Найти тему
DM_812

Через 10 лет продэмбарго собрали урожай. Про "Золотую осень" и АПК под разными углами.

Оглавление

Ровно 10 лет назад (в 2014) череда событий в геополитике привела к началу самой масштабной санкционной войны и экономическому противостоянию "Цивилизационного Запада с Россией. В надежде подчинить своей воле и загнать в общее стоило управляемых территории, вчерашние "друзья и партнёры" обрушили лавину санкций и ограничений.
В ответ Россия ввела свои продовольственные ограничения. В тот момент это решение вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Ведь многое заменить сразу было невозможно, а экономический урон от такого эмбарго поставщикам не был таким уж значительным и страдали скорее наши поставщики и потребитель. Пустых полок не случилось и тогда и переход проходил достаточно плавно.
Сам замысел продэмбарго состоял совсем в другом. И подобные решения стали основой для формирования собственного устойчивого производства аграрной продукции во всём её разнообразии. С целью удовлетворения всех базовых потребностей внутреннего рынка и освоения рынков внешних. И сегодня это порядка 150 стран.

Друзья, политика платформы Дзен враждебна к такого рода публикациям и всячески пессимизирует подобные материалы. Потому по традиции заранее благодаря каждого, кто прочтёт до конца.

Хотя отрасль постоянно ставит какие-то задачи и обозначает сроки для их исполнения, нельзя сказать, что в эти октябрьские дни мы достигли какой-то цели и подводим итоги. Скорее это символическая отметка, приуроченная к круглой дате. И всё же такой подход удобен с точки зрения понимания не только успехов, но и тех сложностей с которыми сегодня сталкивается отрасль. С тем, как и за счёт чего их решать.

Выставка-форум "Золотая осень" - традиционное мероприятия осени. Но в этом году оно проходит в стенах нового выставочного комплекса при Аграрном университете им. Тимирязева. Сам центр стал крупнейшей выставочной площадкой в стране и частью нового кампуса для студентов аграрного ВУЗа.
Не случайно заостряю внимание на этой теме, поскольку роль молодых специалистов в будущем отрасли переоценить сложно. Такое тесное взаимодействие и наглядное понимание "
внутренней кухни" служит отличным стимулом для получающих профильное образование.
От того среди многочисленных посетителей выставки число студентов занимает значительную долю. Что важно, большинство изучают экспозицию с неподдельным интересом. Ничего общего со
школьниками и скучным экскурсоводом. Кстати, школьники тоже присутствуют и это хорошая практика, наглядного представления о том, что и где производит твоя страна и кто этим занимается.

География уже не та...

Это не бизнес-форум и не площадка для деловых контактов. Хотя ряд важных соглашений были подписаны. В большей степени это демонстрация успехов, достижений и возможностей.
Экспозиция представлена объединёнными под эгидой региона стендами. Далеко не все регионы России представлены и "с той стороны Урала", если кто-то и был, то остался мной незамеченным. Хотя это не значит, что в Сибири или на Дальнем Востоке не производят пищевую продукцию. Совсем даже наоборот!

Экспозиции разнообразны по уровню и масштабу. Наиболее заметными мне показались: Татарстан, Смоленская область, Нижегородская область, Тула, Ростовская область и наиболее близкая для меня во всех смыслах Ленинградская. По соседству с которой, кстати, стенд ДНР.

Ушли в прошлое времена, когда какие-то регионы ассоциировались с определённой продукцией. Современные технологии и правильное управление существенно расширяет диапазон производимой продукции. И некоторые сугубо региональные товары перестают быть таковыми.
Одной из тенденций времени стало стремление регионов максимально обеспечивать себя всем необходимым, что можно производить с учётом региональных особенностей и климатических условий. Особенно в части молочки, мясных изделий, плодовоовощных и тд.

-6

Вы рыбов продаёте?

Родная Ленобласть показала, пожалуй, самый креативный подход. Разнообразие плодовоовощных лишь часть из всего, что производит регион. Занимая первое место по надоям коровьего молока, первое место по производству яиц и третье место по производству товарной рыбной продукции в секторе аквакультуры. Хотя конкуренты подпирают! Близкая мне тема.

-7

У стенда я встречаю своего старого знакомого, главного специалиста комитета по АПК региона, в чьём ведении как раз и находится сектор аквакультуры - Владимира Сергеева.
Разнообразный рыбный прилавок со стороны кажется единым целым, на деле же это продукция разных региональных производителей. Осетры и чёрная икра с УЗВ фермы Антона Алексеева (
к сожалению с самим Антоном вновь разминулись) - всё ещё дорогой деликатес, но уже не только из Астрахани. Форель в разном виде производимая крупными предприятиями, как Кузнечное, РыбСтандарт, Форель на Свири. Пока ещё не такие раскрученные бренды, как "Балтийский берег" (он тоже здесь), но определённо заслуживающие внимания.

