Известная производством газомоторной техники компания «РАРИТЭК» из Набережных Челнов занялась переводом автобусов на природный газ ещё в прошлом десятилетии. В 2017 году здесь приступили к досборке МАЗ-203, одновременно оснащая их газовыми двигателями и соответствующей системой питания. А в октябре 2018 года «РАРИТЭК» запустил в серию собственную модель газового автобуса, которая, с учётом пожеланий российских перевозчиков, была разработана китайской компанией FOTON MOTORS. Двухдверная городская машина среднего класса габаритной длиной 10,5 метров получила название LOTOS 105 и сегодня эксплуатируется во многих регионах нашей страны.
Этот автобус в пригородном исполнении показали и на завершившемся в Санкт-Петербурге Международном газовом форуме ПМГФ-2024. На табличке с его характеристиками в качестве производителя указан АЗ РАРИТЭК. АЗ – значит Автомобильный Завод. Представленный в выставочной экспозиции компании, LOTOS 105 предложен в двух исполнениях: на сжатом и на сжиженном метане. И этим, кстати, особенно интересен, поскольку позволяет беспристрастно сравнить характеристики в зависимости от выбора того или иного газа в качестве топлива. Так вот, в версии на сжиженном газе LOTOS 105 обладает меньшей на 300 кг снаряжённой массой, чем в версии на сжатом газе (11,2 против 11,5 тонн), а запас хода на одной заправке у него больше на 150 км (650 против 500 км).
Если LOTOS 105 – автобус нашим перевозчикам знакомый, то LOTOS NEON показали впервые – он стал одной из премьер ПМГФ-2024. Это уже более крупная, 12-метровая трёхдверная модель, то есть – полноразмерный городской автобус большого класса, снаряжённая масса которого составляет 12,6 тонн. При габаритной длине 12 м в версии на компримированном, то есть, сжатом газе, LOTOS NEON рассчитан на перевозку 101 пассажира, а на сжиженном газе – 99 пассажиров. В первом случае в салоне установлены 24 сиденья, во втором – 22. Интересно, что в обоих вариантах заявленный расход метана одинаков – 35 кубов на 100 км пути. В моторном отсеке LOTOS NEON – традиционный для автобусов «РАРИТЭК» газовый двигатель Yuchai, но более мощный, развивающий уже не 247, как у LOTOS 105, а 280 л.с.
Понятно, что появление в автобусной линейке «РАРИТЭК» большого городского автобуса было лишь делом времени. А вот вывод на рынок газовых грузовиков под уже хорошо известным брендом LOTOS – шаг во многом неожиданный, хотя и вполне резонный. Потому что речь идёт в том числе о среднетоннажных грузовиках, а их на российском рынке в газовом исполнении не так уж и много. Между тем, на фоне роста стоимости дизтоплива, логистические и коммунальные компании из регионов с развитой инфраструктурой заправок метаном сегодня заинтересованы именно в таких машинах. Тем более, что на их приобретении есть субсидии! Поэтому «РАРИТЭК» наметил освоение сборки газовых грузовиков LOTOS, причём сразу трёх моделей. Премьера всей тройки состоялась на ПМГФ-2024.
Два среднетоннажника, LOTOS Junior и LOTOS Kadet, во многом идентичны друг другу. У них одинаковые кабины в удлинённом варианте со спальным отделением, одинаковые двигатели – Yuchai YC6J160N-52, подвеска спереди и сзади – рессорная, со стабилизатором поперечной устойчивости. У обоих – по два 210-литровых баллона для сжатого газа. Главная разница между этими грузовиками заключается в монтажной длине рамы, а также в грузоподъёмности и, соответственно, в полной массе, которая у LOTOS Junior составляет 10 тонн, а у LOTOS Kadet – 12 тонн. Колёсная база у первого, нацеленного прежде всего на работу в городской черте, составляет 4200 мм, а у второго, которого скорее всего будут использовать в том числе на межгороде, её сделали на метр больше – 5200 мм.
Разница в массогабаритных характеристиках между LOTOS Junior и LOTOS Kadet внесла нюансы в их силовую линию. Двигатель первого развивает 160 л.с., а двигатель второго, поскольку это более тяжёлая машина, форсировали до 170 л.с. Из-за различий в массе и мощности у грузовиков отличается расход топлива: у LOTOS Junior и LOTOS Kadet он, соответственно, 27 и 29 кубов на сотню километров пути. Несколько различаются и коробки передач: у обоих это ZF серии ECOLITE, но у первого она в версии 6S500, а у второго – 6S600. Кроме того, есть отличия и по применяемым колёсам и шинам. У LOTOS Junior размерность шин 235/75R17,5, а у LOTOS Kadet – 265/70R19,5. То есть, у первого несколько ниже погрузочная высота, а у шин второго выше допустимая нагрузка.
Третья модель грузовика, которую «РАРИТЭК» собирается освоить в производстве несколько позже – LOTOS Titan. Это уже модель тяжёлого класса, допустимая полная масса которой составляет 18 тонн. У LOTOS Titan иные, более высокие кабина и передний бампер, а размер колёсной базы достиг 6100 мм. В моторном отсеке – тоже газовый дизель Yuchai, но более высокой максимальной мощности в 280 л.с. В паре с ним стоит 8-ступенчатая коробка передач Fast Gear. С подобным силовым агрегатом расход топлива составляет 32 м3/100 км. Метан в сжатом виде хранится в восьми баллонах общей ёмкостью 800 кубов – такого его запаса должно хватить на пробег в 650 км.
И ещё один интересный момент: вместе с автобусами и грузовиками в экспозиции техники под брендом LOTOS оказался гусеничный экскаватор! Эта 31-тонная машина выпускается китайской компанией Guanghi Yuchai Heavy Industry. Судя по всему, у компании РАРИТЭК появились планы и выходу на рынок строительной техники.
Константин Закурдаев