Найти тему
MotorProject

Наш автопром: РАРИТЭК увеличивает автобусы и берётся за грузовики

РАРИТЭК задумал выпуск сразу трёх моделей газовых грузовиков
РАРИТЭК задумал выпуск сразу трёх моделей газовых грузовиков

Известная производством газомоторной техники компания «РАРИТЭК» из Набережных Челнов занялась переводом автобусов на природный газ ещё в прошлом десятилетии. В 2017 году здесь приступили к досборке МАЗ-203, одновременно оснащая их газовыми двигателями и соответствующей системой питания. А в октябре 2018 года «РАРИТЭК» запустил в серию собственную модель газового автобуса, которая, с учётом пожеланий российских перевозчиков, была разработана китайской компанией FOTON MOTORS. Двухдверная городская машина среднего класса габаритной длиной 10,5 метров получила название LOTOS 105 и сегодня эксплуатируется во многих регионах нашей страны.

Пригородная версия выпускаемого с 2018 года газового LOTOS  105
Пригородная версия выпускаемого с 2018 года газового LOTOS 105

Этот автобус в пригородном исполнении показали и на завершившемся в Санкт-Петербурге Международном газовом форуме ПМГФ-2024. На табличке с его характеристиками в качестве производителя указан АЗ РАРИТЭК. АЗ – значит Автомобильный Завод. Представленный в выставочной экспозиции компании, LOTOS 105 предложен в двух исполнениях: на сжатом и на сжиженном метане. И этим, кстати, особенно интересен, поскольку позволяет беспристрастно сравнить характеристики в зависимости от выбора того или иного газа в качестве топлива. Так вот, в версии на сжиженном газе LOTOS 105 обладает меньшей на 300 кг снаряжённой массой, чем в версии на сжатом газе (11,2 против 11,5 тонн), а запас хода на одной заправке у него больше на 150 км (650 против 500 км).

Новинка компании РАРИТЭК - большой городской газовый автобус LOTOS NEON
Новинка компании РАРИТЭК - большой городской газовый автобус LOTOS NEON

Если LOTOS 105 – автобус нашим перевозчикам знакомый, то LOTOS NEON показали впервые – он стал одной из премьер ПМГФ-2024. Это уже более крупная, 12-метровая трёхдверная модель, то есть – полноразмерный городской автобус большого класса, снаряжённая масса которого составляет 12,6 тонн. При габаритной длине 12 м в версии на компримированном, то есть, сжатом газе, LOTOS NEON рассчитан на перевозку 101 пассажира, а на сжиженном газе – 99 пассажиров. В первом случае в салоне установлены 24 сиденья, во втором – 22. Интересно, что в обоих вариантах заявленный расход метана одинаков – 35 кубов на 100 км пути. В моторном отсеке LOTOS NEON – традиционный для автобусов «РАРИТЭК» газовый двигатель Yuchai, но более мощный, развивающий уже не 247, как у LOTOS 105, а 280 л.с.

Габаритная длина газового LOTOS NEON составляет 12 180 мм
Габаритная длина газового LOTOS NEON составляет 12 180 мм

Понятно, что появление в автобусной линейке «РАРИТЭК» большого городского автобуса было лишь делом времени. А вот вывод на рынок газовых грузовиков под уже хорошо известным брендом LOTOS – шаг во многом неожиданный, хотя и вполне резонный. Потому что речь идёт в том числе о среднетоннажных грузовиках, а их на российском рынке в газовом исполнении не так уж и много. Между тем, на фоне роста стоимости дизтоплива, логистические и коммунальные компании из регионов с развитой инфраструктурой заправок метаном сегодня заинтересованы именно в таких машинах. Тем более, что на их приобретении есть субсидии! Поэтому «РАРИТЭК» наметил освоение сборки газовых грузовиков LOTOS, причём сразу трёх моделей. Премьера всей тройки состоялась на ПМГФ-2024.

Среднетоннажник LOTOS Junior полной массой 10 тонн
Среднетоннажник LOTOS Junior полной массой 10 тонн

Два среднетоннажника, LOTOS Junior и LOTOS Kadet, во многом идентичны друг другу. У них одинаковые кабины в удлинённом варианте со спальным отделением, одинаковые двигатели – Yuchai YC6J160N-52, подвеска спереди и сзади – рессорная, со стабилизатором поперечной устойчивости. У обоих – по два 210-литровых баллона для сжатого газа. Главная разница между этими грузовиками заключается в монтажной длине рамы, а также в грузоподъёмности и, соответственно, в полной массе, которая у LOTOS Junior составляет 10 тонн, а у LOTOS Kadet – 12 тонн. Колёсная база у первого, нацеленного прежде всего на работу в городской черте, составляет 4200 мм, а у второго, которого скорее всего будут использовать в том числе на межгороде, её сделали на метр больше – 5200 мм.

Среднетоннажник LOTOS Kadet полной массой 12 тонн
Среднетоннажник LOTOS Kadet полной массой 12 тонн

Разница в массогабаритных характеристиках между LOTOS Junior и LOTOS Kadet внесла нюансы в их силовую линию. Двигатель первого развивает 160 л.с., а двигатель второго, поскольку это более тяжёлая машина, форсировали до 170 л.с. Из-за различий в массе и мощности у грузовиков отличается расход топлива: у LOTOS Junior и LOTOS Kadet он, соответственно, 27 и 29 кубов на сотню километров пути. Несколько различаются и коробки передач: у обоих это ZF серии ECOLITE, но у первого она в версии 6S500, а у второго – 6S600. Кроме того, есть отличия и по применяемым колёсам и шинам. У LOTOS Junior размерность шин 235/75R17,5, а у LOTOS Kadet – 265/70R19,5. То есть, у первого несколько ниже погрузочная высота, а у шин второго выше допустимая нагрузка.

Тяжёлый двухосный газовый грузовик LOTOS Titan
Тяжёлый двухосный газовый грузовик LOTOS Titan

Третья модель грузовика, которую «РАРИТЭК» собирается освоить в производстве несколько позже – LOTOS Titan. Это уже модель тяжёлого класса, допустимая полная масса которой составляет 18 тонн. У LOTOS Titan иные, более высокие кабина и передний бампер, а размер колёсной базы достиг 6100 мм. В моторном отсеке – тоже газовый дизель Yuchai, но более высокой максимальной мощности в 280 л.с. В паре с ним стоит 8-ступенчатая коробка передач Fast Gear. С подобным силовым агрегатом расход топлива составляет 32 м3/100 км. Метан в сжатом виде хранится в восьми баллонах общей ёмкостью 800 кубов – такого его запаса должно хватить на пробег в 650 км.

Один из самых неожиданных экспонатов выставки - экскаватор LOTOS
Один из самых неожиданных экспонатов выставки - экскаватор LOTOS

И ещё один интересный момент: вместе с автобусами и грузовиками в экспозиции техники под брендом LOTOS оказался гусеничный экскаватор! Эта 31-тонная машина выпускается китайской компанией Guanghi Yuchai Heavy Industry. Судя по всему, у компании РАРИТЭК появились планы и выходу на рынок строительной техники.

Константин Закурдаев