Найти тему

Джон Локк: педагогика до и после

Педагогика делится на два этапа до Джона Локка и после. Объясняем почему. Ключевое слова поиска: педагогика Джон Локк.

Джон Локк, педагогика. Как появилась педагогика и какое влияние на ее становление оказал Джон Локк, — в новой статье портала kirarustik.ru.

Джон Локк педагогика как система

-2

Джон Локк (1632–1704) широко известен как один из самых влиятельных философов эпохи Просвещения. Некоторые мысли об образовании расширили новаторскую теорию разума Локка, объясняя, как обучать ребенка, используя три взаимодополняющих метода: развитие здорового тела, формирование добродетельного ума и стремление к обучению академической программе, которая включает новые науки, математику и языки.

Его работа «О поведении разума» продолжает тему предыдущих текстов, в ней заключается информация о том, как развивать рациональное мышление. В течение более века после публикации этих эссе взгляды Джона Локка на образование считались авторитетными, и его работы были переведены почти на все основные европейские языки.

Обеспокоенный моральной распущенностью Англии, богатый землевладелец и политик Эдвард Кларк обратился к своему давнему другу Джону Локку за советом о том, как воспитывать сына. Из серии писем Кларку получилась работа «Некоторые мысли об образовании», опубликованная в 1693 году.

Сегодня мы знаем Джона Локка как социального и политического философа, деятеля просвещенческой направленности. В своем «Эссе о человеческом понимании» он классно охарактеризовал человеческий разум при рождении как «чистый лист». Сегодня менее известен Локк как педагог-философ; тем не менее, его опубликованные письма к Кларку стали самым знаменитым трактатом об образовании в эпоху Просвещения, оказавшим влияние на Бенджамина Франклина, Жан-Жака Руссо и бесчисленное количество встревоженных родителей и учителей.

Кем был Джон Локк

Основываясь на опыте Локка как врача, психолога, дипломата и политического консультанта, «Некоторые мысли об образовании» являются отчасти медицинским пособием, отчасти руководством для родителей и учителей и в целом размышлением о мотивации и человеческой природе. Радикальная для своего времени работа является прообразом многих сегодняшних дискуссий по вопросам образования.

Локк утверждал, что действия человека во многом зависят от того воспитания, которое он получает. Именно воспитание способно повлиять на характер, укрепить волю, воспитать дисциплину и тягу к нравственности. Ниже мы опишем основные педагогические идеи Джона Локка и новые мысли исследователей, связанные с его работами.

Предпосылки к формированию педагогических воззрений Джона Локка

К середине XVII века в Англии утвердилась пуританская церковь, в связи с чем усилилось реформаторское движение. Пуританская церковь, в отличие от богатой каталической церкви, проповедовала отказ от роскоши, экономию, трудолюбие, скромность и сдерженность во всех проявлениях.

Простая пища, простая одежда без излишеств и украшений, постоянный труд — все это естественная часть жизни пуританина. В такой простой и скормной пуританской семье и вырос просветительский деятель Джон Локк. Пуританское воспитание, хорошее образование, широкий кругозор, а также вращение в оппозиционных дворянских кругах позволило сформулировать философу идеи, которые станут известными на весь мир.

В Англии XVII века происходил слом привычной общественной системы, широкие массы населения были дезориентированы за счет внедрения новых рыночных отношений, что только усиливало напряженность внутри общества. Особенно страдала прослойка рыцарей, привыкшая к защите феодального строя, ценностей и привилегий. Изменение условий жизни отразилось, в первую очередь, на этой части общества[1].

Выступая с просветительской миссией, Джон Локк занимается социальной адаптацией населения к новым реалиям, что поможет людям ориентироваться в новых условиях капиталистического рынка. Это важно, поскольку люди, привыкшие в случае бурного недовольства строем браться за оружие, могли снова поднять бунт.

Общественные ценности эпохи

В обществе было необходимо утверждение новых общественных ценностей эпохи, для того, чтобы примерить между собой феодально-рыцарское и буржуазное мировоззрение и воспитание. На этом основании мы можем говорить о том, что идеи Локка легли в основу идеалов эпохи Просвещения, повлияли на их формирование.

В 1688‑м году философ выдвинул мысль о том, что государство обязано обеспечить личную свободу и гарантировать его естественные права. Эту идею он высказал в своих работах «Право народа на восстание против тирании» и «Размышления о славной революции 1688 года».

По мнению философа о государстве, оно должно гарантировать личную свободу и естественные права человека. Джон Локк развивал либеральные представления о власти, писал о необходимости предоставления выбора власти народу, установлении общепринятых законов, что могло бы помочь в борьбе против деспотизма и произвола должностных лиц, занимающих управленческие места, контроле уровня преступности.

