Найти тему

Старообрядческая этика капитализма

На начало XX века в России – 64 % российского капитала, находилось в руках представителей очень трудолюбивого и крайне религиозного сообщества старообрядцев. Более двух третей миллионеров предпринимателей в России приходилось на них же. До 1905 года их официально преследовали за их веру. Более того, их причисляли к злейшим врагам церкви, государства и общества, к сектантам и раскольникам. Но в указанном году случилась первая русская революция, заставившая Императора пойти на уступки либералам и объявить свободу вероисповедания. Отныне старообрядцам разрешили строить новые и ремонтировать старые молельные дома, официально устраивать скиты и монастыри. Считается, что с этого года началось так называемое «золотое десятилетие» старообрядчества. Многовековое преследование последователей старой веры привело к тому, что последние научились максимально эффективно использовать небольшие ресурсы, что находились у них в распоряжении, а также проявлять максимум изобретательности в способах выживания.


Основной социальной структурой их общества являлась община. Именно внутри нее выносились все решения, касающиеся жизни, как самой общины, так и конкретно каждого члена. Кроме этого, именно от общины ее члены получали всевозможную помощь. Так практически все видные российские промышленники и купцы из числа старообрядцев указывали, что первоначальный капитал они получили именно от своего сообщества. Да и большинство работников у тех же промышленников были люди из своей же общины, что не позволяло отношениям «работник-хозяин» переходить некую грань, после которой между этими двумя категориями начинались споры и враждебность. У старообрядцев именно супруга часто являлась деловым партнером мужа, входя в его бизнес своим наследством, причем с равными правами. А после его смерти она становилась во главе всего дела. У остальных (не входящих в число приверженцев старой веры) после смерти главы, дело наследовалось сыновьями и делилось между ними, то есть раздроблялось. А здесь никакого раздела не было, такое положение дел способствовало росту капиталов и успешному развитию бизнеса. Освоение Урала, Сибири и Дальнего Востока старообрядцами происходило с опорой на их общинную структуру. Это помогало им легче адаптироваться в новых условиях, при этом сохраняя свою культуру и развивая ее в новых условиях. Ещё одной особенностью старообрядческого купечества и промышленников было то, что они верили друг другу на слово, без заключения письменных договоров. Это является отголоском тех времен, когда они были гонимы со всех мест. И при необходимости быстрой смены места жительства времени на сбор бумаг могло просто не хватить.

-2


Но не стоит думать, что без письменных договоров их можно было обмануть. Нарушившего свое слово купца ожидало отторжение общества, и никакие его деньги не могли здесь ничего сделать. С ним просто переставали иметь дело, он становился изгоем, что в условиях гонений со стороны государства грозило серьëзными проблемами. Это напоминает Нидерланды, где протестанты-капиталисты также первоначально не заключали сделки на бумаге, так как были связаны обязательствами верности и честности перед своей общиной. Капитал купца старообрядца принадлежал общине, а не ему лично. И после изгнания из общины он превращался в нищего. Старообрядцы оказали значительное влияние на развитие экономики и промышленности империи. Например, выходец из этой среды Василий Кокорев в 1887 году выпустил книгу «Экономические провалы», в которой подробно расписывал необходимость инвестирования в российскую промышленность и создание собственных циклов производства товара. Также этот экономист порицал увлечение многих российских промышленников внешними кредитами (в частности от зарубежных банков) и тем, что его соотечественники увлекаются только финансовой стороной дела, забывая вкладывать финансы в собственное развитие. Труд, строгость и скромность были присущи старообрядцам, и это закладывало в дальнейшем основы их обогащения, ведь они умели разумно тратили свои финансы, с максимальной эффективностью в деле.