То, что из искусств для нас важнейшим является кино - не пустые слова.
Фильмы готовили нас к жизни, а потом вели по ней. Многие киноленты так и останутся с нами до конца.
"Дом, в котором я живу" и "Отчий дом" - мои дома.
"Весна на Заречной улице", "Пропало лето", "Осенние свадьбы" - мои времена года.
Чуйский тракт Пашки Колокольникова, карельские тропы в лесу, где зори тихие, путь танка "Жаворонка" из фашистского плена домой - мои дороги.
Мы мыслили образами, увиденными в кино, представляли себе нашу историю - и 1812 год, и Великую Отечественную, и энтузиазм великих строек, и судьбы людей, будто вышедших из соседнего подъезда - по любимым фильмам своего времени.
Кино делало из нас учителей, врачей, сталеваров, журналистов, космонавтов.
Героев своего времени.
Оно отправляло нас в дорогу и в вечернюю школу, в театр и на фронт.
***
Я с удивлением услышала утром, что мой любимый телеведущий Иван Каменев из Донецка никогда не смотрел "Летят журавли", но вечером обещал это сделать (завтра проверю). Моя молодежь, пробегая мимо, попросила сделать потише звук потрясающей киноленты "Внимание, черепаха!", которую включили в эстафету памяти Ролана Быкова (ему исполнилось 95 лет) на Первом канале: "Это самый травматичный фильм нашего детства".
Ох, ничего себе, прямо ахнула я. Стою себе, нарезаю овощи для борща на кухне и наслаждаюсь каждым звуком, каждой интонацией, как обычно, Зое Федоровой подпеваю: "Главное, ребята, сердцем не стареть!", а тут такое...
***
На неделе был у меня еще случай.
Закружилась голова от новостной ленты, понажимала кнопки телевизора (мне молодежь кабельное ТВ подарила). И нарвалась на канал, где круглые сутки идет голливудский хоррор.
Меня еще в Америке поражало издаваемое "фабрикой грез" бессчетное количество ужастиков со смакованием измывательств над людьми. "Ужастик", впрочем, слишком ласковое слово для этого полновесного отстоя.
Не так давно я нарвалась на сюжет с похищением девушки, которую четыре отморозка везли в джипе к папаше-наркобарону, чтоб разобраться с обоими.
Уцелела одна она, превратив последнего из похитителей ... даже слова не могу найти, чтоб описать, но превращала она его в это минут десять. Кетчупа не пожалели.
Предыдущие сцены тоже были верхом изобретательности способов, какими можно разобраться с людьми, которым не желаешь ничего, кроме ада не только на небесах, но и прямо сейчас на земле.
На этот раз я нарвалась на дорожного киллера, который со своим приятелем в начале фильма был мил, приветлив, мед-пиво пил, а потом вышел на улицу и спросил у девушки, как пройти куда-то.
Она сдуру и ответила. Светленькая недавняя иммигрантка, судя по заметному акценту. Поулыбалась. Но продолжить знакомство отказалась. Извинилась, сказала, что парень у нее уже есть.
Нормальный город, улица. Милая девушка.
Однако американец за ней проследил. И когда парень пришел к ней в гости - зашел разобраться с ними обоими.
Всё проходило под знаком: "Ты что - думал, что ты круче меня, умнее меня?? Да?"
Реализация американских комплексов в полный рост.
Из парня случайный прохожий долго делал котлету, потом приклеил к стулу, долго и смачно разделывал его девушку, и раскладывал ему на плечи, голову и т.д. ее части.
У них там реально это востребовано. Раз в таких количествах, с минимумом слов, максимумом действий и бочками кетчупа - идет 24/7 на ура. Сборы дает.
И по какой дороге потом легко, без угрызений совести, идет их нация?
***
А переключила я на фильм, который тоже никогда не смотрела. И в те минуты, когда герой Евгения Киндинова спросил героиню Любови Соколовой, которая поила его чаем в своей избе:
- Вы что - одна живете?
- Одна.
Меня аж затрясло от ужаса.
Я кинулась к программе и прочитала краткое содержание фильма.
Дело происходит в Мордовии.
Ужас.
В глухой деревне Сидорки.
Еще ужасней.
ВГТРК "Мордовия": "Хирург саранской больницы оказывается по срочному вызову в мордовском селе и решает остаться в деревне, чтобы там спасать жизни людей. Таков сюжет кинокартины, которую в 1978 году увидел советский зритель на широком экране. Чуть раньше – летом 1976-го в центре Саранска – обычного провинциального города – "Мосфильм" развернул съёмки фильма.
Мордовское село Сидорки, которое фигурирует в кинофильме, – на самом деле близлежащая к Саранску Берсеневка. Все деревенские сцены сняты здесь. На площадке, где сейчас стоит памятник погибшим воинам, раньше располагалась сельская школа – здание с большими окнами. В фильме – это деревенская больница.
В 1978-м – в год выхода фильма на экран – Евгений Лебедев и Евгений Киндинов приехали в Саранск на встречу со зрителем".
Сидорки по сюжету настолько глухой край, что "только самолетом можно долететь". И это вызвало недоуменные вопросы у современного зрителя.
На них в отзывах ответила зрительница возрастная:
"Раньше санавиация летала даже в деревни, сёла. Сама тому свидетель. За селом садился вертолет, и из него выбегали медики и спешили к больному. Если надо, грузили на борт и забирали на госпитализацию. Например, в селе 30 км от города, который в 200 км от Москвы, подозрение на инсульт. Неврологов в участковой больнице нет. Звонят и вызывают санавиацию. Прилетает невролог, консультирует, если надо, забирают с собой. Это все было в порядке вещей и бесплатно.
Да, да, не падайте в обморок".
***
В селе сварливый старый доктор Жуков, который сам слег с сердечной недостаточностью, отказывается видеть настоящего врача в "консультанте" из города.
И буквально кричит ему:
- Научись, врач, врачевать. Увидь в больном человека! Не грыжу, не язву лечи - человека лечи. Помоги ему - предупреди, может быть, эту самую язву... Чтобы потом не резать ее. Узнай своего человека.
- Прими его в родах! Живи с ним. Узнай его мысли. Здоровайся с ним за ручку каждый день. Слушай его речи...
- Не знаю, не знаю, Терентий Петрович, может, вы и правы.
Герой Киндинова, по ходу дела еще и переживающий личную драму, решает задержаться - не бросать же заболевшего коллегу.
И мир открывается ему, городскому мажору с большой научной перспективой, другой стороной.
Даже лицо меняется:
А сварливый доктор, буквально восстав из мертвых, говорит ему возле крыльца большой-пребольшой избы:
- Смотрите, вот этими руками я сложил эту больницу - бревно к бревну... За долгие годы я собрал весь хирургический инструментарий. Ни сегодня-завтра я могу умереть...
- Оставайся здесь, парень, а?
- Ты еще зелен, но это, как говорится, дело поправимое.
- Есть в тебе, знаешь, что? Ненормальность. В хорошем смысле слова.
***
Комментарий в обсуждении - позволен ли эмоциональный контакт между врачом и пациентом: "У моей сестры был аппендицит. Следствие - вышла замуж за хирурга".
А если зарубежным пациентам показать - они вообще не поверят в существование таких врачей.
Сразу тем, кто начнет говорить про наших нынешних, докладываю - у меня в районной поликлинике изумительный участковый врач Ольга Владимировна. Молодой специалист.
***
Саранск и в 1978-м выглядит неплохо.
Дочка ездила туда несколько лет назад - волонтером на съезд Российской сельской молодежи. Жаль, я ролики оттуда не сохранила. "Мама, это космос!"
***
Вернусь я к сцене, на которой сначала включилась в фильм.
Простая домохозяйка, с радостью взявшая гостя из Саранска на постой ("Мне каждый новый человек интересен") с охотой говорит с молодым врачом. Который сразу интересуется:
- Пьют у вас много?
Она отвечает:
- Хватает. Как и везде. Говорят, все беды от пьянства. А я думаю, все беды у человека от одиночества. Одному очень плохо.
- А вы одна живете?
- Можно и в большой семье жить. И быть одиноким.
В истории своей жизни, которую она доверяет человеку, которого видит впервые, меня зацепила одна фраза.
Ее младшая сестра привезла когда-то в село своего молодого человека. И случилось так, что приглянулась-то ему старшая. И она его тоже полюбила.
Рушить счастье сестры не стала.
- Конечно, всё это было так, молчком. Мы никогда себе ничего не позволяли.
Так прошло 15 лет. Сестра умерла.
Она все эти годы отказывала женихам. И ему, когда он к ней приехал, отказала.
Сама не знает, почему. "Быть может, душа не простила тот молчок горький".
- К старости можно было бы и соединиться. Да гордость не позволяет.
Привыкла жить одна.
- А главное, скажу я вам, доктор, - уважение я к себе сохранила. Вот что.
- Про уважение это вы правильно сказали...
На Любовь Соколову здесь камера прямо не налюбуется. Плавным ходом девушек из "Березки" вокруг идет и идет...
Я не боюсь пересказывать содержание.
Ведь вряд ли вы посмотрите этот фильм. Да и поругивают его в отзывах. И в свое время он не прозвучал.
Постепенно, видать, становились не нужны такие фильмы...
---------------
На всякий пожарный случай мой телеграм-канал, где я делюсь всеми публикациями - https://t.me/NataliaEfimovaZen
Чтоб не теряться в случае чего.