Найти тему
КиноБуква

«Веди свой плуг по костям мертвецов» - многослойная трагедия в романе Нобелевского лауреата Ольги Токарчук и невнятная экранизация

Оглавление

Вот это необычное название на самом деле слова английского поэта Уильяма Блейка из «Пословиц Ада»: «В пору посева учись, в пору жатвы учи, зимою пользуйся плодами. Гони свою телегу и свой плуг по костям мертвецов».

Польская писательница Ольга Токарчук, обладательница Международной Букеровской премии и Нобелевской премии по литературе 2018 года с формулировкой «За повествовательное воображение, которое с энциклопедической страстью представляет пересечение границ как форму жизни», использует строчку Блейка настолько тонко и глубоко, что хочется аплодировать. Это идеальное название для романа с таким содержанием и смыслом.

«Я смотрела на мир, окутанный серой Тьмой, холодной и неуютной. Тюрьма не вовне, она внутри каждого из нас. Возможно, мы не умеем без нее жить».
Ольга Токарчук

Вообще я не очень-то много читала нобелевских лауреатов, но, когда писала статью, точнее, даже две статьи об этой премии, заприметила себе несколько имён – авторов, с которыми непременно хочу познакомиться. И Ольга Токарчук была в их числе.

И сразу хочу сказать: это было необычное чтение. Необычное, но завораживающее. У меня ушло два вечера на чтение и более недели на осмысливание. Понравилось ли – да. Ничего подобного ранее я не встречала.

📚Ольга Токарчук «Веди свой плуг по костям мертвецов»

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

«Мне всегда казалось, что ступни наша наиболее интимная, наиболее личная
часть тела, вовсе не гениталии, не сердце и даже не мозг, несущественные органы, значение которых все так переоценивают. Именно в ступнях сосредоточено все знание о Человеке, туда стекает с тела глубокий смысл кто мы на самом деле такие и каково наше место на земле. В соприкосновении с землей, там, где она граничит с телом, заключена вся тайна что мы сконструированы из элементов материи и одновременно отчуждены от нее, отделены. Ступни - наша вилка в розетку».
Ольга Токарчук

Что собой представляет роман – это философский детектив, в котором сплелись аллюзии, астрология, бесконечная любовь к природе и всему живому, особенно к животным.

Историю рассказывает пожилая пани Янина Душейко (хотя у нее весьма оригинальное отношение к именам, в том числе к своему собственному, и она буквально выходит из себя, если кто-то называет её Яниной).

Пани Душейко живет в маленьком поселке, где, помимо нее – всего несколько человек. Остальные на зиму уезжают в город, а свои поселковые домики используют, как летние дачи.

«Мне кажется, все мы видим других Людей по-своему, поэтому имеем право давать им те имена, которые полагаем уместными и подходящими. Так что мы многоименны. У нас столько имен, сколько вокруг людей, с которыми мы вступили в какие-либо отношения».
Ольга Токарчук

Пани Душейко практически ни с кем не общается. В глазах большинства – она странная. Странна пожилая женщина с кучей тараканов в голове. Носится по поселку, разыскивая своих пропавших собак, которых называет Девочками и считает дочерьми (человеческих детей у нее нет), за что получила клеймо грешницы от местного ксендза (это католический священнослужитель в Польше), ведь очеловечивание животных – недопустимо, у них нет души. Еще Янина считает, что все в этом мире зависит от расположения звезд (вот это всё про Сатурн в восьмом доме) и много лет занимается астрологией. Янина пишет бесконечные жалобы в полицию на соседей-браконьеров, но всё без толку – это никому не интересно. Полиция давно считает её сумасшедшей и складывает ее заявления в стол.

«Это действительно были люди из колодца - такие, которые упали в него давным-давно и теперь обустраиваются на дне, полагая, что колодец и есть мир».
Ольга Токарчук

Роман начинается со смерти соседа пани Душейко, которого она называла Большая Ступня. Большая Ступня был браконьером, подавился костью косули, которую он убил на охоте, и задохнулся.

