Если мы отличаемся от других, но не уверены в своих отличиях, мы навсегда останемся социальными изгоями. Поэтому, если мы решаем изменить свой образ так, чтобы он отражал нашу индивидуальность, нам нужно сначала создать прочный фундамент, на котором можно строить.
Мы должны стремиться жить целенаправленно, ставить перед собой амбициозные цели, соответствующие нашим ценностям, и предпринимать последовательные действия, необходимые для продвижения нас в этом направлении. Делая это, мы разовьём в себе оправданную гордость за то, кто мы есть, и это отразится в любых социальных масках, которые мы выберем для ношения.
✅ Реконструкция нашей личности будет эффективной только в том случае, если мы будем сочетать этот процесс с усилением наших социальных навыков. Социальные навыки не появляются волшебным образом при выборе нового образа, и их может катастрофически не хватать, если мы годами прятались за маской, которую так и не смогли полностью принять.
Чтобы преодолеть этот дефицит, нам нужно ставить себя в ситуации, которых мы боимся, и быть готовыми пережить грубые ошибки и провалы, которые сопровождают овладение любым навыком. Потому что только частая практика развивает смелость, спонтанность и уверенность, которые приводят к социальному успеху.
Этот процесс может быть облегчён, если мы осознаем, что социальный мир не полон индивидуумов, следящих за каждым нашим шагом. Вместо этого он населён мужчинами и женщинами, полными собственных сомнений, страхов и неуверенности в себе.
Большинство людей, скорее всего, зациклены на собственных мыслях, чем думают о том, как ведут себя другие. Наши промахи никогда не бывают такими ужасными, какими мы их изображаем, и признание этого может предоставить нам немного дополнительной свободы, когда мы начнём экспериментировать со своей новой ролью.
Один из самых простых способов улучшить наши социальные навыки — осознать преимущества экономного использования слов. Мы не должны стремиться доминировать во всех разговорах, поскольку, как указывает Роберт Грин в своей книге «Искусство соблазнения», бесконечные разговоры о себе в высшей степени антисоблазнительны, обнаруживая не самодостаточность, а незащищённость.
Вместо того чтобы слишком беспокоиться о том, что мы собираемся сказать в социальных взаимодействиях, мы должны сосредоточиться на языке своего тела. Ведь если наши слова сопровождаются выражением страха или озабоченности на языке тела, то на самом деле не будет иметь значения, что мы говорим. Научиться входить в социальные ситуации с ясным умом и языком тела, отражающим спокойный и уверенный характер, — ценный навык, которым нужно овладеть. Как объясняет Грин:
«Было продемонстрировано, насколько люди склонны судить на основе первых впечатлений, и с какими трудностями они сталкиваются при переоценке этих суждений. Зная это, вы должны уделять особое внимание своему первому появлению перед отдельным человеком или группой.
В целом, лучше всего смягчить свои невербальные сигналы и вести себя более нейтрально. Чрезмерное возбуждение будет сигнализировать о неуверенности и может вызвать у людей подозрения. Однако непринуждённая улыбка и взгляд людям в глаза при первых встречах могут творить чудеса, снижая их естественное сопротивление».
Грин заходит так далеко, что предполагает, что наблюдение за людьми, которые уверенно и грациозно ориентируются в социальном мире, и попытки имитировать язык их тела могут быть эффективным средством повышения наших собственных социальных навыков.
«Имейте в виду, что ощущение превосходства в обществе придаёт людям уверенности, которая будет проявляться в языке их тела. Некоторые чувствуют эту уверенность до того, как достигают власти, и это становится самореализующимся пророчеством, поскольку к ним тянутся другие. Некоторые амбициозные люди могут попытаться имитировать эти сигналы».
Даже обладая развитыми социальными навыками, мы должны осознавать, что наш выбор образа, соответствующего нашей индивидуальности, не гарантирует всеобщего признания. Однако стремление к всеобщему одобрению не должно быть нашей целью.
В мире, где царит разнообразие и многие люди скрывают свою неуверенность, отвержение и насмешки неизбежны, независимо от того, кто мы такие. Тем не менее, подобные переживания не должны становиться поводом для возвращения к прежнему образу жизни. Вместо этого, мы можем последовать примеру Гёте в отношении социальных взаимодействий.
Гёте был человеком, который всю свою жизнь стремился к развитию своей индивидуальности и избегал давления конформизма, при этом достигая значительного социального успеха. Одним из его методов было подходить к каждому взаимодействию без ожиданий относительно реакции другого человека на его социальный характер.
«Большая глупость надеяться, что другие люди будут гармонировать с нами; я никогда на это не надеялся. Я всегда рассматривал каждого человека как независимую личность, которую я пытался понять со всеми её особенностями, но от которой я не желал дальнейшего сочувствия. Таким образом я получил возможность общаться с каждым человеком, и только так приобретается знание различных характеров и ловкость, необходимые для ведения жизни», — писал Гёте в «Беседах с Гёте».
Задача изменения своего имиджа и установления более эффективной роли на жизненной сцене может показаться сложной, особенно если мы провели годы или десятилетия, скрываясь за маской отверженного. Некоторые из нас могут оглянуться на своё прошлое и все разочарования, которые мы пережили, и задаться вопросом, стоит ли это усилий.
Однако оставаться социальным изгоем само по себе является сложной задачей. Чем больше мы боимся социального взаимодействия, тем больше мы будем его избегать, и чем больше мы его избегаем, тем больше его отсутствие нависает над нашей жизнью. Поэтому, вместо того чтобы рассматривать эту задачу как бремя, мы должны видеть её как одну из тех редких задач, которая достойна всех рисков, которые она влечёт за собой.
Как пишет Роберт Грин в «48 законах власти»: «Характер, с которым вы, кажется, родились, не обязательно является тем, кто вы есть; помимо унаследованных вами характеристик, ваши родители, друзья и сверстники помогли сформировать вашу личность. Прометеевская задача сильных мира сего — взять под контроль процесс, перестать позволять другим ограничивать и формировать их. Переделайте себя в персонажа, наделённого властью. Работа над собой, как над пластилином, должна быть одной из ваших величайших и самых приятных жизненных задач. По сути, это делает вас художником — художником, создающим себя».
Следуйте своему счастью
Внук Эзопа