При этом исследователь высказал важную для своего времени мысль — он считал, что духовное воспитание, то есть воспитание достоинства и нравственности не может быть оторвано от физического, которое включает в себя заботу о собственном здоровье и гигиене. Об этом он писал следующее:

«Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, чей дух — неразумный руководитель, никогда не найдет правильного пути; а тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет продвигаться вперед по этому пути».
В то время как в Средневековье занималась позиция «угнетения» тела, его укрощение, Локк вводит противоположную идею заботы о нем. Так в обществе начинает укрепляться идея «В здоровом теле — здоровый дух».

Гуманное отношение к детям

Также Локк призвал действовать по отношению к детям более гуманно. Если дети четко и однозначно усваивают положительное и отрицательное поведение других людей, то это дает им возможность избегать нарушений дисциплины и, соответственно, наказания. Духовно-нравственное воспитание по Локку стоит на первом месте, что помогает развить хорошие манеры, мудрость, образование и другие добродетели. Есть предположение, что именно взгляды и воспитание отца повлияли на формирование его собственного педагогического подхода. [3]

Таким образом, Локк повлиял на развитие педагогических идей и одним из первых предложил подходить к воспинанию осознанно, оказывая воздействие на сознание и поведение воспитанника, обеспечивая формирование мотива к обучению, и культивируя взаимоуважение в отношениях между воспитателем и обучаемым.

Образовательная система, предложенная Джоном Локком была необходима для того, чтобы пойти на классовый компромисс, и бедные слои населения могли получить образование схожее отчасти с дворянским.

Через идеи Локка дворянские принципы воспитания, в которых формировалось по большей части презрительное отношение к труду, меняются. Среди классических феодальных добродетелей «войны, охоты и любви» появляется новое звено — труд, что направляет дальнейшую жизнь людей в мирное русло.

Педагогические воззрения Джона Локка

Джон Локк считал, что детей необходимо воспитывать следующим образом:
— заниматься развитием тела, следить за дисциплиной и распорядком дня;
— деятельность ребенка должна включать развивающие упражнения и игры;
— ребенок не должен потворствовать собственным желаниям и прислушиваться к голосу разума;
— небоходимо прививать с раннего возраста изящные манеры ребенку, обучать искусству;
— физические наказания могут применяться исключительно при регулярном неповиновении и проявлении дерзости.

Локк выступал резко против бытующих в то время способов наказания — воспитания розгами. Он писал о том, что подобные наказания не требуют ни сил, ни времени от воспитателя и подходит такой метод только тем, кто не видит в воспитанниках разумных существ, которые становятся безвольными рабами.

В мире, где дети считались миниатюрными взрослыми, Локк открыл ребенка: «Дети чужды всему, с чем мы знакомы». Они должны играть. Их мысли блуждают. Им нужно быть занятыми, и они любят перемены и разнообразие. Они от природы любопытны. Чтобы мотивировать, умелый учитель упрощает уроки, сочувственно отвечает на наивные вопросы, улавливает момент, когда ребенок «настроен», увлечен и отзывчив.

Предвосхищая теорию Говарда Гарднера о множественном интеллекте, Локк также призывает родителей и воспитателей осознавать индивидуальные различия. Различаются не только умы, но и темпераменты. Не имея преимуществ современных теорий наследственности, Локк полагался на пристальное наблюдение: «Некоторые люди по неизменной конституции своей конституции крепки, другие боязливы, одни самоуверенны, третьи скромны, покладисты или упрямы, любопытны или беспечны, быстры или медлительны». [2]

Разум — это не чистый лист

В книге Локка разум — это не чистый лист. Неоднократно он отмечает важность образования. В то же время он признает важность темперамента. Он сочувствовал бы современному бестселлеру Сьюзен Кейн «Тихо», который предполагает, что мы сформированы в утробе матери и обладаем меньшей автономией, чем мы думаем.

Если вам нужны высококвалифицированные учителя, говорит Локк, “выбирайте их тщательно и хорошо им платите.
Взгляд Джона Локка на образование в 1693 году современен в своих советах по мотивации учащихся: лелеять любопытство, осторожно стирать невинность, избавляться от розги, привлекать внимание, обеспечивать отдых, относиться к детям как к рациональным и объяснять цель обучения. Говоря от имени всех прогрессивных педагогов, он размышляет: «Мне всегда казалось, что обучение можно превратить в игру и развлечение для детей».

Конечно, фантазия должна быть умерена реальностью. Книга одновременно призывает к поощрению самоконтроля, внедрению любви к разуму, воспитанию добродетели и использованию позора, а также похвалы в качестве мотиватора. Друг как традиционалистов, так и прогрессистов, Локк превозносит важность примера и силу привычки. «Некоторые мысли об образовании» понравились родителям и учителям, потому что Локк был конкретным, практичным, умеренным и уравновешенным.

Основоположник Просвещения, Локк верил в человеческий потенциал и прогресс. Вторя сторонникам современной позитивной психологии, он утверждает: «Мы рождаемся со способностями и силами, способными практически на все». В то же время он реалист, даже немного эволюционный психолог.

Грех и война мозга каменного века с добродетелью и разумом. Мы «тщеславные и гордые создания», любящие власть и господство. Дети могут быть очаровательными, но они также могут быть озорными, жестокими, вялыми и ленивыми. С пеленок они алчны. Локк особенно скептически относился к идее, что сверстники преподают друг другу ценные уроки. Он посоветовал школьникам не учиться «справедливости, великодушию и трезвости» друг у друга. Вместо этого их инструктируют по «хорошо продуманным сюжетам ограбления фруктового сада вместе».

Идея гуманизма в мире, где травля медведя — это весело

В мире, который развлекается травлей медведя, Локк является сторонником гуманизма. Окруженный насилием и жестокостью, он ставит под сомнение увлеченность высшего класса охотой и фехтованием. Он призывает к доброте. Детей нельзя бить. Нельзя позволять им дома мучить «молодых птиц, бабочек и других таких несчастных животных, которые попадают к ним в руки». В школе их не следует учить тому, что завоеватели — это герои или что резня похвальна. [1]

Книга также была революционной в своих педагогических деталях: используйте блоки с буквами для обучения чтению, изучайте латынь посредством разговора, связывайте историю с географией, не забивайте молодых ученых слишком большим количеством информации за раз, продвигайтесь медленными и нежными шагами. Молодым аристократам, небрежно относящимся к деньгам, он советует бухгалтерию. Чтобы сбалансировать долгие часы изнурительных школьных занятий, он выступает за равноправие.

Некоторые мысли об образовании — это трактат 1693 года об образовании джентльменов, написанный английским философом Джоном Локком. На протяжении более века это была самая важная философская работа по образованию в Англии. Она была переведена почти на все основные письменные европейские языки в восемнадцатом веке, и почти все европейские писатели по вопросам образования после Локка, включая Жан-Жака Руссо, признавали ее влияние.

В своем «Эссе о человеческом понимании» (1690 г.) Локк изложил новую теорию разума, утверждая, что разум джентльмена был tabula rasa или «чистой доской»; то есть он не содержал никаких врожденных идей. «Некоторые мысли об образовании» объясняют, как воспитать ум, используя три различных метода: развитие здорового тела; формирование добродетельного характера; и выбор подходящей учебной программы.

“Некоторые мысли” Джона Локка

Локк написал письма, которые в конечном итоге стали «Некоторыми мыслями» для друга-аристократа, но его совет имел более широкую привлекательность, поскольку его образовательные принципы предполагали, что любой может приобрести такой же характер, как аристократы, для которых Локк изначально предназначал эту работу.

Вместо того чтобы написать полностью оригинальную философию образования, Локк, похоже, преднамеренно попытался популяризировать несколько направлений образовательной реформы XVII века, одновременно представляя свои собственные идеи.

Английские писатели, такие как Джон Эвелин, Джон Обри, Джон Эчард и Джон Мильтон, ранее выступали за «аналогичные реформы в учебной программе и методах обучения», но им не удалось привлечь широкую аудиторию. Любопытно, однако, что Локк провозглашает на протяжении всего текста свою революционную работу; как указал Натан Тарков, написавший целую книгу «Некоторые мысли», «Локк часто прямо противопоставляет свои рекомендации «обычному», «общепринятому», «ординарному» или «всеобщему» образованию».

По мере того, как Англия становилась все более меркантилистской и секуляристской, гуманистические образовательные ценности эпохи Возрождения, которые увековечили схоластику, стали рассматриваться многими как неуместные. Следуя интеллектуальной традиции Фрэнсиса Бэкона, бросившего вызов культурному авторитету классиков, реформаторы, такие как Локк, а позже Филип Доддридж, возражали против постановления Кембриджа и Оксфорда о том, что «все бакалавры и студенты в своих диспутах должны отложить в сторону своих различных авторов», такие, которые вызвали много разногласий и споров в школах, и только следуют за Аристотелем и теми, кто защищает его, и берут от него свои вопросы, и что они исключают из школ все бесплодные и бессмысленные вопросы, расходящиеся с древней и истинной философией.

Вместо того, чтобы требовать, чтобы их сыновья проводили все свое время за изучением греческих и латинских текстов, все большее число семей стали требовать практического образования для своих сыновей; знакомя их с зарождающимися науками, математикой и современными языками, эти родители надеялись подготовить своих сыновей к меняющейся экономике и, более того, к новому миру, который, как они видели, формировался вокруг них.

