их можно было обмануть. Нарушившего свое слово купца ожидало отторжение общества, и никакие его деньги не могли здесь ничего сделать. С ним просто переставали иметь дело, он становился изгоем, что в условиях гонений со стороны государства грозило серьëзными проблемами. Это напоминает Нидерланды, где протестанты-капиталисты также первоначально не заключали сделки на бумаге, так как были связаны обязательствами верности и честности перед своей общиной. Капитал купца старообрядца принадлежал общине, а не ему лично. И после изгнания из общины он превращался в нищего. Старообрядцы оказали значительное влияние на развитие экономики и промышленности империи. Например, выходец из этой среды Василий Кокорев в 1887 году выпустил книгу «Экономические провалы», в которой подробно расписывал необходимость инвестирования в российскую промышленность и создание собственных циклов производства товара. Также этот экономист порицал увлечение многих российских промышленников внешними кредитами (в частности от зарубежных банков) и тем, что его соотечественники увлекаются только финансовой стороной дела, забывая вкладывать финансы в собственное развитие. Труд, строгость и скромность были присущи старообрядцам, и это закладывало в дальнейшем основы их обогащения, ведь они умели разумно тратили свои финансы, с максимальной эффективностью в деле.