Найти тему
Время жатвы

Как узнать добрый ли я человек?

В нашей человеческой, Богом созданной природе, заложено устремление к различению доброго от злого. Когда это устремление развивается в русле своего естества, то добром называется ведение Бога, а злом - неведение Бога. Тогда праведным называется человек, осознавший степень своей греховности пред Богом и прилагающий максимум усилий в содействии Спасителю в своем спасении, полагая на это всю свою жизнь, как на единственно ценную деятельность ввиду неизбежности смерти и последующего судебного определения местопребывания души в вечности. Отсюда, добро проявляется в добродетелях - страх Божий, нестяжательность, смирение, безмолвие, целомудрие, долготерпение и множество других проявлений единого богоустремленного состояния души. Соответственно, зло проявляет себя как отсутствие добродетелей.

Следует упомянуть один из главнейших христианских догматов - Бог не создавал зла, поэтому оно не имеет собственного бытия, а существует как тьма, которая есть отсутствие света, или как холод, который есть отсутствие тепла. Зло возникло в результате попытки первых людей отделиться от Бога и стать самим законодателями добра и зла. Но невозможно выйти за пределы Бога и творение, пусть и самое высокое и любимое Богом, не может творить, как Он; и законы духовные непреложны, то есть восхождение по духовной лестнице в райское небо возможно только в Боге. Поэтому человеку, провозгласившему свою отдельную самость, ничего не оставалось как только уйти в фантазию о себе - идол "Я", который он воздвиг в святилище своего ума, там, где должен созерцаться Бог. Это способ существования антихриста, то есть того, кто "вместо Христа" (черт рогатый - это только общепризнанный иконописный образ дьявола, но действительная природа его существования духовна, то есть умозрительна). Здесь добро - это истинное бытие во Христе, а зло - это отсутствие Христа и, как необходимое следствие, - лживая прелесть (небытие) в антихристе.

Не стоит бояться признать наличия в себе отца лжи - сатаны, нет людей, свободных от этого поработителя с самого начала времени. Более того, мужественное признание своей духовной тьмы и страстности - есть необходимый шаг на пути к Богу и признак начинающегося духовного здоровья. А те, кто малодушно остаются в выдуманном самомнении, к сожалению, и в жизни остаются несчастными и после не наследуют блаженной вечности.

...они – как прах, возметаемый ветром [с лица земли] (Пс.1:4).

Также, в результате отпадения от Бога и лишения благодатного покрова человек стал страстным. То есть, он противоестественно привязался к чувственным тварным объектам, научившись получать удовольствия из их извращенного употребления в тщетных попытках заткнуть духовный голод души. И здесь зло не самосуще - страстность это отсутствие Божественной благодати.

До падения человек был нетленен, бессмертен и телом невещественен. После падения смерть вмешалась в его естество, также как и вся тварь обрела временность и пространственность. То есть, смертность и вещественность - это зло, с точки зрения христианской веры. Отсюда, добро - это невещественность и безвременность.

В отсутствии христианской веры различение добра и зла ограничивается диапазоном мирских моральных норм, которые неустойчивы и разнообразятся от общества к обществу, от человека к человеку. Что хорошо одному - то может быть плохо другому. Также сюда относятся социальные иерархии успешности - быть красивым, богатым, умным, сильным это добро, а некрасивым и т.д. - зло.

Вместо праведности, к которой стремится разумно верующий, здесь правит правильность - соответствие нормам конкретного социума в конкретный исторический период.

Конечно, общественные нормы поведения необходимы, но только до того предела, когда они начинают подменять или ограничивать собой истинную нравственность, основанную на христианском братолюбии. Где есть любовь, законы и нормы не нужны. Отсюда можем сделать вывод о нашем состоянии по размерам государственного законодательного аппарата.

Человек, преуспевающий в богопознании и воплощающий Евангелие своею жизнью по мере своих сил, светским сообществом может восприниматься как странный, грубый, неуместный, тусклый, так как не стремится соответствовать их "правильности". Он может делать дела, которые будут восприниматься как безумие, предательство, слабость и пр., но, так как его намерение и поведение находятся в воле Божьей, то поступки его не несут греха, даже если это внешне выглядит, как нарушение заповеди.

Резюме! Мир благ и бытие это добро, потому что Бог, его Создатель, благ и творит только добро. Твердая Вера и пребывание с Богом в молитвенном безмолвии - это Добро. Обратное - зло. Мирские представления о добре и зле и поступки на их основе обречены на провал, т.к. одинаково совершаются из темного самомнительного ума, не ведущего Бога и его воли.