Мэри Кларк и Джон Локк

В 1684 году Мэри Кларк и ее муж Эдвард обратились к своему другу Джону Локку за советом по воспитанию их сына Эдварда-младшего; Локк ответил серией писем, которые в конечном итоге стали «Некоторыми мыслями об образовании». Но только в 1693 году, вдохновленный Кларками и другим другом, Уильямом Молинье, Локк действительно опубликовал трактат; Локк, «робкий», когда дело дошло до публичного разоблачения, решил опубликовать текст анонимно. [4]

Хотя перед смертью Локк пересматривал и дополнял текст пять раз, он так и не изменил существенно «знакомый и дружелюбный стиль работы». «Предисловие» предупредило читателя о его скромном происхождении как серии писем. и, по словам Натана Таркова, написавшего целую книгу «Некоторые мысли», советы, которые в противном случае могли бы показаться «назойливыми», стали приветствоваться. Тарков утверждает, что Локк относился к своим читателям как к своим друзьям, и они отвечали тем же.

Из основных утверждений Локка в «Очерке о человеческом понимании и некоторых мыслях относительно образования» два сыграли определяющую роль в теории образования восемнадцатого века. Во-первых, образование делает человека; как пишет Локк в начале своего трактата: «Думаю, я могу сказать, что из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять частей из десяти таковы, какие они есть, хорошие или плохие, полезные или бесполезные, благодаря своему образованию». Делая это заявление, Локк выступал как против взгляда Августина на человека, который основывает его концепцию человечества на первородном грехе, так и против картезианского положения, согласно которому человек врожденно знает основные логические положения. В своем «Эссе» Локк постулирует «пустой» ум — tabula rasa — который «заполнен» опытом. Описывая разум в этих терминах, Локк опирался на

«Театетус» Платона, который предполагает, что разум подобен «восковой табличке». Хотя Локк энергично выступал за теорию разума tabula rasa, он, тем не менее, верил во врожденные таланты и интересы.

Советы родителям по воспитанию детей

Например, он советует родителям внимательно следить за своими детьми, чтобы обнаружить их «способности», и развивать собственные интересы своих детей, а не заставлять их участвовать в деятельности, которая им не нравится — «поэтому он, говоря о детях, должен хорошо изучите их природу и способности и увидьте с помощью частых испытаний, какой поворот они легко принимают и что им подходит, понаблюдайте, каков их родной род, как его можно улучшить и для чего он годен. [9]
Локк также обсуждает теорию самости.

Он пишет: «маленькие и почти незаметные впечатления в нашем нежном младенчестве имеют очень важные и длительные последствия». себя — они отмечают tabula rasa. В «Эссе», в котором он впервые вводит теорию ассоциации идей, Локк предостерегает от того, чтобы «глупая дева» убеждала ребенка в том, что «гоблины и духи» связаны с тьмой, ибо «тьма всегда будет приносить с собой эти ужасные идеи, и они будут так соединены, что он не сможет вынести ни одну, ни другую».

Акцент Локка на роли опыта в формировании сознания и его забота о ложных ассоциациях идей привели многих к характеристике его теории сознания как пассивной, а не активной, но, как указывает Николас Джолли в своем введении к философской теории Локка. вне, это «одно из самых любопытных заблуждений о Локке». Как подчеркивают и он, и Тарков, сочинения Локка полны указаний активно искать знания и размышлять над полученным мнением; фактически в этом заключалась суть вызова Локка иннатизму.

Локк советует родителям тщательно воспитывать физические «привычки» своих детей, прежде чем продолжить академическое образование. Как отмечают многие ученые, неудивительно, что квалифицированный врач, каким был Локк, начинал «Некоторые мысли» с обсуждения физических потребностей детей, однако это, казалось бы, простое родовое нововведение оказалось одним из самых устойчивых наследий Локка — западная детская психология. в руководствах по воспитанию по-прежнему преобладают темы еды и сна.

Здоровье детей очень важно

Чтобы убедить родителей в том, что они должны прежде всего заботиться о здоровье своих детей, Локк цитирует «Сатиры» Ювенала: «В здоровом теле здоровый дух». Локк твердо верил, что дети должны подвергаться суровым условиям в раннем возрасте, чтобы приучить их, например, к низким температурам, когда они станут старше: «Дети [должны] не быть слишком тепло одетыми или покрытыми, зимой или летом» (курсив Локка), он утверждает, потому что «тела будут терпеть все, к чему они с самого начала привыкли», чтобы его ботинки были настолько тонкими, что они могли протекать и пропускать воду всякий раз, когда он приближался к ним» (курсив Локка).

Локк утверждал, что если бы дети привыкли к мокрым ногам, внезапный душ, который намочил их ноги, не вызвал бы у них простуды. Такой совет (независимо от того, следовали ему или нет) был весьма популярен; он появляется во всех детских книгах Джона Ньюбери середины восемнадцатого века, например, это первые детские книги-бестселлеры в Англии. Локк также дает конкретные советы по самым разным темам: от постельного белья до диеты и режима сна. [7]

Локк посвящает основную часть «Некоторых мыслей о воспитании» объяснению того, как привить детям добродетель. Он определяет добродетель как сочетание самоотречения и рациональности: «Человек способен отказывать себе в своих собственных желаниях, идти против своих собственных склонностей и чисто следовать тому, что разум направляет как лучше, даже если аппетит склоняется в другую сторону» (Локк).