Вообще тема отношения к бренду и (особенно) новой продукции заслуживает отдельного разговора. Композиция "Изольда", как назвал её Владимир Сергеев, растаяла к пятнице, но в день визита высоких гостей радовала глаз и привлекала внимание.

Интерес министра Оксаны Лут, премьера Мишустина и зампреда Патрушева напомнили известный мем: вы рыбов продаёте? Нет. Показываем.
Во льду сиг, точнее его многочисленные разновидности: омуль, муксун, нельма, чир... хотя и благородных кровей, близкий родственник лососёвым, рыба из которой можно делать множество разнообразных блюд. От популярных у нас сашими, до сибирского сагудая, а я уж не говорю о классических формах приготовления. Пока не очень популярен у потребителя здесь. И потому именно форель занимает более 90% от общего объёма товарной продукции.

Не хватает отрасли настоящих амбассадоров, готовых продвигать новые продукты, а с ними и новые, региональные бренды.

-10

Рыба здесь не главная. Хотя представлена у многих, а на стенде Росрыболовства небольшая композиция от "Москва на Волне" - новый специализированный рыбный рынок, который обещают вырастить до полноценной сети и выйти за пределы региона. Что должно стать одним из способов повышения объёмов потребления всё той же рыбы.
Потребитель в ответ требует снижения стоимости товарной продукции.

-11

Дабы не заострять внимание на каждом и каждой группе товаров и продукции, отмечу общую тенденцию. Постепенный уход от "кричащей упаковки" и переход к локальной продукции. Покупать местное становится всё более модным! Часто речь не просто о производителе, но и всей цепочке. Особенно в молочном секторе.
Те, кто всё же представил продукцию в классической для супермаркетов яркой упаковке выглядят здесь как-то даже нелепо. И их совсем немного.

Неужели мы вновь приходим к тому, что содержание - важнее "обложки"?, подумал я.

Семейная сыроварня из Ленинградской области. Вообще многие регионы готовы представить свою оригинальную сырную продукцию. Вопрос: как сделать потребление нашего, регионального продукта модным.
Семейная сыроварня из Ленинградской области. Вообще многие регионы готовы представить свою оригинальную сырную продукцию. Вопрос: как сделать потребление нашего, регионального продукта модным.

Мы прошли большой путь и сделали большую работу. Это не высокопарные слова чиновников федерального или регионального уровня. Это данность! Рост по всем позициям, некоторые направления появились буквально с нуля. На наших глазах формируются новые рынки. "В стране без пармезана" теперь производят множество сортов самых разных сыров. Традиционные мясные изделия. Продукция прошедшая глубокую переработку и свежая.
Нарастили, создали, научились. Но что дальше?

Можно ли назвать это ложкой дёгтя? Потребности в современном оборудовании. Автоматизация и цифровизация производства с целью снижения растущих издержек и снижения воздействия. Работа в области селекции (животноводства и агарного сектора), производства кормов, посадочного материала и тд. Всё это сегодня лишь начинается "подниматься с колен", а отсутствие готовых решений оказывают давление на развитие.

Что-то было, но оказалось заброшено за время "Запад нам поможет". Чего-то и не было никогда. По мере обрубания концов "зависимости от Запада", наметилась тенденция фундаментального подхода к решению задач. А не поиска альтернативных рынков или обходных маршрутов для "латания дыр".
Обычным делом стало создание программного обеспечения написанного специально для предприятия. Ведётся работа по налаживанию логистики. Ведётся разработка современного пищевого оборудования с возможностью оптимизации его под задачи конкретного предприятия. Занимаются выведением новых пород скота и птицы. Устойчивых к новым вызовам и эффективным с точки зрения производительности.

Это процесс не такой быстрый и вряд ли здесь стоит ожидать схожих показателей, как это было в части производства готовой продукции за минувшие 10 лет продэмбарго. Но процесс идёт и я увидел молодых студентов, уже специалистов с горящими глазами рассказывающих о своих проектах, идеях и разработках. Как сделать отрасль более устойчивой, накормить страну, мир и в конечном счёте заработать на этом! А почему бы и да?

Друзья, в связи с откровенно враждебной подобной тематике, политикой данной платформы, и рядом существенных ограничений, я вынужден был сделать то, что давно следовало. Запустил ТГ-канале DM_812! Буду рад видеть вас там в числе подписчиков и участников дискуссий. Далеко не все темы можно полноценно освещать здесь. К сожалению!

-16

----------
Спасибо за внимание к публикации,
Фото автора (с)

Дмитрий Матвеев || DM_812