И Янина сразу же выдвигает уверенную теорию о том, что соседа убило то, что он убил сам. То есть это такая месть животных. Она яростно отстаивает эту свою идею, вещая о ней на каждом углу, что находит в итоге свое подтверждение – ведь начинают погибать странной смертью и другие мужчины-охотники – и каждый раз вокруг их тел то следы косуль, то полчища жуков. Кто, как не животные (пусть это и звучит мистически), делает это?

«Что это за мир? Чье-то тело, превращенное в ботинки, котлеты, сосиски, коврик у кровати... Бульон из чьих-то костей... Обувь, диваны, сумка через плечо с чьего-то живота, согревание себя чужим мехом, поедание чьего-то тела, разделывание его и поджаривание на сковородке... Неужели это возможно, неужели весь этот кошмар происходит на самом деле, это массовое убийство, жестокое, безразличное, автоматизированное, без каких-либо угрызений совести, без малейшей рефлексии, которой вроде бы в избытке во всех наших философиях и теологиях. Что это за мир, если убийство и боль в нем норма? Что пошло не так»?
Ольга Токарчук

Основная идея – борьба за права животных. Порой кажется, что пани Душейко напрочь тронулась умом – человек для нее не имеет цены. Важно лишь, чтобы животных не убивали. Он кричит, но ее никто не слышит. В основной массе люди равнодушно относятся к охотникам, и уж тем более не собираются отказываться от шуб или отбивной на ужин. И отказываются верить и в астрологию, и в предначертанность смерти тем или иным способом, и в то, что каждое существо на земле имеет право на жизнь. Почему за убийство председателя преступник должен понести наказание, а за убийство кабана, лис и косуль – нет?

«Газеты стараются держать нас в состоянии вечной тревоги, чтобы наши эмоции не обратились туда, где они действительно нужны. Зачем мне слушать их и думать так, как они велят»?
Ольга Токарчук

Стилистически написано прекрасно, получила удовольствие. Интересная особенность – многие слова в средине предложения написаны с заглавной буквы, обратите на этот факт внимание при чтении – такой способ акцентировать внимание на главном. Много противоречивых мыслей, которые я перечитывала дважды и даже трижды. Зацепило. Произведение, о котором хочется рассуждать и которое хочется обсуждать. Вообще, чтобы до конца озвучить свои впечатления, нужно поспойлерить и раскрыть сюжет полностью, а я этого не хочу. Роман действительно стоит внимания и вашей самостоятельной оценки.

«Зимние утра сделаны из стали, у них металлический привкус и острые края. В январе по средам, в семь утра, становится очевидно, что мир не был создан ради человека, во всяком случае уж точно не ради его комфорта и удовольствия».
Ольга Токарчук

Когда готовила статью, выяснила, что книгу уже экранизировали. Я, конечно же, сразу, по свежим впечатлениям от прочитанного, посмотрела.

🎬След зверя (2018)

Pokot

Слабо, довольно слабо, невнятно и невзрачно. Зачем-то расширили второстепенные линии, "съев" при этом добрую часть пани Янины. Очень мешал корявый перевод - в романе другие имена, красивые обороты. В фильме всё гораздо проще и скучнее. И почему-то чувствуется закос под скандинавов, хотя речь о Польше. В общем и целом сюжет сохранился, как и идея, но посмотри я этот фильм ДО - никогда бы не додумалась читать первоисточник. Скорее всего, даже не досмотрела бы! Нет ни атмосферы, ни магии слова, ни ощущения поразительной трагедии. Ни че го. Поэтому экранизацию не рекомендую. Либо только после книги, чтобы не разочаровываться.

«Предназначение всей сложной человеческой психики не дать Человеку понять, что на самом деле предстает перед его глазами. Чтобы он не постиг истину, прикрытую иллюзиями, пустой болтовней».
Ольга Токарчук

А вы читали «Веди свой плуг по костям мертвецов», или, может, фильм смотрели?

Ну и те самые статьи о Нобелевской премии: