"Собиратель душ" (в оригинале Longlegs <дословно: Длинные ноги>) вышел в 2024 году, при бюджете в 10 миллионов долларов фильм уже собрал более 100. Фильм получился ностальгичным и делающим поклоны в сторону мрачных детективов Финчера и хорроров в духе "Аннабель".
Сюжет фильма без спойлеров
1990-е годы, США, Орегон. Агент ФБР Ли Харкер (Майка Монро) расследует дело о загадочных убийствах. Странным образом она чувствует и знает про него очень много, но не может этого объяснить. По ходу расследования выясняется, что она связана с предполагаемым серийным убийцей куда больше, чем ей хотелось бы.
Достоинствами фильма "Собиратель душ" являются:
Майка Монро
Она хороша и выразительна в роли уставшего спецагента, которой эмоционально тяжело дается ее работа. У нее мало радости в жизни, у нее и жизни как будто бы нет. Она зажата, плохо спит, плохо ест, замкнута, а все тайны прошлого далеко сметены под толстый ковер.
В связи со всей ее историей (которую создатели расскажут), иронична будет фраза (перевод Lanaskino):
Ох, это забавно. Тот день, когда ты решила пойти в правоохранительные органы, когда тебе было двадцать. Мы так сильно над этим смеялись.
Атмосфера
Фильм создает давящую и хмурую атмосферу, какой отличаются скандинавские мрачные детективы вроде "Валландера" или "Убийства" вперемежку с финчеровскими "Семью", "Зодиаком" или "Охотником за разумом".
Особенностью этой атмосферы кроме очевидной невеселости является еще и некоторая утрированная обыденность: пейзажи серые и пасмурные, люди с землянистым от недосыпа цветом лица, плохой кофе из больших кружек, пыль, пятна и беспорядок. Это с одной стороны.
С другой стороны, есть загадочные символы, сложносочиненный злодей с очень инородной мотивацией, за которым вроде бы охотятся ФБРовцы, но на деле еще очень большой вопрос, кто за кем тут ведет охоту.
Кейдж
Мне лично его грим и образ понравились. Первые минуты фильма очень неприятные с ним, как по мне. А раз он играет маньяка в хоррор-детективе, то он и должен быть таким: безумным, гротескным, странным, если не сказать грубее.
Мне фильм понравился, хотя выдающимся его назвать трудно. Если оценивать в баллах, то по мне - это 7/10.
Многие комментаторы ругали фильм за сверхъестественное объяснение, которое ничего не объясняет, а выглядит как лень сценаристов. Я с этим не соглашусь. Такой ход имеет право на жизнь.
Единственное, с чем я не могу определиться, так это с моим отношением к смыслу этого кинопроизведения. Не понятно мне, за кого автор выступает.
О названии фильма и смысле
В русской адаптации фильм из "Длинноногого/Длинных ног" стал "Собирателем душ", растеряв смысл.
Прозвище серийного убийцы отсылает к старой колыбельной Goosey Goosey Gander, впервые опубликованной в конце 18 веке, точнее одной из ее версий (перевод Lanaskino):
Старый отец Лонг-Легс (Длинные Ноги)
Не может молиться:
возьми его за левую ногу,
И сбрось его с лестницы.
Одна из трактовок этих строк отсылает к периоду гонений на католических священников в Англии. Отец тогда - это священник, не может он молиться из-за преследований. Они были вынуждены прятаться, но если их находили, то вытаскивали ("за левую ногу") и выбрасывали на улицу, где подвергали унижениям и насилию.
Отсылка именно к этой трактовке есть в самом фильме, когда агент Ли признается, что перестала молиться, и ее действительно "сбрасывают" с лестницы, когда она оказывается в подвале и обнаруживает правду.
Что нам, как зрителю, это дает?
Думаю, эту отсылку режиссер считает достаточно значимой, чтобы вывести ее в название фильма.
Как зрителю она нам задает тему всего фильма - это вера, а точнее кризис веры. Все жертвы с виду были правоверными христианами, к ним в дома проникали тоже под видом христианских ценностей. Однако их вера не сумела их защитить. Главный серийный маньяк фильма имеет прозвище гонимого священника, а в фильме прямо проговаривают: мол, да, он сатанист, но в США это не запрещено, его нельзя преследовать только за это.
Таким образом, перед зрителем предстает странный винегрет, где словно бы неясно, кто есть кто. Но на самом деле "Собиратель душ" - это о кризисе веры в США, о том, что люди, оставляя на стенах христианские символы, душой к ним не обращаются, символы эти скорее несут в себе только социальный смысл. И этим пользуются те, кто исповедует сатанизм, поскольку у людей теперь в душах пустота.
Фильм, к сожалению, очень пессимистичный. Героине удалось приостановить то, что происходит, но последствия все равно ужасны, а в ходе детективного расследования выяснилось, что главным преступником является сверхъестественное зло, а борьба с ним не имеет ни конца, ни начала в рамках одной человеческой жизни.
Хотя я бы посмотрела еще несколько фильмов режиссера - благо, у него из всего 5 режиссерских работ - чтобы понять, о чем он говорит. Возможно, после просмотра я изменю свое мнение о его авторской позиции.
Что там с куклами?
Что касается кукол и их роли во всем происходящем, если включить режим поиска скрытых смыслов, то я придумала следующее объяснение: куклы - это аватары детей, зараженные дурными силами. Они как контейнеры приносят зло в дом.
Современные аватары детей - это их жизнь в сети, где они (как и многие взрослые) создают свою альтернативную личность, прикрываясь любой картинкой, и там они уязвимы, потому что очень привязаны к своей жизни в сети. Через эту привязанность легко внушить самые жесткие мысли, которые приносятся в семьи и на которые реагируют самые близкие люди (по сюжету фильма - отцы). Метафорически они разрушают семьи, которые стоит сохранять.
"Собиратель душ" - фильм с мрачной атмосферой в финчеровской манере, но со сверхъестественным твистом, который настолько сверхъестественный, что лишает кино детективной радости от поимки и наказания негодяя, пусть даже и с тяжелым сердцем из-за потерь.
И это может разочаровать. С другой стороны, есть хорошая атмосфера, убедительная Майка Монро, очень странный Николас Кейдж и размышление о зле и вере.