Будущие добродетельные взрослые должны уметь не только практиковать самоотречение, но и видеть рациональный путь. Локк был убежден, что дети могут рассуждать в раннем возрасте и что родители должны обращаться с ними как с мыслящими существами. Более того, он утверждает, что родители должны, прежде всего, попытаться сформировать у своих детей «привычку» к рациональному мышлению.

Привычка выше правила

Локк постоянно ставит привычку выше правила: дети должны усвоить привычку рассуждать, а не запоминать сложный набор запретов. Этот акцент на рациональности и привычке соответствует двум вопросам Локка в «Опыте о человеческом понимании». На протяжении всего «Эссе» Локк сетует на иррациональность большинства и их неспособность из-за власти обычаев изменить или отказаться от давних убеждений.

Его попытка решить эту проблему состоит не только в том, чтобы относиться к детям как к разумным существам, но и в создании дисциплинарной системы, основанной на уважении и позоре, а не на поощрениях и наказаниях.[8] Для Локка такие награды, как сладости, и наказания, такие как побои, превращают детей в сластолюбцев, а не в рационалистов; такие ощущения возбуждают скорее страсти, чем разум. Он утверждает, что «подобная рабская дисциплина порождает рабский нрав» (курсив Локка).

На странице написано: «Эссе о человеческом разумении. В четырех книгах. Написано Джоном Локком, Гент. Издание четвертое, с большими дополнениями. Еккл. расти во чреве беременной: так и ты не знаешь дел Бога, сотворяющего все. Natur. Deor. I. I. London: Отпечатано для Авашама и Джона Черчилля в «Черном лебеде», на Патер-Ностер-Роу, и Сэмюэля Мэншипа, на корабле в Корнхилле, недалеко от Королевской биржи, MDCC».

Важно понять, что именно имеет в виду Локк, когда советует родителям относиться к своим детям как к мыслящим существам. Локк сначала подчеркивает, что дети «любят, чтобы с ними обращались как с разумными существами», поэтому родители должны относиться к ним соответственно. Тарков утверждает, что это предполагает, что детей можно считать рациональными только в том случае, если они реагируют на желание, чтобы с ними обращались как с разумными существами, и что они «мотивированы только наградами и наказаниями» для достижения этой цели.

Дети должны быстрее стать взрослыми

В конечном счете, Локк хочет, чтобы дети как можно быстрее стали взрослыми. Как он утверждает в «Некоторых мыслях», «единственное ограждение от мира — это доскональное его знание, в которое молодой джентльмен должен входить постепенно, по мере своих сил, и чем раньше, тем лучше».

В «Трактате о правительстве» (1689 г.) он утверждает, что обязанность родителей — воспитывать своих детей и действовать за них, потому что дети, хотя и обладают способностью рассуждать в молодом возрасте, делают это непоследовательно и поэтому обычно иррациональны; обязанностью родителей является учить своих детей становиться разумными взрослыми, чтобы они не всегда были скованы родительскими узами.

В «Некоторых мыслях об образовании» Локк не уделяет много места описанию конкретной учебной программы; он больше заботится о том, чтобы убедить своих читателей в том, что образование направлено на привитие добродетели и того, что западные педагоги теперь назвали бы навыками критического мышления.

Локк утверждает, что родители или учителя должны сначала научить детей тому, как учиться и получать удовольствие от учебы. Как он пишет, инструктор «должен помнить, что его дело не столько в том, чтобы научить [ребенка] всему, что познается, сколько в том, чтобы воспитать в нем любовь и уважение к знанию и поставить его на правильный путь познания и улучшая себя». Но Локк дает несколько намеков на то, что, по его мнению, может быть ценным учебным планом. Он сожалеет о долгих часах, потраченных впустую на изучение латыни, и утверждает, что детей сначала следует учить хорошо говорить и писать на их родном языке, особенно рекомендуя басни Эзопа. Большинство рекомендаций Локка основаны на подобном принципе полезности.

Учебные рекомендации Локка

Так, например, он утверждает, что детей нужно учить рисовать, потому что это пригодится им в заграничных поездках, а поэзия и музыка, по его словам, пустая трата времени. Локк также был в авангарде научной революции и выступал за преподавание географии, астрономии и анатомии. Учебные рекомендации Локка отражают отход от схоластического гуманизма и появление.
Когда Локк начал писать письма, которые впоследствии стали «Некоторыми мыслями об образовании», он обращался к аристократу, но окончательный текст обращается к гораздо более широкой аудитории.

Хотя можно применить общие принципы образования Локка ко всем детям, и современники, такие как Кост, определенно сделали это, сам Локк, несмотря на заявления, которые могут подразумевать обратное, считал, что «Некоторые мысли» применимы только к богатым и среднему классу. или, как их называли в то время, «средние сорта»).

Один из выводов Локка в «Некоторых мыслях об образовании» состоит в том, что он «думает, что у принца, дворянина и сына обычного джентльмена должны быть разные способы воспитания». ему никогда не приходило в голову, что каждый ребенок должен быть образован или что все те, кто должен быть образован, должны быть образованы одинаково. Локк считал, что до тех пор, пока школьная система не будет реформирована, джентльмен должен обучать своего сына дома с наставником, они вообще не фигурируют в книжке Локка».

Локк написал «Некоторые мысли об образовании» в ответ на вопрос своего друга Эдварда Кларка о том, как воспитывать своего сына, поэтому «главная цель» текста, как Локк заявляет в начале, «это то, как следует воспитывать молодого джентльмена с младенчества. ” Это образование «не будет так идеально подходить для воспитания дочерей; хотя там, где различие пола требует разного отношения, его будет нетрудно различить» (выделение Локка). Этот отрывок предполагает, что для Локка образование было принципиально одинаковым для мужчин и женщин — для женщин были лишь небольшие очевидные различия.

Как воспитывать мальчиков и девочек

Эта интерпретация подтверждается письмом, которое он написал Мэри Кларк в 1685 году, в котором говорилось, что «поскольку я не признаю в вашем сознании никакого различия полов в отношении… что такое [письмо для сына]». Мартин Саймонс утверждает, что Локк «предполагал, как косвенно, так и явно, что образование мальчика должно быть в том же духе, которому уже следуют некоторые девочки из интеллигентных благородных классов».

Локк утверждает, что вместо того, чтобы посылать мальчиков в школы, которые игнорируют их индивидуальные потребности и мало что дают, их следует обучать дома, как это уже делали девочки, и «должны учиться полезным и необходимым ремеслам в доме и поместье». Как и его современница Мэри Эстелл, Локк считал, что женщин можно и нужно учить быть рациональными и добродетельными.

Но Локк рекомендует несколько незначительных «ограничений», касающихся обращения с женским телом. Наиболее значимым является его сдерживание женской физической активности ради внешнего вида: «Но так как ваши девушки должны заботиться и о своей красоте, насколько позволяет здоровье, то это должно иметь у них некоторое ограничение… их нежная кожа должна быть ограждена от активных солнечных лучей, особенно когда они очень горячие и пронзительные». [7]

Наряду с Руссо (1762 г.) «Некоторые мысли об образовании» Локка были одним из основополагающих текстов восемнадцатого века по теории образования. В Великобритании это считалось стандартным подходом к этой теме более века. По этой причине некоторые критики утверждали, что «Некоторые мысли относительно образования» соперничают с «Эссе о человеческом понимании» за звание самой влиятельной работы Локка. Некоторые из современников Локка, такие как немецкий философ и математик XVII века Готфрид Лейбниц, также верили в это; Лейбниц утверждал, что «Некоторые мысли» превзошли даже «Эссе» по своему влиянию на европейское общество.

Влияние Локка на педагогику

К концу восемнадцатого века влияние Локка на педагогическую мысль было широко признано. В 1772 году Джеймс Уитчерч писал в своем «Очерке об образовании», что Локк был «автором, перед которым ученые должны всегда признавать себя в большом долгу, и чье имя никогда не может упоминаться без тайного почитания и уважения; его утверждения являются результатом интенсивных усилий».

Джон Клеверли и Д.К. Филлипс помещают « Некоторые мысли об образовании» Локка в начало традиции теории образования, которую они называют «энвайронментализмом». В годы после публикации работы Локка Этьен Бонно де Кондильяк и Клод Адриен Гельвециус с энтузиазмом восприняли идею о том, что умы людей формируются благодаря их опыту и, следовательно, благодаря их образованию. Системы обучения детей с помощью органов чувств распространились по всей Европе.

В Швейцарии Иоганн Генрих Песталоцци, опираясь на теории Локка, разработал концепцию «наглядного урока». Эти уроки концентрировали внимание учеников на определенном предмете и побуждали их использовать все свои чувства, чтобы исследовать его, и побуждали их использовать точные слова для его описания.

Используемые в Европе и Америке в восемнадцатом и девятнадцатом веках, эти наглядные уроки, по словам одного из их практиков, «если их правильно проводить, развивают чувственное восприятие или наблюдение, приучают детей выражать свои мысли словами, увеличивают их доступный запас памяти». слов и идей и, таким образом, накапливая материал для размышлений, также подготавливают почву для более трудного и углубленного изучения».[3]

Мария Монтессори и Джон Локк

Такие методы также были неотъемлемой частью методов Марии Монтессори в двадцатом веке. По словам Клеверли и Филлипса, телешоу «Улица Сезам» также «основано на предположениях Локка — его цель состояла в том, чтобы дать детям из неблагополучных семей, особенно в бедных районах, простые идеи и базовый опыт, которые их среда обычно не дает».

Во многих отношениях, несмотря на продолжающееся влияние Локка, как указывают эти авторы, в двадцатом веке преобладали дебаты «природа против воспитания», чего не было в веке Локка. Оптимистический «энвайронментализм» Локка, хотя и оговоренный в его тексте, теперь уже не просто моральный вопрос — это также и научный вопрос.

Джон Локк (1632–1704) был влиятельным философом XVII века. У Локка также были некоторые важные взгляды на образование. В этом посте мы рассмотрим жизнь Локка и его позицию в отношении образования.

Локк в первую очередь имел практический взгляд на образование. Обучение студента должно быть ориентировано на практику. Сегодня заманчиво распределить ребенка по множеству предметов и факультативов, но Локк не поддерживал этого. Образование должно быть упрощенным и точным.

Локк не считал, что образование должно быть только академическим. Чтение и письмо важны, но, по его мнению, они не были всем. Это резко контрастировало с его опытом школьного образования, где ученые были всем. Локк считал, что развитие характера было конечной целью образования. Отличить правильное от неправильного и показать честность были гораздо важнее, чем академическая доблесть.

Медицинское образование Локка

Благодаря своему медицинскому образованию Локк также поддерживал идею образования, отвечающего потребностям тела. Свежий воздух, физические упражнения, сон и простая диета имели решающее значение для успешного обучения.[6]
Умеренность также была еще одним ключевым элементом успеха, поскольку рабочая нагрузка ребенка должна быть адаптирована к индивидуальным потребностям, а не ко всем одинаковым. Для Локка стандартизированное образование бесчувственно и относится к детям как к объектам, а не как к живым существам. Задача воспитателя – изучить ребенка и найти то, что ему подходит.

Локк также много говорил о языке. Он смело заявлял, что изучение латыни было переоценено и действительно было занятием для высшего класса, а не для всех. Локк также сказал, что лучший способ выучить язык — это практика, а не изучение теоретических правил использования языка.

Из всех факторов развития личности Джон Локк большое место отводил воспитанию, ибо он считал, что «девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, чем они есть,- добрыми или злыми, полезными или бесполезными, — благодаря своему воспитанию». Поощрение и наказание главным образом зависят от того, насколько воспитатель рационально организует систему воспитания, достижение целей воспитания, решение воспитательных задач.

В деле воспитания у Локка важное место отводится руководящей роли разума, ибо он способствует сознательной организации жизни человека. Поэтому с самого раннего детства ребенок должен прислушиваться к мнению старших, ибо у старших, которые выполняют роль воспитателей, разум более или менее сформирован, и они знают, что хорошо, а что плохо. И прав Локк, когда говорит: «Тот, кто не привык подчинять свои желания разуму других, когда он молод, вряд ли будет вслушиваться и подчиняться голосу своего собственного разума, достигши того возраста, когда он способен им пользоваться».

Воспитание ребенка должно быть гуманным

По мнению Локка, воспитанник прислушивается, подчиняется воспитателю тогда, когда он испытывает к нему почтительный страх. «Вы хотите, чтобы ваш сын, выйдя из детских лет, вас слушался? В таком случае вы непременно должны установить свой отцовский авторитет возможно раньше, а именно как только он стал способен подчиняться и понимать, в чьей власти он находится.

Если вы хотите, чтобы ваш сын испытал к вам почтительный страх, то запечатлейте в нем это чувство уже в детстве. А по мере того, как он будет становиться старше, позволяете ему сближаться с вами. При этом условии вы будете иметь в нём послушного подданного в детстве и преданного вам друга, когда он вырастет».[5]

Исходя из этой мысли Локка, следует констатировать, что без применения методов формирования сознания и поведения использование поощрения и наказания не имеет воспитательного смысла, ибо ребенок, воспитанник должен в первую очередь знать, как вести себя в тех или иных воспитательных ситуациях и, с другой стороны, уметь вести себя. А знать и уметь он может только тогда, когда воспитатель формирует его сознание и поведение, давая ему соответствующие знания и умения, которые впоследствии должны превратиться в убеждения и навыки.

И, таким образом, образуют регулирующую, контролирующую ось его сознания и поведения. А это вовсе не простая задача, она требует ежедневного кропотливого труда родителей и воспитателей способами объяснения и разъяснения, упражнения и требования. И, самое главное, воспитатель личным примером должен давать образец поведения. Как и другие великие педагоги, Локк считает важным применять поощрение и наказание в исключительных случаях, и это правильно, поскольку данные методы являются вспомогательными, а не главными. И ошибаются те педагоги и родители, которые превращают его в главное орудие воспитания.

Чем плохи побои

«Побои и все прочие виды унижающих телесных наказаний не являются подходящими мерами дисциплины при воспитании детей, которых мы хотим сделать разумными, добрыми и талантливыми людьми; эти меры следует поэтому применять очень редко и притом только по серьезным основаниям и лишь в крайних случаях. С другой стороны, нужно тщательно избегать поощрения детей посредством награждения их вещами, которые им нравятся».

