Найти в Дзене
Мужские Мысли

Дали тебя поймаю: сюрреалистический детектив о «Галлюциногенном тореадоре»

Оглавление

Как Дали устроил квест для искусствоведов и мух

Если бы Сальвадор Дали писал кулинарные книги, он бы наверняка добавил в рецепт омлета карамелизированные часы и мух вместо соли. Но он создавал картины — например, «Галлюциногенный тореадор» (1968–1970), где реальность смешивается с фантазией, как коктейль в блендере безумия. Это не просто полотно — это игра в прятки с гением, где зритель то находит тореадора, то теряет рассудок.

Сальвадор Дали «Галлюциногенный тореадор» (1968—1970). Холст, масло. 398,8×299,7 см.
Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг
Сальвадор Дали «Галлюциногенный тореадор» (1968—1970). Холст, масло. 398,8×299,7 см. Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг

Лабиринт из Венер и матросских воротничков

Представьте, что вы зашли на вечеринку, где хозяин — Дали, а гости — все его альтер-эго. В углу скромно стоит шестилетний Сальвадор в матросском костюме (видимо, чтобы напомнить: «Да, я тоже был милым ребёнком, прежде чем стать сюрреалистическим бунтарём»). Над ним парит голова Галы, его музы и жены, — словно ангел, наблюдающий за хаосом внизу. А по центру — хор Венер Милосских, которые, кажется, решили устроить флешмоб: повернуться спиной и сменить пол. «Почему бы и нет?» — наверняка усмехнулся Дали, добавляя ещё одну деталь.

Где тут тореадор, или Шедевр для любителей «Найди и выиграй»

Секрет картины в том, что тореадора здесь не найти без инструкции. Он спрятан, как пульт от телевизора в диване: торс второй справа Венеры внезапно становится его лицом, а разноцветные сферы слева — курткой, сливающейся с головами быков-скал. Дали словно шепчет: «Вы хотели сюрреализма? Получайте, и не говорите, что я не предупреждал».

Мухи-философы и бессмертие по Платону

Особый шик — рой мух на заднем плане. Дали обожал их, как кот обожает сметану. В его мире мухи не просто жужжат — они поют флейтой, превосходят комаров элегантностью и, по слухам, обладают бессмертной душой. «Бросьте на мёртвую муху пепел — и она воскреснет!» — писал он, словно предлагая рецепт вечной жизни для тех, кто не брезгует насекомыми. Возможно, это намёк: даже музам нужен перезагруз, особенно если вы — гений с усами-антеннами.

Психоделики или просто испанский ужин?

Искусствоведы ломают копья: то ли Дали вдохновлялся психоделиками, то ли это результат его любви к андалузским оливкам. Но правда, как всегда, где-то посередине. Художник не нуждался в веществах — его сознание и так напоминало кипящий котёл. «Галлюциногенный тореадор» — это манифест: реальность скучна, давайте раскрасим её в зелёные тени и летающих корридоров.

Послесловие для смельчаков

Так что же хотел сказать Дали? Может, он приглашает нас в театр абсурда, где каждый зритель — и актёр, и критик. Или напоминает: мир — это пазл, который не надо собирать серьёзно. В конце концов, даже мухи здесь бессмертны — так почему бы не посмеяться над собственными попытками «понять искусство»?

Совет от "Мужские Мысли": смотрите на картину, прищурив один глаз, выпив эспрессо и помня, что Дали наверняка ржёт в усы где-то в вечности. Ведь его тореадор — не просто образ, а ловушка для тех, кто забыл, что искусство должно удивлять, а не заставлять искать ответы в Википедии.

P.S. Если всё ещё не нашли тореадора — он там, где перестаёте искать. Или нет. Спросите у мухи.

Материалы по теме