Как Локк, так и другие великие педагоги очень убедительно настаивают на этом, поскольку такой подход имеет губительные воспитательные последствия. Ибо и ныне все больше увеличивается категория таких педагогов и родителей, которые не имеют ни малейшего представления об азбуке поощрения и наказания.

Дело в том, что при таком подходе, когда систематически и регулярно применяется поощрение и наказание, т. е. «кнут и пряник», воспитание превращается в дрессировку. В таком случае воспитанник делает все, чтобы получить за свое поведение определенную награду, и всеми правдами и неправдами пытается избежать наказания.

Это становится для него главной целью. А реальная, главная цель, которая связана с учебой и трудом, уходит на второй, а то и на третий план. В конечном счете при такой организации процесса воспитания общество получает хитрого, корыстного, эгоистичного человека, который ради удовлетворения своих потребностей идет на всякие уловки, лишь бы достичь своих эгоистичных целей.

Педагогика Джона Локка

В заключении данной темы скажем, что педагогика Джона Локка достаточно противоречива и тут уместно вспомнить слова П.П. Блонского: “Буржуазная педагогика не может разрешить проблему всестороннего развития каждого члена общества, своё внимание она сосредотачивает на отдельном ребёнке, изучая его вне социальной среды. По этой причине она бессильна воздвигнуть здание педагогики как научной системы.

Ей под силу разработка лишь отдельных вопросов”. Подобные слова как нельзя лучше подходят к педагогике Д. Локка. Ребёнок, действительно рассматривался вне социальной среды, а всё внимание педагога было направлено только на одного ребёнка, что попросту невыполнимо в наши дни, когда получать образование могут дети всех слоёв населения.

Но наряду с этими важными в наши дни недостатками, педагогика Д. Локка, несомненно, заслуживает самого пристального внимания. По-прежнему актуальны его советы относительно нравственного и физического воспитания ребёнка. По- прежнему достаточно свежо звучат его советы относительно методов выработки у ребёнка интереса к предмету и способы преподавания, в частности принцип наглядности обучения, его ненавязчивости и т.п. Однако из-за перечисленных выше недостатков, многие положения педагогической системы Локка просто не смогут быть выполнены современными учителями, а потому больше подойдут родителям для семейного воспитания.

Долокковская философия и постлокковская

Джон Локк был очень влиятельным философом XVII века, имевшим в свое время уникальные взгляды на образование. Его идеи целостного образования по-прежнему актуальны сегодня, и его мысли о освоении языка, возможно, являются сегодня основным взглядом на эту дисциплину.

Практически вся долокковская философия считала для себя очевидным то, что общие идеи и понятия, такие как: Бог, человек, материальное тело, движение, равно как и общие теоретические суждения, например, закон причинности и практические принципы, например, заповедь любви к Богу, суть первоначальные сочетания представлений, которые являются непосредственной принадлежностью души, на том основании, по которому общее никогда не может быть предметом опыта. Локк отвергает эту точку зрения, считая общее знание не первичным, а, напротив, производным, логически выводимым из частных утверждений путём размышления.

Список использованных источников:

  1. Ковалев А.В. Политическая концепция Д. Локка в отечественной историографии советского периода // Известия ВГПУ. 2015. №7 (102). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-kontseptsiya-d-lokka-v-otechestvennoy-istoriografii-sovetskogo-perioda (дата обращения: 16.03.2022).
  2. Лазарев М. А. Джон локк и идеалы просвещения // Наука и школа. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dzhon-lokk-i-idealy-prosvescheniya (дата обращения: 16.03.2022).
  3. Стручаев М.В. Джон Локк: три тезиса о существовании // Наука. Искусство. Культура. 2016. №3 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dzhon-lokk-tri-tezisa-o-suschestvovanii (дата обращения: 16.03.2022).
  4. Ходжаназаров А. К. Джон Локк о поощрении и наказании // Вестник ТГУПБП. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dzhon-lokk-o-pooschrenii-i-nakazanii‑1 (дата обращения: 16.03.2022).
  5. Gay, Peter. “Locke on the Education of Paupers.” Philosophers on Education: Historical Perspectives. Ed. Amélie Oksenberg Rorty. London: Routledge (1998), 190.
  6. Life and Educational Views of John Locke https://educationalresearchtechniques.com/2018/08/31/life-and-educational-views-of-john-locke/
  7. Locke, John. “An Essay on the Poor Law.” Locke: Political Essays. Ed. Mark Goldie.teaching-learning/opinion-john-locke-an-education-progressive-ahead-of-his-time/2015/08
  8. Locke, John. An Essay Concerning Human Understanding. Ed. Roger Woolhouse. New York: Penguin Books (1997).
  9. John Locke: An Education Progressive Ahead of His Time? https://www.edweek.org/Locke, John (1764). Some thoughts concerning education (13 ed.). London: Printed for A. Millar, H. Woodfall, J. Wiston and B. White … p. 324.

Читай также: